Информационная война вокруг Южной Осетии (2008)

Информационная война вокруг Южной Осетии (2008)

Информационное освещение вооружённого конфликта в Южной Осетии играло значительную роль, так как влияло на общественное мнение относительно действий той или иной стороны.

Содержание

Отключение телевещания

По сообщению секретаря Совета национальной безопасности Грузии Александра Ломая, российские СМИ ведут против Грузии «информационную войну». В связи с этим грузинские власти с 9 августа прекращают вещание на подконтрольной территории всех российских телеканалов, сообщил 8 августа вечером телеканал «Вести». 9 августа Грузия прекратила вещание всех российских телеканалов на своей территории, время вещания «Голоса Америки» на грузинском языке было увеличено.[1] Позднее грузинские власти открыли доступ к ДТВ, ТНТ, СТС, «Культура», и запрещенными остались только телеканалы с новостными программами — Первый канал, РТР, НТВ, ТВ Центр и Вести. Единственным русскоязычным каналом с новостной программой, вещавшим в Грузии, остался Владимир Гусинский[2]. Большая часть эфира российских новостных каналов действительно была занята комментариями ситуации со стороны властей непризнанной республики Южная Осетия, сообщает [3]

10 августа Первый канал сообщил об избиении в Тбилиси своих журналистов, освещавших митинг беженцев.

18 августа было прекращено и вещание военным положением, по мнению главного редактора радиостанции Алексея Венедиктова, в связи с тем, что по нему было транслировано выступление на радио «Эхо Москвы» министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова: «Это случилось после интервью Лаврова, потому, что больше никаких интервью российских политических деятелей на территории Грузии никто не показывал, а мы это сделали специально для RTVI, чтобы грузины знали российскую позицию»[4].

По словам главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова, «отключение <...> русскоязычных телеканалов и, вообще источников информации, например русского домена — это попытка спрятать правду, прежде всего — от своего народа».[5]

Российские телеканалы, в отличие от сайтов рунета, остаются заблокированными и по настоящее время.

Атаки на веб-сайты

Вечером 8 августа сайты МИД и других правительственных структур Грузии подверглись атаке хакеров, сообщает Интерфакс.[6] На главной странице сайта МИД помещён коллаж из фотографий Адольфа Гитлера и Михаила Саакашвили. В связи с этим официальные заявления представителей грузинской стороны будут распространяться через информагентства, сообщили представители МИД Грузии. Нормальная работа официальных сайтов будет возобновлена в течение нескольких дней.

В свою очередь, южноосетинская сторона также заявила о производящихся хакерских атаках на южноосетинские сайты. На сайте государственного комитета по информации и печати республики Южная Осетия сообщается, что «в связи с проводимой DDoS-атакой осетинские сайты часто подолгу недоступны». Для разгрузки был запущен дополнительный сайт Цхинвал.ru, сообщает Лента.ру.[7] C началом активных военных действий был создан клон официального сайта южно-осетинского информационного агентства «Осинформ» с похожим адресом (ср.: osinform.ru и os-inform.com), на котором подаётся грузинская версия происходящих событий и даже размещаются фальшивые заявления от имени президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты.

Некоторые СМИ сообщали о взломе грузинского ресурса «Грузия Online». DDOS-атакам подвергся сайт РИА «Новости»[8], а также сайт российского англоязычного телеканала Russia Today (как было выяснено, с тбилисского IP-адреса).[9]

Кроме того, атаке подвергся официальный сайт президента Грузии.[10]

12 августа президент Польши Лех Качиньски предоставил правительству Грузии свой сайт — для публикации материалов, освещающих события в Южной Осетии.[11] Этот сайт также подвергся атаке.[12]

Интернет-война

8 августа лидеры движений «Наши», «Россия Молодая», «Местные», «Молодая Гвардия» и «Новые люди» подписали заявление, в котором призвали своих сторонников к «информационной войне против режима президента Грузии Михаила Саакашвили» на всех интернет-ресурсах.[13]

9 августа Грузия заблокировала доступ ко всем сайтам в домене [14][15][16] Разблокировка была осуществлена только 21 октября[2].

По некоторым сведениям, в России был заблокирован доступ к грузинским сайтам — об этом сообщали некоторые западные источники[17] и российский оппозиционный сайт Каспаров.ru.[18] Основным свидетельством называлась недоступность ряда грузинских сайтов (civil.ge, newsgeorgia.ru, president.gov.ge). В официальных российских СМИ сообщений об этом не было. Также, как утверждала американская компания Renesys Corp., специализирующаяся на отслеживании интернет-трафика, в России «не было никаких попыток ограничить трафик из Грузии».[10] Ведущий антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского» Виктор Камлюк также опроверг данные сообщения: по его мнению, причина недоступности грузинских сайтов была исключительно в DDos-атаках[19].

Директор исследовательского центра по компьютерной экспертизе Университета Алабамы в Бирмингеме Гэри Уорнер (Gary Warner) считает, что российские власти не причастны к атакам на грузинские сайты. По его словам, он обнаружил на сотнях российских форумов и блогов такой же скрипт для DDos-атак, какой распространялся для атак на эстонские сайты[20].

Многие эксперты также отметили слабую скоординированность атак, явившуюся следствием отсутствия их серьёзной поддержки, и их относительно небольшую роль в информационной войне[21].

В СМИ упоминались также кибер-атаки на отдельные сайты в домене [17]

Даже через месяц после окончания конфликта сообщалось об атаках на осетинские сайты, электронные почтовые ящики и аккаунты интернет-пейджера ICQ[22].

Санкции Грузии к российским масс-медиа и операторам связи

В начале октября 2008 грузинская национальная комиссия по коммуникациям наложила штрафы размером по 50 тысяч лари (около $ 36 тыс.) на российские средства массовой информации: «Первый канал» и «Вести FM» «за незаконное вещание в Южной Осетии и прилегающих районах».

Ранее российский мобильный оператор «МегаФон» был оштрафован на $360 тыс. за то, что его сеть доступна на территории Южной Осетии.

Также властями Грузии возбуждено уголовное дело против топ-менеджеров МегаФона, представители которого утверждают, что «компания не ведет бизнес на грузинской территории и не может запретить людям пользоваться доступом к передающим станциям в приграничной зоне России».[23]

Освещение войны западными СМИ и оценки этого освещения

События в Южной Осетии комментировали многие западные СМИ. Так, британский телеканал «Sky News» показал в новостном выпуске 8 августа видеосюжет об обстреле сёл Южной Осетии и столицы республики — Цхинвали грузинской артиллерией в ночь на 8 августа, а на следующий день сопроводил его сообщением, что «Россия ведёт обстрел территории Южной Осетии, входящей в состав Грузии».

