Репортёры без границ


Репортёры без границ
Лого организации «Репортёры без границ»

Репортёры без границ (фр. Reporters sans frontières; RSF) — интернациональная негосударственная организация, защищающая свободу прессы и выступающая в защиту журналистов и сетян во всём мире[1]. Организация борется против цензуры и за освобождение журналистов, находящихся в заключении из-за своей профессиональной деятельности. При этом организация опирается на параграф 19 Всеобщей декларации прав человека. Организация была основана в 1985 году в Париже.

Содержание

Деятельность в России

Реакция на убийство Пола Хлебникова

В отчете за 2005 год организация обратила внимание на убийство в России главного редактора журнала Forbes на русском языке Пола Хлебникова. Спустя год после убийства прокуратура закрыла расследование и заявила, что «заказал» Хлебникова чеченский полевой командир Хож-Ахмед Нухаев.[2]

Реакция на закрытие интернет-газеты «Курсив»

Организация осудила закрытие ивановской интернет-газеты «Курсив» и арест Владимира Рахманькова, главного редактора газеты, из-за публикации 18 мая 2006 года статьи «Путин как фаллический символ».[источник не указан 815 дней] По мнению правозащитников, многие интернет-издания в России вынуждены работать в атмосфере страха. В заявлении организации «Репортёры без границ» говорится о том, что предъявленные журналисту обвинения безосновательны, а следствие — непрозрачно. Правозащитники указывают также на тот факт, что доступ к изданию был закрыт без решения суда.[3]

Финансирование

Согласно финансовым отчётам организации, её годовой бюджет составляет €4,000,000, большая часть которых получается от продажи фотоальбомов (авторы которых бесплатно предоставляют свои авторские права и которые бесплатно рапространяются через Nouvelles Messageries de la presse parisienne[4]), а также от таких дополнений, как продажа футболок и т.п..[4]

Более 20% финансирования приходит от частных групп, таких как Sanofi-Aventis (€400,000, 10% бюджета[4]), Франсуа Пино, Fondation de France (фр.)русск., Институт Открытое Общество Джорджа Сороса, Sigrid Rausing Trust (англ.)русск., Benetton, Center for a Free Cuba (англ.)русск. (который пожертвовал €64,000 в 2002 году)[4][5]. Кроме того, Saatchi & Saatchi (англ.)русск. проводила многие общественные кампании РбГ бесплатно (например о цензуре в Алжире[6]).

Часть финансирования (12% бюджета в 2007 году) поступает от правительственных организаций[7]. По словам президента RSF Робера Менара, прямые пожертвования от французского правительства составляют 4,8% бюджета организации; общая сумма правительственной помощи - 11% бюджета (включая деньги от французского правительства, ОБСЕ, ЮНЕСКО и Международной организации франкофонии)[8]. Даниэль Жункуа, вице-президент французского отдела RSF (а также вице-президент НПО Les Amis du Monde diplomatique), утверждает, что получаемое от Национального фонда демократии финансирование, которое достигает суммы €35,000[4], не влияет на беспристрастность организации[8]. Китайский вебсайт организации получает финансовую поддержку от Тайваньского фонда за демократию[9], проправительственной организации, финансируемой министерством иностранных дел Китайской Республики[10].

После многих лет сокрытия источников финансирования организации генеральный секретарь RSF Робер Менар признал, что бюджет организации наполняется в основном за счёт «американских организаций, тесно связанных с внешней политикой США»[11].

Как сказано на сайте организации, книги, издаваемые Репортёрами без границ, продаются во французских киосках и супермаркетах Fnac, Carrefour, Casino, Monoprix и Cora, на вебсайтах alapage.com, fnac.com и amazon.fr, а также A2Presse и более чем в 300 книжных магазинах по всей Франции[12].

Журналист Салим Ламрани[неавторитетный источник?] подсчитал, что RSF должна была продать 170,200 книг в 2004 и 188,400 в 2005 году, чтобы заработать более $2 миллионов, заявленных организацией в виде дохода[13]. В действительности продажи книг RSF составили в 2007 году $230,000[14] Попытки заказать на сайте РБГ какие-либо её публикации не дают никакой информации о продаже, цене или о кратком содержании таких публикаций[11].

