- Нирнаэт Арноэдиад
-
Нирнаэт Арноэдиад, Битва Бессчётных слез Великая война в Средиземье (Война Самоцветов)
Художественное изображение боевого порядка (Иллюстрация Тома Лобака)Дата 472 год Времени Солнца, Первая эпоха
Место Анфауглит, Тангородрим
Итог победа Ангбанда
Стороны Сыновья Феанора, Гондолин, Белегост, Ногрод, Нарготронд, Химринг, Амон Эреб, Истерлинги, Хитлум, Фалас, Бретиль, Дор-Ломин Ангбанд, позднее истерлинги Ульфанга Командующие Сыновья Феанора, Фингон †, Гвиндор, Тургон, Азагхал †, Бор †, Хурин (взят в плен), Хуор †, Халдир † Готмог, Глаурунг, Сыновья Ульфанга † Битвы Белерианда Первая битва — Дагор-нуин-Гилиат - Дагор Аглареб - Осада Ангбанда - Дагор Браголлах - Нирнаэт Арноэдиад - Война Гнева Войны Средиземья Нирнаэт Арноэдиад (Бессчётные слезы) — вымышленная битва, описанная в книгах «Сильмариллион» и «Дети Хурина» Дж. Р. Р. Толкина. Пятая крупная битва в Войнах Белерианда. Произошла между эльфами и союзными им людьми (и частично гномами) с одной стороны, и Мелькором и его сторонниками, с другой. Мелькор одержал решительную победу.
Содержание
Соотношение сил
Воинство Ангбанда:
- Авангард: От 80 до 100 тысяч бойцов. 2 орочьих армии по 40—50 тысяч орков были посланы спровоцировать Фингона на превентивный удар.
- Основные силы (Центр): От 150 до 300 тысяч бойцов. От 3 до 6 армий по 40—50 тысяч орков были посланы сокрушить Фингона после того, как он настигнет авангард.
- Резерв: Около 100 тысяч орков и вспомогательных войск в виде троллей,балрогов, драконов, варгов и всадников на варгах. Кроме них — вастаки-предатели из Союза Маэдроса.
- Потери: более 200 тысяч бойцов.
Союз Маэдроса:
- Западная армия — воинство Фингона — от 42,5 до 56 тысяч бойцов.
- Нолдор Хитлума: 15—20 тысяч.
- Народ Дор-Ломина: 12—15 тысяч человек из дома Хадор.
- Синдар Митрима: 1—3 тысячи.
- Отряд Фаласа: 3—5 тысяч эльфов под командованием Кирдана.
- Отряд Нарготронда: от 500 до 1000 эльфов под командованием Гвиндора.
- Народ Бретиля: 1—2 тысячи человек из дома Халет.
- Отряд Гондолина: 10 000 эльфов под командованием короля Тургона.
- Восточная армия — воинство Маэдроса = 42,5—60 тысяч (32,5—45 тысяч после предательства).
- Отряд Сыновей Феанора: от 12 до 15 тысяч эльфов.
- Истерлинги Бора: 8—10 тысяч человек.
- Истерлинги Ульфанга: 10—15 тысяч человек.
- Эльфы Оссирианда: 2,5—5 тысяч.
- Гномы Синих Гор: от 10 до 15 тысяч бойцов.
- Потери: более 65 тысяч воинов.
Нирнаэт Арноэдиад по версии «Сильмариллиона»
Предыстория
Весть о том, что Берен и Лютиэн похитили Сильмарилл из Железной Короны Моргота, быстро разнеслась по всему Белерианду. Узнав об этом, Маэдрос воспрянул духом, уверив себя в том, что Моргот не так уж и непобедим. Но Маэдрос понимал, что поодиночке эльфийские королевства слабы, и лишь объединившись, они, как он полагал, смогли бы разгромить Моргота и вернуть оставшиеся Сильмариллы. И он начал объединять эльдар, людей и гномов.
Союз, который он создал, был назван «Союз Маэдроса». Однако он получил меньше помощи, чем рассчитывал: из-за Келегорма и Куруфина Ородрет не пожелал выйти на битву. Лишь небольшой отряд, ведомый Гвиндором, представлял Нарготронд (но, тем не менее, шёл под знаменем Фингона). Из-за неудачного посольства не пожелал отправлять на битву своих людей и Тингол. Лишь Маблунг и Белег пошли под знамена Фингона.