Долгое время западные телевизионные каналы не вели репортажи непосредственно из Цхинвали, однако почти все сообщали о катастрофических разрушениях города сперва под огнём грузинской артиллерии, затем под огнём артиллерии российской.[24] Все представители западных СМИ базировались в Тбилиси и сообщали о разрушениях в грузинских городах Гори и Поти, военные объекты в которых подвергались не вполне точечным российским ударам с воздуха, что привело к жертвам среди мирного населения.[25][26] В Цхинвали находились только российские телеканалы и один украинский. И только впоследствии Цхинвал посетили более 100 иностранных журналистов.[27]

Российский информационный канал «Вести» приводит слова депутата Европарламента Джульетто Кьеза, что итальянские СМИ «сообщают о том, что Грузия была подвергнута атаке со стороны Южной Осетии, что Россия ведёт войну против Грузии с целью захвата этой страны. Это сплошная ложь».[28] Фиксировались и другие факты фальсификации со стороны итальянского телевидения. Так, несколько русских, проживающих в Италии и имеющих доступ и к итальянскому, и к российскому телевидению, обратились в римское представительство РИА «Новости», заявив, что видели, как кадры с выступлением старушки-осетинки, потерявшей дом в ходе обстрела, превратились на итальянском телевидении в выступление «грузинки», пережившей «российские бомбардировки»[29].

Владимир Путин заявил 11 августа, что западные СМИ и политики цинично пытаются представить агрессора в качестве жертвы: «Удивляет, конечно, не сам цинизм политики — политика, как часто говорят, сама цинична — удивляет масштаб цинизма, умение выдавать белое за чёрное, чёрное за белое, умение ловко выставлять агрессоров в качестве жертвы агрессии и возлагать ответственность за последствия на самих жертв… Нынешних грузинских политиков, которые в одночасье стёрли с лица земли десять осетинских деревень и танками давили детей и стариков, заживо сжигавших людей в домах, — вот этих деятелей надо взять на защиту. Когда-то президент США говорил в отношении одного из латиноамериканских диктаторов: Сомоса, конечно, мерзавец, но это наш мерзавец».[30]

Позже из трансляции BBC была вырезана цензурой часть заявления Путина: «которые в одночасье стёрли с лица земли десять осетинских деревень и танками давили детей и стариков, заживо сжигавших людей в домах, — вот этих деятелей».[31]

14 августа председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачёв заявил, что западные СМИ, в частности, американский телеканал BBC и другие каналы не показывали и сейчас не показывают Цхинвали». По его словам, в определённый момент на CNN и BBC до буквы совпал даже заголовок новостей — «Грузия сражается». И на фоне этого — картинки разрушенных домов — неважно, кем они разрушались, неважно, что это грузины стреляли по Цхинвали, добавил Косачёв. «Все это очень удобно ложится в ту теорию, которую до сих пор исповедовал Запад по отношению к „свободной демократической Грузии“ и по отношению к „агрессивной России“, которая эту Грузию пытается как-то подавить», заявил Косачёв.[32]

12 августа бывший президент СССР Михаил Горбачёв заявил, что после нападения грузинской стороны на Цхинвали обвинения в адрес России в «агрессии „против маленькой беззащитной Грузии“ выглядят не только лицемерными, но и бесчеловечными». По мнению Горбачёва, в западной прессе не получили должного освещения последствия гуманитарной катастрофы.[33] 15 августа Горбачёв оправдал помощь России Южной Осетии, заявив: «Россия действовала, отвечая на агрессию с грузинской стороны. Нельзя было оставить без внимания такой разгром и уничтожение людей». Горбачёв вновь отметил однобокость и предвзятость западных СМИ в освещении событий, выразив по этому поводу своё сожаление.[34][35]

21 августа правозащитник, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод отметил необъективность зарубежных СМИ и правозащитных организаций в освещении событий. «Вчера был весьма показательный звонок из Риги. Звонили из русской газеты люди, которые прочли на информационных лентах о нашей встрече в Общественной палате. Для них было просто открытием, насколько страшной была бойня в Южной Осетии. Видимо, свое представление о произошедшем коллеги формировали на основе материалов CNN и зарубежных информагентств, где Россия абсолютно неоправданно рисовалась агрессором». По его мнению, некоторые правозащитные организации стремятся умолчать о погибших жителях Южной Осетии или занизить цифры. Как сказал Брод, «зарубежные коллеги либо не удосужились приехать в республику, либо высасывали информацию из пальца».[36]

26 августа российский телеведущий Владимир Познер, комментируя в эфире радиостанции «Эхо Москвы» освещение событий в Южной Осетии западным телеканалами заявил[37]:

Ощущения мерзостные … Мерзостные по всем азимутам. Но самые мерзостные, мне трудно говорить, но самые мерзостные американские, конечно. … Просто полное вранье. Там вообще не говорилось о том, что что-то было в Цхинвали. То есть у рядового американца такое впечатление, что Россия вторглась в Грузию. Почему вторглась, вот потому что русские такие. Россия такая. Путинская Россия. Медведев это с их точки зрения, опять как он подается, это прилежный ученик Путина. Насчет того, что такое Южная Осетия, что такое Абхазия, ну ни малейшего, ноль. То есть и мне так это было обидно, потому что я помню, какое было американское телевидение, какие там были люди. Как это все подавалось. Сейчас это просто какой-то ужас.

27 августа профессор Барселонского университета Франсиско Вейга заявил, что в испанской прессе были опубликованы многочисленные смонтированные фотографии грузин-жертв конфликта. По его словам, «одновременно на страницы испанских СМИ не попала ни одна фотография жертв среди населения столицы Южной Осетии Цхинвали, вызванных варварскими бомбардировками грузинской армии».[38]

8 сентября журналисты телеканала Russia Today обвинили Цхинвала, заявил, что речь идёт о грузинском Гори. Один из журналистов сказал по поводу освещения событий западными СМИ: «война Грузии в Южной Осетии нанесла катастрофический удар по их репутации. Впервые они замалчивали события в военном конфликте, а порой, как показал пример с CNN, занимались и фальсификацией».[39][40] Подобные сообщения появлялись и ранее. Так, москвичка Светлана Козаева, приехавшая в Цхинвал 11 августа, заявила, что узнала город в кадрах BBC и CNN, подавашихся как кадры из Гори: «'Подвалы полны трупов. Это была этническая чистка. Грузины опустились до того, до чего не опускались даже немцы во Второй мировой войне. А Си-Эн-Эн и Би-Би-Си показывают картинку из Цхинвали и говорят, что это Гори. Я своими глазами увидела фальшивые кадры. В репортаже из Гори показали улицу моего родного города, улицу Героев. Зачем западные СМИ оправдывают грузинского президента Саакашвили и его преступный режим?»[41].