Индекс свободы слова

Страны мира по индексу свободы слова, 2010 г.

«Репортеры без границ» ежегодно публикует на своём веб-сайте индекс свободы слова более чем 160 стран мира. В 2004 году Россия заняла 140-е место из 167. В докладе организации за 2005 год Россия заняла в списке из 167 стран 138-е место — между Ираком и Филиппинами. Замыкает список Северная Корея, следующая за Эритреей и Туркменистаном. В докладе организации за 2006 год Россия заняла в списке из 168 стран 147-е место. В докладе за 2007 год, опубликованный 16 октября 2007, Россию поставили 144-е место между Йеменом и Тунисом.

Методика расчёта ИСС

ИСС рассчитывается на основе ответов на анкеты. Вопросник содержит 50 вопросов, разбитых на три части. Первая часть касается нападений, арестов и угроз в отношении журналистов. Вторая часть - доступ к информации. Третья - законов в сфере журналистики[15].

Таблица

Критика работы организации

Журналист Фолкер Бройтигам[неавторитетный источник?] указывает на то, что организация критикует только враждебные США страны, такие как Куба, Беларусь или Россия. В то же время режимы дружественные США, такие как, к примеру, Филиппины или Саудовская Аравия, в которых свобода слова отсутствует практически полностью, не подвергаются никакой критике со стороны этой организации. Также отсутствуют оценки по отношению к свободе слова в самих западных странах.[16]

Достоверность информации

Критики обвиняют организацию в выборочности при составлении отчётов о дискриминации журналистов. Отбор объектов исследования ориентирован на список стран-изгоев, составленный Государственным департаментом США (Иран, Сирия, Северная Корея), однако информация о деятельности правоохранительных огранов против журналистов в союзных США странах (Филиппины, Саудовская Аравия) или в самих США, в отчёты не включается[17].

  • Один из выпущенных Репортёрами без границ отчётов[18] о непродлении лицензии на вещание частной телестанции RCTV со стороны венесуэльской государственной телекоммуникационной компании CONATEL встретил острую критику из-за своей нечестности, спорности и ангажированности. В анализе отчёта телеканалом teleSUR под названием «Закрепление медийной лжи через 39 подлогов» (исп. La consolidación de una mentira mediática a través de 39 embustes) было приведено 39 недобросовестных пунктов отчёта[19].
  • Острую критику вызвало также то, что организация годами умалчивала факт похищения в Пакистане в декабре 2001 года направленного в командировку в Афганистан оператора Аль-Джазира Сами Аль-Хаи, которого жестоко пытали и поместили 13 июня 2002 в тюрьму Гуантанамо[20][21].
  • 16 журналистов, убитых во время налёта авиации НАТО на югославскую телестанцию RTS не упоминались ни в одном из отчётов организации[22].

Робер Менар и этика пыток

В интервью, данном France Culture в 2007 году, при обсуждении случая похищения журналиста Дэниела Перла, президент RSF Робер Менар обсуждал этику пыток.[23] Менар сказал France Culture:

« Где нам остановиться? Надо ли нам принять логику, которая включает в себя... так как мы могли бы делать это в некоторых случаях, 'вы похищаете - мы похищаем; вы жестоко обращаетесь - мы жестоко обращаемся; вы пытаете - мы пытаем ...?[23] »

Подтверждено, что Робер Менар, секретарь RSF в течение 20 лет, финансировался Национальным фондом демократии, организацией, которая обвиняется в использовании денег американских налогоплательщиков для свержения демократии в зарубежных странах[24].

Связи с западными спецслужбами

В статье Джона Чериана в индийском журнале левого направления Frontline утверждалось, что RSF «обладает репутацией имеющей тесные связи с западными разведывательными спецслужбами» и «Куба называла Робера Менара главой группы по связям с ЦРУ»[25]. Организация отвергла обвинения Кубы[26].

Сотрудничество с Отто Рейхом

Люси Мориллон, представитель RSF в Вашингтоне, подтвердила в интервью 29 апреля 2005 года, что организация состоит в контакте с специальным посланником Государственного департамента США в Западном полушарии, Отто Рейхом, который уполномочен от Center for a Free Cuba (англ.)русск. информировать европейцев о репрессиях против журналистов на Кубе[27].