11 сентября премьер-министр России Владимир Путин заявил: «Меня удивляет, насколько мощной является пропагандистская машина так называемого Запада. Потрясён! Это удивительно! Это ни в какие ворота, как у нас говорят, не лезет, но тем не менее пролезает! Рядовой человек не следит за событиями, и ему легко навязывается точка зрения.» Он выразил удивление, что, пока грузинские войска бомбили миротворцев и Цхинвал, в западной прессе была «полная тишина, как по команде. …Замечательная работа, я вас поздравляю!»[42][43]

12 сентября Нарасимхан Рам, главный редактор одной из крупнейших индийских газет — The Hindu, подверг резкой критике деятельность западных СМИ при освещении конфликта. Рам назвал их работу «идеологической пропагандой, прикидывающейся журналистикой», подчеркнув, что считает нападение Грузии на Южную Осетию актом геноцида и этническими чистками.[44]

12 сентября заместитель председателя парламента Бельгии по международным делам Жози Дюбье заявил, что сразу после начала войны как бывший журналист с 25-летним стажем он понял: «имеет место распространение дезинформации в прессе и что жертву нам представляют в качестве агрессора». Сенатор, назвав Саакашвили «военным преступником», отметил: «Опираясь на личный опыт, я тщательно изучил факты и пришел к выводу, что именно грузинская армия по приказу президента Саакашвили глубокой ночью нанесла массированный удар по осетинским городам, что привело к сотням жертв, и это без сомнения акт агрессии». По его мнению, недопустимо представлять ответный удар российских войск как агрессию[45] После посещения Южной Осетии 20 сентября Дюбье отметил: «В западных средствах массовой информации проводится идея, что именно Россия напала на Грузию. Но здесь нам удалось посетить очень много мест, в том числе, еврейский квартал, села Хетагурово, Тбет. Мы побеседовали с людьми — очевидцами и пострадавшими. Увидели сожженный городок миротворцев, разрушенные дома ОБСЕ, республиканскую больницу, побеседовали с врачами, увидели, в каких условиях принимали раненых и предоставленные нам свидетельства убедили нас в том, что агрессором был Саакашвили, он напал на Южную Осетию и ответственность полностью лежит на нем… он убил множество мирных граждан, произвел большое количество разрушений. Мы шокированы тем, что увидели. Мы собрали очень большое количество свидетельств, материала с Цхинвала и окружающих его деревень. Они совершенно ясно показывают, что было совершенно военное преступление. И для нас человек, который отдал приказ совершить такое, является военным преступником. И это Саакашвили».[46]

17 сентября исполнительный директор Федерации еврейских общин России Валерий Энгель заявил: «При этом западные СМИ сначала молчат, а потом начинают обвинять Россию в том, она вторглась на территорию Грузии… Было чёткое ощущение, что это спланированная акция. Я включаю CNN, а оттуда идёт полная ложь… Тётку моей жены живьём сожгли в Хетагурово. В других местах людей забрасывали противотанковыми гранатами. И при этом говорится о том, что Россия вторглась в Грузию! Да если бы российские войска не вошли бы туда, никаких осетин в Южной Осетии уже не было бы, и нам пришлось бы решать совершенно другие гуманитарные проблемы».[47]

24 сентября князь Никита Лобанов-Ростовский, первый заместитель председателя Международного совета российских соотечественников, заявил: «Меня очень беспокоит, как на Западе освещались события на Кавказе… Всё освещение военных событий было направлено на дискредитацию России.»[48]

31 октября журналист Сьюмас Милн в британской газете «Гардиан» писал: В самом начале августовского конфликта сообщения западных СМИ были довольно беспристрастны, однако они быстро переключились на режим вещания в духе полномасштабной «холодной войны», когда Россия изменила ситуацию в свою пользу и начала обвинять полностью зависящий от США грузинский режим и осуждать процесс расширения НАТО в этом регионе. Первоначальные убедительные свидетельства того, кто начал войну, а также доказательства зверств грузинской армии в Цхинвали быстро похоронили и начали даже опровергать, запустив из Тбилиси высокоэффективную пиар-кампанию. Уже через неделю бывший специальный советник министерства иностранных дел Дэвид Кларк (David Clark), например, обвинил меня на страницах газеты в «важном искажении фактов», поскольку я написал, что грузинские войска уничтожили в Цхинвали «несколько сотен мирных жителей». В своих заявлениях я основывался на целом ряде сообщений, в том числе, на информации Observer. Кларк утверждал, что «независимого подтверждения такой информации не существует». Однако, как сообщила на этой неделе Би-Би-Си, правозащитная организация Human Rights Watch в настоящее время считает, что даже начальная цифра убитых в Цхинвали мирных жителей составляет примерно 300—400 человек. Несмотря на это, основные средства массовой информации, за исключением опубликовавшей небольшую статью Independent, просто игнорируют новые важные свидетельства Хьюэлла о том, что же в действительности произошло в ходе конфликта, который может иметь далеко идущие стратегические последствия.[49][50]

Как отмечала доктор исторических наук, руководитель парижского отделения Института демократии и сотрудничества Наталья Нарочницкая, «западные СМИ давно проявили свою ангажированность в государственную политику. Я знакома с западными СМИ, читаю на разных языках. Это для меня не новость. Еще в 80-е годы, живя в Америке, я убедилась, как все подчинено, только более виртуозно, реализации государственной линии»[51].

Fox News

15 августа телеканал Fox News пригласил в прямой эфир девочку-осетинку Аманду Кокоеву с её тётей (они проживают в США, но во время боевых действий девочка находилась в Цхинвали). Видео сюжета вскоре стало доступно на [52][53] и на официальном сайте FoxNews[54]. «Тысячи людей стали беженцами в результате войны в Грузии. По некоторым данным — десятки и даже сотни тысяч», — начинает интервью ведущий. «Среди гражданских, имевших несчастье попасть под перекрёстный огонь в этом конфликте, — 12-летняя девочка из пригорода Сан-Франциско, Аманда Кокоева. Она сидела в кафе и вдруг стали падать бомбы. 12-летняя девочка. Ей удалось скрыться в подвале у дяди и она сбежала в Россию. Удалось добраться до Москвы, сесть на самолёт, чтобы вернуться домой. В студии Аманда Кокоева и ее тётя Лора — в прямом эфире из студии в Сан-Франциско».

Ведущий просит Аманду рассказать «что это такое — когда начинается война». Девочка рассказывает, что всю ночь провела с дядей в подвале. «Бомбы падали всю ночь», — спрашивает ведущий. «Я не видела. Но прежде чем сказать что-нибудь ещё, я хочу сказать: мы бежали от грузинских войск, которые бомбили наш город, не от русских войск. Я хочу сказать спасибо русским войскам. Вы нам помогли». В этот момент тётя прочищает горло, что было списано телеканалом «Россия» на попытку перебить ведущим рассказ девочки. «Где ваши родственники, как они?» — продолжает интервью ведущий. Девочка рассказывает, что связь с родственниками отсутствует. «Я не могу себе даже представить — 12-летняя девочка проходит через всё это, это должно быть ужасно» — обращается ведущий к тёте. «Да, это было ужасно. Я хочу сказать по телевидению, чтобы все знали, кто виноват в этом конфликте. Эту войну начал господин Саакашвили, и он агрессор». Ведущий прерывает её и объявляет о рекламной паузе.

После перерыва ведущий говорит: «Эта программа кончается менее, чем через минуту, но я хочу дать вам 30 секунд, чтобы закончить мысль». Лора продолжает: «Мой дом сгорел в Южной Осетии… мы можем винить только одного человека… И грузинское правительство. Я не виню грузинский народ, я виню грузинское правительство, оно должно уйти в отставку…». «…это то, чего хотят русские» продолжает телеведущий и завершает эфир.

Некоторые блоггеры попытались защитить телеканал, предположив, что перерыв был запланирован. Однако автор блога пояснил свою точку зрения: «прерывание рекламой трёхминутного включения — это крайне радикально».[55][56]

Заместитель главы администрации президента России Алексей Громов назвал поведение телеведущего «верхом бесстыдства».[57]

Группа блоггеров провела сравнительный анализ оригинального сюжета Fox News и переводного материла, предложенного «Вестями». Вот к каким результатам они пришли. В материале «Вестей» исчезли первые две минуты интервью, собственно, с самой Амандой Кокоевой — создаётся впечатление, что ей не дали высказаться вообще. Кашель и мычание за кадром — добавлены. Тон ведущего, сочувственный в оригинале — стал в версии «Вестей» хамским. Фраза «я ни за что не стал бы вас перебивать, но у нас реклама» была отрезана и превратилась в нарочито резкое «мы уходим на рекламу». Длинная пауза, когда тётя Аманды Кокоевой молчала, вырезана, и следующее за ней поощрение ведущего, — «ну, говорите» — сливается с предыдущим текстом и звучит неспровоцированным хамством. Кроме того, телеканал «Россия» несколько исказил слова телеведущего. Возможно, это можно списать на неграмотность переводчика. В частности слова, являющиеся ответом на «правительство должно уйти в отставку» — «That’s what the russians wants» («Это то, чего хотят русские»), были переведены как «Это то, что хотят услышать русские». Фраза «This program ends in less than a minute» («У нас осталось менее минуты») была переведена как «Эта программа кончилась минуту назад».

Проверить качество проведенного сравнительного анализа может любой пользователь Интернета, посмотрев оригинал от Fox News и переводную версию «Вестей» на сервисе You Tube.[58][59]

Были заявления, что компания YouTube, блокировала счётчик просмотров ролика. Эти заявления были официально опровергнуты. Компания сообщила, что в сеть выложено несколько практически одинаковых роликов и, возможно, пользователи перепутали их. Позже данный ролик с более, чем миллионным числом просмотров был удален «за нарушения правил». Еще несколько дней спустя подобная участь постигла и копию данного ролика с 200.000 просмотров.[60]

17 августа на [61]

О подлоге на испанском телеканале RTVE

На любительском видео от 8 августа[62] видно, как с бронетехники ведется пулеметный огонь по жилым зданиям города; слышна грузинская речь. Из кадров ясно видно, что огонь ведется с турели, не имеющей отношения к какой-либо российской бронетехнике, но явственно схожей с турелью броневиков американского производства.

Испанский телевизионный канал RTVE выдал данные кадры за действия армии России: «На них показан тот самый момент, когда российские войска входят в Цхинвал, столицу Южной Осетии. Солдат снимает эти кадры на камеру своего мобильного телефона, в то время как танк обстреливает город. В настоящее время точно неизвестно, сколько человек погибло в этой войне. Международные независимые организации сообщают о нескольких сотнях погибших…» Согласно сообщению интернет-газеты «Взгляд», в редакции RTVE признали случайно допущенную ошибку.[63]

Заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал-полковник А. Ноговицын заявил в связи с данным видеосюжетом:[64][65]

Прежде всего — это прицельная стрельба по окнам. Здесь есть некое подобие истории с игровыми автоматами. И, наверное, возраст того, кто снимал и ведёт этот огонь, говорит о многом. Это молодые люди, у которых еще не сложилось серьезного отношения к жизни, понимания того, что происходит. Ну и, естественно, очевидно, какой-то инструктаж. За счёт такого огневого поражения — безадресного, патронов не жалея — завоёвывается некоторое моральное превосходство, вседозволенность. Хотя фактически всё, что здесь происходит, по законам нашей цивилизованной планеты называется воинским преступлением. Потому что никакого конкретного противника нет. Идёт война с местным населением.

Анатолий Ноговицын

Редакционный комментарий сайта «Взгляд»: «По итогам этой истории [с RTVEspana] стало ясно, что ролик был доступен всем телекомпаниям. Но был использован только одной. И только тогда, когда в редакции (по ошибке) решили, что на нем изображены бесчинства российских солдат. Другие телекомпании, судя по всему, разобрались в ситуации. И ролик не показали. Вывод прост: несмотря на заверения в том, что „у нас нет позиции“ (а в этом нас заверяют практически во всех западных СМИ, с которыми мы пообщались), ролик мог бы стать хитом новостных выпусков всех телекомпаний Запада, но лишь в том случае, если бы солдаты, расстреливающие Цхинвал, были бы российскими. Бесчинствующие грузинские солдаты для новостных выпусков неинтересны».[66]

Фотографии агентства Reuters

Согласно мнению специалиста по физиологии нервной системы человека, старшего научного сотрудника университета штата Юта, фотографа Брайана Уильяма Джонса, на фотографиях агентства Рейтер, сделанных фотографами агентства Давидом Мдзинаришвили и Глебом Гараничем в зоне боевых действий в Грузии, заметны странные факты, позволяющие предположить их постановочный характер. В частности, на фотографии агентства «Уносят тело убитой женщины из города Гори»[67] труп держится рукой за медсестру; на фотографии агентства «Грузины стоят у тела сына в городе Гори» труп передвинут[68] для смены[69] точки съёмки: «хотелось бы попросить представителей Reuters — найдите хотя бы одну мать, согласную на то, чтобы полуобнаженное тело ее погибшего ребенка таскали таким образом по грязи в то время как фотограф командует, где и как ей стоять и что делать в кадре», — Дэвид Экс.[70]

Фотография-бронзовый призер в номинации «Горячие новости с места событий» фотожурналистского международного конкурса «World Press Photo of the Year». Автор — Глеб Гаранич (Reuters-Украина). Авторская подпись: мужчина, прижимающий к себе тело своего брата, убитого при бомбардировке города Гори российской авиацией.[71] Выражались мнения в постановочном характере фотографии