Критики RSF, такие как CounterPunch, отмечали скандальность вовлечённости Рейха в деятельность этой группы, когда Рейх возглавлял Office of Public Diplomacy администрации Рейгана в 1980-х, принимавшего участие в том, что её служащие назвали «Белая пропаганда» — тайное распространение информации для влияния на местное общественное мнение об американской поддержке военных кампаний против левых правительств Латинской Америки[28][29]. Расследование деятельности агентства, проведённое директором Счётной палаты США, установило, что под руководством Отто Рейха велась «запрещённая, тайная пропагандистская деятельность … за рамками допустимой для агентства общественной информации»[30].

В 2002 году Рейх был назначен главой контрольного совета Института кооперации безопасности Западного полушария[31], известного в прошлом как Школа Америк, описанная в 2004 году в одной из публикаций LA Weekly как «учреждение обучения пыткам»[32]. Согласно данным Amnesty International, институт выпускал для американской армии и ЦРУ руководства по ведению расследований, в которых оправдывались пытки, шантаж, избиения и казни[33].

В ответ на назначение Отто Рейха на эту должность, организация School of the Americas Watch заявила «Рейх, занятый наблюдением за соблюдением прав человека в этом учреждении это так же смешно, как лиса, сторожащая курятник. Его назначение на эту должность показывает лицемерность этого органа…Подспудные цели как школы так и господина Рейха — продолжение управления экономическими и политическими системами Латинской Америки путём тренировки и вооружения латиноамериканских военных»[34].

Антикубинская деятельность

RSF крайне остро критиковала положение со свободой прессы на Кубе, описывая кубинское правительство как «тоталитарное» и прямо участвуя в кампаниях против него[35]. Кампании RSF включают в себя заявления по радио и телевидению, полностраничные приложения в парижских ежедневных изданиях, постеры, распространение листовок в аэропортах, а в апреле 2003 года — захват офиса кубинского туристического агентства в Париже[36]. Парижский суд (tribunal de grande instance) обязал RSF выплатить 6000 евро дочери и наследнице Альберто Корда за несогласие с решением суда от 9 июля 2003 года о запрете использования агентством знаменитой (и защищённой авторским правом) фотографии Эрнесто Че Гевара в берете, сделанной на похоронах жертв взрыва La Coubre. RSF заявила, что фото было «заменено», чтобы не вызвать более жёсткого приговора[35][37]. На лицо Че Гевары был наложен снимок, сделанный в мае 1968 года агентом полиции по борьбе с беспорядками CRS и открытку раздавали в аэролорту Орли туристам, отбывающим рейсами на Кубу. Дочь Корда заявила газете Гранма, что «Репортёры без границ могли бы назвать себя Репортёрами без принципов»[38]. Под руководством Робера Менара RSF также ворвались в Кубинский туристический офис в Париже 4 апреля 2003 года, прервав его работу примерно на 4 часа[39][40]. 24 апреля 2003 года RSF организовала демонстрацию снаружи кубинского посольства в Париже[39].

RSF описывается как «ультра-реакционная» организация в газете Гранма, официальном органе ЦК Компартии Кубы[35]. Отношения между кубинскими властями и RSF напряжённые, особенно после ареста в 2003 году 75 кубинских диссидентов (из них 27 журналистов).

RSF отрицает, что эта кампания имеет отношение к деньгам, полученным в 2004 году от организаций кубинских эмигрантов. В 2004 году организация получила платёж в $50,000 от базирущейся в Майами группы Center for a Free Cuba, который был лично подписан специальным посланником Государственного департамента США в Западном полушарии Отто Рейхом[28]. RSF также богато финансировалась другими институциями, недружелюбно настроенными по отношению к правительству Фиделя Кастро, включая Международный республиканский институт[41].

Гаити

В 2004 году Репортёры без границ выпустили годовой отчёт по Гаити, описывающий «атмосферу террора» и постоянных нападений, которым подвергаются критически настроенные по отношению к президенту Аристиду журналисты[42].