В связи с этим 18 августа появилось «Официальное заявление агентства Reuters по поводу фоторепортажей из Грузии», подписанное Майклом Стоттом, шефом бюро по России и СНГ: "В некоторых российских средствах массовой информации появились ложные обвинения в адрес Рейтер в публикации постановочных фотографий при освещении конфликта в Грузии. Эти обвинения не соответствуют действительности и не имеют под собой ни малейшего основания. Рейтер провел внутреннее расследование и со всей ответственностью заявляет, что фоторепортажи из Грузии не являются инсценировкой, а освещение конфликта полностью соответствует принципам Reuters Trust, особенно положению о «честности, независимости и беспристрастности как неизменной и обязательной основе работы журналистов Рейтер», хотя в видеофильме «Reuters, Fox News, CNN — сборище лжецов. Война в Ю.Осетии» (REUTERS Fox News CNN are bunch of liars. War in S.Ossetia)[72], сделанном на том же месте до фотосъёмки, показана постановочность данных кадров.[73]

15 августа опубликована статья под заголовком «Мечтает ли Россия о новой советской империи?» с фотографией Путина смотрящего на карту России.[74][75]

18 августа было опубликовано интервью бывшего канцлера Германии Герхарда Шрёдера, где Шрёдер обвинил грузинское правительство и назвал Саакашвили «азартным игроком».[76]

Заголовок «Россия провоцирует Запад»

27 августа немецкая газета «Бильд» опубликовала две статьи на тему кризиса в Южной Осетии. В одной, под заголовком «Россия провоцирует Запад» (на фото): Россия обвиняется в связи с признанием независимости Абхазии и Южной Осетии и отмечается, что федеральный канцлер Германии Ангела Меркель выразила ноту протеста в связи с этим событием. Вторая статья — интервью президента Грузии Саакашвили немецкому журналисту, где он выражает свою надежду на помощь Европы.[77]

The Times

22 августа 2008 года британская газета «The Times» опубликовала редакционную статью, посвященную концерту оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в разрушенном Цхинвали. В ней Гергиев был жёстко раскритикован за «поддержку российской агрессии»:

Поставив себя на службу пропаганде, прославляющей российскую военную мощь, он перешел черту, отделяющую искусство от политики, красоту от зверства. Дав концерт в честь завоевания, он превратил музыку в инструмент российской внешней политики. <…> Гергиев освятил своим талантом то, что наша газета считает неоправданным актом войны, военным вторжением, вызванным империалистическими устремлениями. Свое мастерство музыканта он проявил, прославляя вооруженную агрессию Москвы.

Музыка и политика. inosmi.ru, 22.08.2008[78]

Газета противопоставила Гергиеву других дирижеров — Даниэля Баренбойма (еврея), проводившего концерты в Палестине, Леонарда Бернстайна, дирижировавшего исполнением «Оды к радости» Бетховена в честь падения Берлинской стены.

Освещение войны в российских СМИ

Основным источником официальной информации для российских СМИ о ходе военного конфликта были ежедневные пресс-конференции заместителя начальника Генерального штаба Вооружённых Сил РФ генерал-полковника А. Ноговицына.

В Цхинвали с 3 августа 2008 года работали специальные корреспонденты российских телекомпаний. В ночь на 8 августа в столице Южной Осетии находились съемочные группы Первого канала (Антон Степаненко, Кирилл Бутырин), телеканала «Россия» (Андрей Чистяков), НТВ (Руслан Гусаров, Петр Гасиев), Рен ТВ (Артем Васнев, Роман Симбуховский),ТВ Центра (Евгений Поддубный, Алексей Комаров, Алексей Степанов-Молодов), 5 канала, телерадиокомпании «МИР», Russia Today. Единственная иностранная съемочная группа, которая работала во время «Пятидневной войны» в городе — это группа украинского телеканала «Интер». К 9 августа большинство журналистов покинули зону конфликта. В Цхинвали остались сотрудники Первого канала, НТВ, Рен ТВ, ТВ Центра и «Интера», некоторых журналов и газет. Большая часть кадров, которая поступала до 11 августа из Цхинвали была снята группами Антона Степаненко, Евгения Поддубного и Руслана Гусарова. Оператор телеканала НТВ Петр Гасиев 9 августа получил осколочное ранение руки.

В российских СМИ августовскую эскалацию южноосетинского конфликта один раз назвали «геноцидальной агрессией режима Саакашвили»[79], к действиям грузинской стороны применялся термин блицкриг[80] (использовавшийся, впрочем, и западными СМИ[81]).

Была представлена[82] информация о бомбёжке грузинской авиацией колонны с гуманитарной помощью. Позднее другие источники опровергали эту информацию.[83]

Вице-спикер Госдумы России Любовь Слиска сравнила президента Грузии Саакашвили с Гитлером.[84]

Действия российской стороны получили название «миротворческой операции» или «операции по принуждению к миру».[85]

21 августа 2008 дирижёр осетинского происхождения Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра выступил в Цхинвали с концертом на заполненной до отказа площади в центре города в связи с жертвами среди мирного населения в войне[86]. Перед концертом он произнёс краткую речь, в которой, в частности, сказал:

Мировое сообщество говорит, что русские вошли в Грузию? Но никто не говорит, что тысячи людей заживо были погребены в спящем городе! Так что, бить из танков по детям — это доблесть мужчины-воина на Кавказе?! Это позор!…

Лидия Денисенко: Цхинвал: послезавтра после дня независимости[87]

Гергиев был небрит: когда осетины скорбят о погибших, они не бреются. В программе концерта символически прозвучала «Седьмая симфония» Дмитрия Шостаковича — та самая, которая звучала в блокадном Ленинграде.

Некоторыми СМИ концерт был воспринят как «инструмент российской внешней политики».[88]

Телеканал «Вести» в спецвыпуске о войне в Осетии процитировал слова абхазского президента Сергея Багапша: «После трагических событий в Цхинвали международное сообщество должно признать независимость Южной Осетии и Абхазии. Действия Грузии в Южной Осетии можно охарактеризовать исключительно как геноцид осетинского народа. Думаю, что после таких событий ни у кого не должно остаться иллюзий, что Абхазия и Южная Осетия смогут сосуществовать с Грузией в едином государстве».[89]

Журнал «Власть» от 1 сентября 2008 года[90] приводил ряд конкретных примеров ошибок, искажений и намеренной дезинформации со стороны российских официальных лиц, электронных СМИ и таблоидов («Комсомольская правда» и «Известия») при освещениии событий и обстоятельств конфликта.

Грузинская акция протеста на Олимпийских играх

9 августа президент Грузии М. Саакашвили сообщил о том, что спортсмены из олимпийской команды Грузии, находившейся в Пекине на Олимпиаде-2008, в связи с осетинской войной «собираются провести акцию протеста, чтобы привлечь внимание мира к тому, что сегодня происходит в Грузии. Согласно уставу олимпийского комитета, это повлечёт за собой дисквалификацию спортсменов».[91] В тот же день олимпийская сборная Грузии, после встречи с женой грузинского президента гражданкой Нидерландов Сандрой Руловс, объявила о том, что покидает Олимпиаду. Грузинская олимпийская сборная, в соответствии с Олимпийским уставом, могла быть дисквалифицирована на восемь лет.[92] Однако грузинская команда осталась на Олимпиаде. Как сообщалось, «после убедительной просьбы» президента Саакашвили спортсмены изменили своё решение и продолжили участие в Олимпиаде.[93]

На закрытии Олимпийских Игр в Пекине флаг США несла грузинка Хатуна Лориг, ранее выступавшая за сборную Грузии.[94]

Российские власти и СМИ

Критическое, с точки зрения официальной линии руководства России, освещение военной кампании России в Грузии в некоторых российских СМИ повлекли факты прямого вмешательства властей в информационную политику таких СМИ и отдельных редакторов и авторов: в середине сентября 2008 года стало известно, что 29 августа председатель правительства РФ В. Путин провёл встречу с 35 руководителями ведущих российских СМИ, среди которых был редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, где, по утверждению американской газеты The Washington Post, указал на неточности в ходе освещения военного конфликта на радиостанции. Как отметил Венедиктов, «было неприятно публично выслушивать это, и еще менее приятно было признавать ошибки, поскольку, к сожалению, ошибки были», по его словам, Путин не выделил ни одного из журналистов и не выдвинул никаких требований. Венедиктов подчеркнул: «…ни одного раза, подчеркиваю, никто не говорил, что „мы тебя выключим“, не говорил, чтобы я отозвал Шендеровича, уволил Альбац… Российские политические мужи, находясь в тяжелом состоянии, потому что война, и, часто говоря о моей редакционной политике, мне в глаза и публично и не публично, ни разу мне не угрожали».[95][96][97] Комментируя встречу с Путиным, Венедиктов заявил, что никаких угроз со стороны Путина не было и никаких проблем он не создал.[98] По мнению некоторых правозащитников и журналистов, имело место значительное усиление административного давления на свободу слова и правозащитную деятельность вследствие российско-грузинского конфликта[95][96][97].

19 августа в газете «Газета» была опубликована статья профессора Б. Соколова, в которой он выражал мнение, что «нынешняя российско-грузинская война при своей внешней молниеносности и успешности для России, скорее всего, в долгосрочной перспективе является военно-политическим и дипломатическим поражением Москвы.»[99] Согласно утверждениям Б. Соколова, в результате данной публикации, по требованию Администрации Президента РФ он был вынужден уволиться из Российского государственного социального университета, а его сотрудничество с изданием было прекращено. Однако в самом университете сказали, что Соколов сам подал заявлением об увольнении. И.о. декана факультета социологии РГСУ отметила, что Соколов «уволился по собственному желанию. А я очень сожалею, что он написал это заявление».[100][101] Статья «Проиграл ли Саакашвили?» была удалена с сайта газеты[102]. Сотрудник редакции «Газеты» Дмитрий Бальбуров исчезновение с сайта газеты статьи объяснил техническими причинами[101].

29 марта 2009 по первому каналу российского телевидения был показан фильм «Олимпиус инферно», в котором речь идёт о конфликте в Южной Осетии.[103]

Реакция общественности

«Репортёры без границ» осудили интернет-войну Грузии и России. Организация подготовила документ, в котором говорится: «Интернет стал полем битвы, в котором информация — первая жертва. С одной стороны, главные грузинские провайдеры закрыли доступ к российским сайтам. С другой — грузинские правительственные веб-сайты подверглись атаке российских хакеров». При условии, что в настоящее время радиостанции, телевидение и газеты «предоставляют очень мало независимой информации, интернет является жизненно необходимым для общества, поэтому эти атаки должны быть немедленно прекращены», подчёркивается в документе. [104]

Международные парламентарии подтвердили факт грузинской агрессии

Военную акцию со стороны Грузии в отношении Южной Осетии можно рассматривать как агрессию, к такому выводу пришел представитель парламента Украины Сергей Гордиенко, который в составе международной парламентской делегации побывал 5 сентября в Цхинвали. «Агрессия в отношении маленькой Осетии однозначно была, акты геноцида однозначно были. Тех кто задает вопросы об адекватности действия России, пусть зададутся вопросом, а кто должен был остановить этих „зарвавшихся демократов“? Ведь кто-то должен был. И нашлись такие люди, нашлась такая страна, которая встала на защиту осетинского народа», — сказал он в субботу на пресс-конференции в РИА Новости.

Украинский парламентарий призвал СМИ к объективному освещению событий, произошедших в Южной Осетии. Он выразил сожаление, что телеканалы Украины давали тенденциозную оценку происходящего.

«Они выдавали ту картинку, которая шла по мировым телеканалам», в результате чего у людей формировалась мнение, что Россия выступает в этом конфликте как агрессор, сказал Гордиенко.

Однако реальность, по его словам, была далека от той ситуации, которая создавалась СМИ.

«То что мы увидели там (в Южной Осетии) людей нашего поколения просто потрясает. Мы увидели, то, что видели в кинохронике и фото о Сталинграде. Это очень жестоко», — сказал Гордиенко.

По его мнению, необходимо ставить вопрос об ответственности тех, кто дал приказ об уничтожении мирных жителей.

«Факт геноцида налицо, и эти преступления не имеют срока давности. Тот, кто отдавал приказы, должен быть привлечен к ответственности», — сказал украинский парламентарий.

С ним солидарен его коллега депутат Сейма Латвии Николай Кабанов, который также посетил Цхинвали.

«То, что мы увидели — это был настоящий шок, это абсолютно перекрывает рассудок», — сказал Кабанов.

«Считаю, что осетинский народ заслужил быть единым и независимым. Реакция России на события была не жесткой, она была мягкой», — добавил он.

Делегация в составе около 20 человек, среди которых — члены Федерального собрания РФ, а также зарубежные парламентарии и представители общественных организаций, в пятницу посетила Цхинвали (Южная Осетия).

Помимо россиян, в Цхинвали прибыли представители парламентов Чехии, Болгарии, Латвии, Молдавии, Украины, а также члены общественных организаций Словакии, Армении, Франции и США.[105]