Американское издание CounterPunch отметило:

« "После изгнания 29 февраля 2004 года Жан-Бертрана Аристида RSF игнорировала почти все случаи насилия и преследования журналистов, настроенных критически к марионеточному правительству Латорту, заявляя, что свобода прессы возросла. В отчётах RSF 2005 и 2006 годов не нашлось слов осуждения для внесудебной казни журналиста и радио репортёра Абдиаса Жана, свидетели которой сказали, что он был убит полицией после того, как сфотографировал троих молодых людей, убитых полицией. Организация также проигнорировала аресты журналистов Кевина Пайна (Pacifica Radio) и Жана Ристила, а также не сумела расследовать несколько нападений на оппозиционные радиостанции"[13] »

Американский журналист, специализирующийся в области прав человека, Кевин Пайна, который был арестован во время правления Жерара Латорту, сказал о RSF:

« Уже давно ясно, что RSF и Робер Менар играют на Гаити не роль защитников свободы прессы, а главную роль в том, что может быть описано как кампания дезинформации против правительства Аристида. Их попытки связать Аристида с убийством Жана Доминика и последующее молчание, когда обвиняемый в убийстве сенатор Дани Туссен присоединился к лагерю противников Аристида и участвовал в президентских выборах 2006 года, это только один из многих примеров того, что представляюет собой настоящая природа и роль организаций, подобных RSF. Они предоставляют ложную информацию и подтасованные отчёты, чтобы выстроить внутреннюю оппозицию правительствам, неподконтрольным и неудобным Вашингтону, чтобы облегчить последующее их устранение под предлогом притеснений свободы прессы[13] »

Венесуэла

Le Monde diplomatique критиковала позицию RSF по отношению к правительству Уго Чавеса в Венесуэле, особенно во время попытки переворота 2002 года[43]. В своё оправдание Робер Менар заявил, что RSF также осудила поддержку венесуэльской прессой попытки переворота[8]. RSF также критиковали за поддержку ложной версии событий Globovision во время землетрясения 2009 года, когда она утверждала, что Globovision «преследовалась правительством и властями.»[44]

Примечания

  1. Наша миссия  (англ.). Сайт организации «Репортёры без границ». Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012. Проверено 8 декабря 2011.
  2. «Репортеры без границ»: свобода прессы в России на уровне Ирака
  3. «Репортеры без границ» осудили закрытие ивановской интернет-газеты
  4. 1 2 3 4 5 Marie-Christine Tabet, Révélations sur le financement de RSF, Le Figaro, 21 April 2008  (фр.)
  5. reporters sans frontières : liberté de la presse, contre la censure, information libre, défense des libertés
  6. Atteintes à la liberté de la presse en Algérie, El Watan, 11 June 2005  (фр.)
  7. Income and expenditure
  8. 1 2 3 Daniel Junqua, Reporters sans frontières, Le Monde diplomatique, August 2007  (фр.)
  9. http://www.rsf-chinese.org/spip.php?article59 rsf-chinese about page, paragraph 14
  10. http://www.tfd.org.tw/english/about.php?id=en0101 TFD about page, paragraph 3
  11. 1 2 inoСМИ.Ru: Ф. Уильям Энгдаль. Похоже, у "Репортеров без границ" есть и геополитические цели
  12. Annual accounts 2009. Reporters Without Borders (6 July 2010). Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012.
  13. 1 2 3 CounterPunch. Reporters Without Borders and Washington's Coups
  14. http://www.rsf.org/article.php3?id_article=27672 (недоступная ссылка)
  15. НГ № 12 от 18 Февраля 2008 г.Комментарии для «Новой» от «Репортеров без границ»
  16. Reporter ohne Scham-Grenzen
  17. Volker Bräutigam: Reporter ohne Scham-Grenzen, 4. Mai 2006
  18. Reporters Without Borders Venezuela: Closure of Radio Caracas Televisión paves way for media hegemony
  19. teleSUR: La consolidación de una mentira mediática a través de 39 embustes
  20. Voltairenet.org: Reporters without Borders remembers (lately) Sami Al Haj, 2. März 2006
  21. Salim Lamrani: Reporters without Borders Keeps silence about journalist tortured in Guantánamo, Voltairenet.org, 7. Februar 2006
  22. José Manzaneda: Reporteros sin fronteras… morales 10/02/06
  23. 1 2 Jean-Noël Darde, Quand Robert Ménard, de RSF, légitime la torture, Rue 89, 26 August 2007  (фр.)
  24. The Reporters Without Borders Fraud (16 мая 2005).
  25. Trouble in Tibet Frontline Volume 25 — Issue 07, March 29 — April 11, 2008.
  26. Reporters Without Borders, 8 July 2005, Why we take so much interest in Cuba
  27. Reporters Without Borders Unmasked, CounterPunch, 17 May 2005
  28. 1 2 Barahona, Diana. Reporters Without Borders Unmasked, CounterPunch, 17 May 2005.
  29. The Return of Otto Reich, FAIR, 8 June 2001
  30. Friends of Terrorism, The Guardian, 8 February 2002
  31. The Case for closing the School of the Americas, Bill Quigley, Brigham Young University, 2005
  32. Teaching Torture, LA Weekly, 22 July 2004
  33. Amnesty International USA’s Executive Director Dr. William F. Schulz on «Ask Amnesty», Amnesty International USA.
  34. School of the Americas Watch
  35. 1 2 3 Reporters Without Borders ordered to pay 6,000 euros to Korda’s heir over use of Che photo, RSF, March 10, 2004
  36. CounterPunch Reporters Without Borders Unmasked
  37. RSF y la foto del "Che" (Spanish), BBC (11 марта 2004).
  38. Pedro de La Hoz, Ménard trasquilado — Tribunal francés prohíbe utilización espuria de imagen del Che en campaña mediática anticubana, Гранма, 11 July 2003  (исп.)
  39. 1 2 Quand Castro disparaîtra, France 5  (фр.)
  40. Reporters sans frontières (2) — mobiliser médias et opinion, presentation of RWB by its delegate in Alsace, Corinne Cumerlato  (фр.)
  41. Maurice Lemoine, Coups d’Etat sans frontières, Le Monde diplomatique, August 2002  (фр.)
  42. Reporters Without Borders Annual Report 2004 – Haiti. Reporters Without Borders (2004). Проверено 25 января 2010.
  43. Maurice Lemoine, Coups d’Etat sans frontières, Le Monde diplomatique, August 2002  (фр.) (Portuguese translation)
  44. Axis of Logic, 27 June 2009, Reporters Without Borders' Lies about Venezuela