Примечания

  1. В Грузии в субботу отключат вещание всех российских телеканалов. Интерфакс (8 августа 2008). Проверено 12 августа 2008.
  2. 1 2 Рунет вернулся в Грузию (Интерфакс, 21 октября 2008 года)
  3. Грузия прекращает вещание российских телеканалов. Лента.ру (8 августа 2008). Проверено 12 августа 2008.
  4. В Грузии прекратил вещание телеканал, транслировавший «Эхо Москвы». РИА «Новости» (18 августа 2008). Проверено 18 августа 2008.
  5. В Грузии отключено вещание RTVi — последнего из остававшихся в эфире русскоязычных телеканалов. NewsRu.com (18 августа 2008). Проверено 20 сентября 2008.
  6. Официальный сайт МИД Грузии взломан хакерами. Интерфакс (9 августа 2008). Проверено 12 августа 2008.
  7. На сайте МИД Грузии появился коллаж с Гитлером. Лента.ру (9 августа 2008). Проверено 12 августа 2008.
  8. Сайты РИА Новости подвергаются непрерывным DOS-атакам (РИА «Новости», 10.08.2008)
  9. Сайт телеканала Russia Today подвергся атаке хакеров (РИА «Новости», 10.08.2008)
  10. 1 2 Охота на сайт. Президент Саакашвили не держит интернет-удар. «Российская газета» № 4727 (13 августа 2008). Проверено 16 августа 2008.
  11. Президент Польши Лех Качиньски предоставил правительству Грузии свой сайт. Stringer.ру (12 августа 2008). Проверено 16 августа 2008.
  12. www.prezydent.pl
  13. У здания грузинского посольства в Москве разбит палаточный городок. Лента.ру (8 августа 2008). Проверено 12 августа 2008.
  14. В Тбилиси заблокированы все интернет-сайты с доменом .ru. Интерфакс (9 августа 2008). Проверено 12 августа 2008.
  15. В Тбилиси заблокированы все сайты рунета. NEWSru (9 августа 2008). Проверено 12 августа 2008.
  16. Грузия заблокировала сайты в доменной зоне .ru (
  17. 1 2 Tom Espiner Georgia accuses Russia of coordinated cyberattack. CNET Networks (11 августа 2008). Проверено 12 августа 2008.
  18. Война или «принуждение к миру»?. Каспаров.ru (11 августа 2008). Проверено 12 августа 2008.
  19. Сергей Ёлкин. Принуждение к миру в Сети: война в Интернете велась не менее ожесточенно, чем в реальной жизни // Время новостей, 18.08.2008)
  20. Власти РФ не причастны к кибер-атакам на грузинские сайты — эксперт (РИА «Новости», 21.08.2008)
  21. Можно ли считать атаки хакеров важным фактором в информационной войне? (РИА «Новости», 12.08.2008)
  22. Спецслужбы Грузии атакуют осетинские сайты, почту и «аськи» (Росбалт, 12.09.2008)
  23. Грузия наложила штраф на российские СМИ за вещание в Цхинвали 7 октября 2008, 18:36, «Известия»
  24. Peace bid as Ossetia crisis rages (англ.). BBC (9 августа 2008). Проверено 12 августа 2008.
  25. Russian warplanes target Georgia (англ.). Проверено 12 августа 2008.
  26. По другой версии, разрушения в Гори были вызваны пожаром на уничтоженном складе боеприпасов и являлись следствием обустройства данного склада вблизи жилых домов.
  27. Более 100 иностранных журналистов побывали за три дня в Цхинвали. РИА «Новости» (16 августа 2008). Проверено 16 августа 2008.
  28. Итальянские СМИ, освещая события в Южной Осетии, вешают на уши итальянцам макароны. «Вести-Северный Кавказ» (9 августа 2008). Проверено 12 августа 2008.
  29. Сергей Старцев. Глобальные СМИ в информационной войне против России («Limes», Италия, 10 сентября 2008)
  30. Путин возмущён цинизмом западных политиков, защищающих Грузию. «Известия», Новости@mail.ru (11 августа 2008). Проверено 12 августа 2008.
  31. Трансляция интервью В. В. Путина на Всемирном телеканале BBC с подстрочным переводом. 12 августа, несколько раз.
  32. Председатель комитета Госудумы России: западные СМИ освещали события в Южной Осетии «безобразно». «Жэньминь Жибао» (15 августа 2008). Проверено 16 августа 2008.
  33. Горбачёв обвинил в начале войны грузинское руководство. Лента.ру (12 августа 2008). Проверено 18 августа 2008.
  34. Михаил Горбачёв: Саакашвили заслуживает того, чтобы его лишили доверия собственного народа, но это дело самих грузин. NEWSru (15 августа 2008). Проверено 18 августа 2008.
  35. Интервью Михаила Горбачева в прямом эфире ток-шоу Ларри Кинга на телеканале Си-эн-эн (CNN LARRY KING LIVE). gorby.ru (21 августа 2008). Проверено 29 августа 2008.
  36. Александр Брод: западных правозащитников не интересует трагедия Южной Осетии Полит.ру, 21 августа 2008
  37. Текст интервью В. В. Познера передаче «Особое мнение» Эхо Москвы, 26 августа 2008
  38. Запад проводит по отношению к РФ необъективную политику — ученый // РИА Новости, 27 августа 2008
  39. CNN выдал кадры из Цхинвали за вид разрушенного Гори — российские СМИ // РИА Новости, 8 сентября 2008
  40. Журналисты Russia Today обвинили CNN в подлоге Газета.ру, 8 сентября 2008]
  41. «Я расскажу вам об ужасах этнической чистки» («La Nazione», Италия, 19 августа 2008)
  42. Политика: В России: Премьер-министр Владимир Путин: «Ну, наглости просто нет предела». 12.09.2008, 09:32, «Известия», на news.mail.ru
  43. Владимир Путин — об агрессии Грузии: «Нам что, надо было утереться кровавыми соплями?» 12.09.2008, 02:35, «Комсомольская правда», на news.mail.ru
  44. Западные СМИ о Южной Осетии: не пропагандистский заговор, а рефлекс // РИА Новости, 12 сентября 2008
  45. Бельгийский сенатор назвал Саакашвили агрессором и сумасшедшим // РИА Новости, 12 сентября 2008
  46. РЮО посетила парламентская делегация Бельгии // Комитет по информации и печати Южной Осетии, 20 сентября 2008
  47. Вице-президент Всемирного конгресса русскоязычного еврейства: «Я включаю CNN, а оттуда идёт полная ложь» // REGNUM, 17 сентября 2008
  48. Западные СМИ были направлены на дискредитацию России. 24.09.2008, 22:08, ИА REGNUM
  49. The truth about South Ossetia // Guardian, 31 октября 2008
  50. Правда о Южной Осетии // Иносми, 1 ноября 2008
  51. Доктор исторических наук Наталья Нарочницкая: «Грузия без Абхазии и Южной Осетии никому на западе не нужна!» // Комсомольская правда, 1 августа 2008
  52. http://ru.youtube.com/watch?v=Q5SU8bmCdnk&fmt=18
  53. http://ru.youtube.com/watch?v=H8XI2Chc6uQ
  54. [1]
  55. http://www.rian.ru/society/20080815/150404164.html
  56. Скандал вокруг телесюжета, или «мы прервёмся на рекламу». Интерфакс (15 августа 2008). Проверено 16 августа 2008.
  57. http://www.interfax.ru/society/txt.asp?id=27513
  58. http://www.izbrannoe.ru/43855.html#new_one
  59. RuTube // переводная версия Вестей интервью Fox News
  60. http://www.lenta.ru/news/2008/08/18/youtube/
  61. http://rutube.ru/tracks/932405.html?v=d754200ea10063c05481062a60c9affc
  62. http://mreporter.ru/ReporterMessages!viewReport.do?reportid=13862
  63. Испанское ТВ пошло на подлог (видео) Газета «Взгляд», 8 сентября 2008
  64. Шокирующие кадры из Цхинвала Дни.ру, 3 сентября 2008
  65. Анатолий Ноговицын: борьба с мирным населением — это самое гнусное Вести, 5 сентября 2008
  66. Испанское ТВ признало ошибку. Газета ВЗГЛЯД получила извинения от испанского телеканала RTVE 10 сентября 2008
  67. [2]
  68. [3]
  69. [4]
  70. Экспертиза: Фотографии Reuters — оружие в борьбе с Россией? Еженедельник «2000», № 37(429), 12 сентября 2008
  71. http://news.bigmir.net/entertainment/104101/
  72. [5]
  73. Еженедельник «2000», № 39(431), 26.09.2008. Экспертиза: Осторожно, подделка! Гори: пропаганда горя
  74. http://www.bild.de/BILD/news/politik/2008/08/15/traeumt-russland/vladimir-putin-vor-landkarte-10047184-mfbq-teaser,templateId=renderPopup.html
  75. http://www.bild.de/BILD/news/politik/2008/08/15/traeumt-russland/von-einem-neuen-sowjet-reich.html
  76. http://www.bild.de/BILD/news/politik/2008/08/16/gerhard-schroeder/georgien-kauskasus-krieg-praesident-saakaschwili-ist-ein-hasardeur.html
  77. http://www.bild.de/BILD/news/politik/2008/08/27/georgiens-praesident-saakaschwili/im-BILD-interview-ueber-den-kaukasus-konflikt.html
  78. Музыка и политика. inosmi.ru, 22 августа 2008
  79. «Метастазы Косова» и «лузерский блицкриг» Саакашвили: отклики с Балкан на кавказский кризис
  80. Блицкриг Саакашвили
  81. Road to war in Georgia. The Chronicle of a Caucasian Tragedy (Der Spiegel)
  82. Колонна с президентом Северной Осетии подверглась бомбардировке
  83. Северная Осетия опровергла информацию об обстреле колонны с президентом
  84. Л. Слиска сравнила М. Саакашвили с Гитлером
  85. Медведев поручил разработать программу перевооружения армии с учетом итогов миротворческой операции в Южной Осетии
  86. Концерт в Цхинвали. Прямой эфир
  87. Лидия Денисенко. Цхинвал: послезавтра после дня независимости. Еженедельник «2000», № 36 (428), 5 сентября 2008
  88. Следует ли осуждать Гергиева за концерт в Южной Осетии?
  89. http://rutube.ru/tracks/929615.html?v=b0b5dd8b1c1a4b00c329d9d224ea6ba4
  90. У патриотизма глаза велики. Власть (1 сентября 2008). Проверено 3 сенября 2008.
  91. Саакашвили: грузинские спортсмены покинут Олимпиаду. SportWeek (9 августа 2008). Проверено 10 августа 2008.
  92. Члены грузинской олимпийской сборной покидают Пекин. Газета «Взгляд» (9 августа 2008). Проверено 10 августа 2008.
  93. Грузинская олимпийская сборная остается в Пекине. Интерфакс (9 августа 2008). Проверено 11 августа 2008.
  94. Флаг США несла грузинка. Деловая газета «Взгляд», 24 августа 2008
  95. 1 2 In Wake of Georgian War, Russian Media Feel Heat (англ.). The Washington Post (15 сентября 2008). Проверено 27 сентября 2008.
  96. 1 2 После войны в Грузии российские массмедиа с трудом переносят давление Русский перевод статьи The Washington Post в газете Коммерсантъ № 166(3983) от 16 сентября 2008 г.
  97. 1 2 СМИ США раскрыли подробности вызова Путиным «на ковер» главного редактора «Эхо Москвы» Венедиктова
  98. echo.msk.ru/programs/nomed/541310-echo/
  99. Проиграл ли Саакашвили? Статья Бориса Соколова 19 августа 2008 г.
  100. Уволен за политику. The New Times № 38 [84] от 22 сентября 2008 г, стр. 22.
  101. 1 2 Профессора уволили по статье о Саакашвили сайт «Мой район» 26 сентября 2008 г.
  102. www.zagolovki.ru // 19 августа 2008
  103. Propagandaschlacht zur besten Sendezeit(нем.)
  104. «Репортёры без границ» осудили интернет-войну Грузии и России. Подробности-ТВ (14 августа 2008). Проверено 15 августа 2008.
  105. Международные парламентарии подтвердили факт грузинской агрессии (6 сентября 2008). Проверено 6 сентября 2008.

Ссылки

Фото и видео


Wikimedia Foundation. 2010.

Смотреть что такое "Информационная война вокруг Южной Осетии (2008)" в других словарях:

  • Война в Южной Осетии (2008) — Война в Южной Осетии 2008 года, Пятидневная война Грузино южноосетинский конфликт Грузино абхазский конфликт Дата 7 августа …   Википедия

  • Война в Южной Осетии 2008 года — Война в Южной Осетии 2008 года, Пятидневная война Грузино южноосетинский конфликт Грузино абхазский конфликт Дата 7 августа …   Википедия

  • ООН и война в Южной Осетии (2008) — См. также: Хронология войны в Южной Осетии См. также: Международная реакция на войну в Южной Осетии (2008) См. также: Международная реакция на признание независимости Абхазии и Южной Осетии Ситуация в Грузии, резко обострившаяся в августе… …   Википедия

  • Война в Южной Осетии и Абхазии (2008) — Война в Южной Осетии 2008 года, Пятидневная война Грузино южноосетинский конфликт Грузино абхазский конфликт Дата 7 августа …   Википедия

  • Информационная война во время войны в Южной Осетии (2008) — Информационное освещение вооружённого конфликта в Южной Осетии играло значительную роль, так как влияло на общественное мнение относительно действий той или иной стороны. Содержание 1 Отключение телевещания 2 Атаки на веб сайты 3 Интернет война …   Википедия

  • Военные преступления в Южной Осетии (2008) — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Военные преступления в войне в Южной Осетии (2008), по заявлениям воюющих сторон, происходили часто, и каждая из сторон …   Википедия

  • Конфликт в Южной Осетии (2008) — Война в Южной Осетии 2008 года, Пятидневная война Грузино южноосетинский конфликт Грузино абхазский конфликт Дата 7 августа …   Википедия

  • Информационное освещение вооружённого конфликта в Южной Осетии (2008) — Информационное освещение вооружённого конфликта в Южной Осетии играло значительную роль, так как влияло на общественное мнение относительно действий той или иной стороны. Содержание 1 Освещение вооружённого конфликта по странам 1.1 Россия …   Википедия

  • Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008) — У этого термина существуют и другие значения, см. Война в Южной Осетии. Война в Южной Осетии 2008 года, Пятидневная война Грузино южноосетинский конфликт Грузино абхазский конфликт …   Википедия

  • Международная реакция на войну в Южной Осетии (2008) — Содержание 1 Международные организации 1.1  ООН 1.2 ОДКБ …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.