Ссылки


Wikimedia Foundation. 2010.

Смотреть что такое "Репортёры без границ" в других словарях:

  • Журналисты без границ — Репортёры без границ  (франц. Reporters sans frontières  RSF)  интернациональная негосударственная организация, заявляющая, что она охраняет свободу слова во всем мире. Официально организация борется против цензуры и за освобождение журналистов,… …   Википедия

  • Репортеры без границ — Репортёры без границ  (франц. Reporters sans frontières  RSF)  интернациональная негосударственная организация, заявляющая, что она охраняет свободу слова во всем мире. Официально организация борется против цензуры и за освобождение журналистов,… …   Википедия

  • Врачи без границ — Логотип организации Врачи без границ (фр. Médecins sans frontières)  неправительственная международная организация по оказанию медицинской помощи людям, пострадавшим в результате вооружённых конфликтов и стихийных бедствий. Организация… …   Википедия

  • Свобода слова в Израиле — Цензура По странам Цензура по странам По отраслям Цензурирование Интернета Запрещённые книги Сожжение книг По методам …   Википедия

  • Свобода слова в России — Цензура По странам Цензура по странам По отраслям Цензурирование Интернета Запрещённые книги Сожжение книг По методам …   Википедия

  • Цензура в Российской Федерации — Цензура По странам Белоруссия Великобритания Германия Иран СССР США См. также: Свобода слова по странам По СМИ …   Википедия

  • Цензура в России — Цензура По странам Белоруссия Великобритания Германия Иран СССР США См. также: Свобода слова по странам По СМИ …   Википедия

  • Ограничение свободы слова в Российской Федерации — Цензура По странам Белоруссия Великобритания Германия Иран СССР …   Википедия

  • Свобода слова в Белоруссии — Цензура По странам Белоруссия Великобритания Германия Иран СССР …   Википедия

  • Цензура в Белоруссии — Цензура По странам Цензура по странам По отраслям Цензурирование Интернета Запрещённые книги Сожжение книг По методам …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.