Помогли зато Маэдросу как никто другие гномы — и воинской силой, и оружием. Также под стяг Маэдроса встали люди из племен Бора и Ульфанга, призвавшие с востока множество своих сородичей, а на западе Фингон заключил союз с Химрингом и Дор-Ломином — так что множество людей из Домов Хадора и Халет присоединились к Союзу. Пришли вести и к Тургону, и Гондолин начал готовиться к войне.
Замысел Маэдроса и расположение войск
Маэдрос рассчитывал атаковать Ангбанд сразу с двух сторон: из долины Сириона и крепости Барад Эйтель на западе должно было атаковать воинство Фингона, а из Маглоровых Врат на востоке должны были атаковать отряды Маэдроса. Он задумывал промчаться через весь Анфауглит с развернутыми стягами, выманить все рати Ангбанда на равнину и в определённый момент подозвать армии Фингона, дабы он атаковал орков с запада. Таким образом, легионы Ангбанда оказались бы словно между молотом и наковальней. Сигналом для выступления Фингона должен был послужить огонь огромной сигнальной башни в Дортонионе.
Начало
На рассвете летнего Солнцестояния войска Союза Маэдроса были уже выстроены по обе стороны Анфауглита. Фингон уже ждал сигнала, но не ведал, что Маэдрос, обманутый Ульдором Проклятым, медлил. В это время армия Гондолина вышла из Тумладена и присоединилась к армии Фингона. Воспрянул тогда Фингон духом и прокричал: «Утулиэ’н ауре! Аййа эльдалиэ ар Атанатари, утулиэ’н ауре! День пришел! Узрите, народы Эльдар и Отцы Людей, день пришел!». Крик это подхватило все его воинство: «Аута и ломэ! Исчезает тьма!». В этот момент Моргот, которому уже были известны многие замыслы врагов, решил, что настал час, и уверенный в том, что Ульфанг с сыновьями задержали Маэдроса, выслал к Хитлуму авангард. Нолдор, завидев это, возжелали атаковать орков на равнине, но Хурин предостерёг их, что лучше будет, если атаки врага будут захлёбываться, снова и снова разбиваясь о скалы обороны, так как армия Фингона расположилась на возвышенности между топями Сереха и Барад Эйтель.
Но Моргот приказал предводителю авангарда западного крыла во что бы то ни стало выманить Фингона до того, как начать атаку. К несчастью, на передовой стоял Гвиндор из Нарготронда, брат Гелмира, захваченного в плен при Дагор Браголлах. Именно его несли с собой орки, и на глазах у всех (и в первую очередь у Гвиндора) отрубили ему сперва руки и ноги, а затем и голову. Гвиндора охватил гнев, и он погнался за врагом, а за ним многие эльфы. Они нагнали посланцев и перебили их, после чего врезались в гущу вражеского войска. Видя это, всё воинство Фингона обрушилось на легионы врага.
Натиск их оказался настолько неожиданным и яростным, что все планы Моргота чуть не пошли прахом. Ранее, чем войско, посланное Морготом в авангард, получило подкрепление, оно было отброшено, и стяги Фингона пересекли Анфауглит и взмыли у подножия Тангородрима. Гвиндор, вместе с отрядом Нарготронда, прорвались дальше всех, до самых ворот, и устроили резню на ступенях, перебив всю стражу. Но из множества тайных ходов из Ангбанда выползли новые полчища, и отряд Гвиндора попал в западню. Все, кроме Гвиндора, были перебиты, а его самого взяли в плен. После этого Моргот выслал основные силы, и Фингон был отброшен назад.
Развитие событий
На четвёртый день сражений началась Нирнаэт Арноэдиад. Воинство Фингона спешно отступало. С наступлением ночи, на пятый день, орки окружили воинство Хитлума и начали сжимать кольцо. Надежда пришла с пением труб Гондолина — Тургон со своим отрядом всё это время стоял в теснине Сириона, удерживая своих воинов от опрометчивой атаки.
Ныне он стал пробиваться на помощь своему брату, прорубая ряды орков. В тот момент, когда в сердце битвы встретились Тургон и Хурин, стали слышны трубы Маэдроса с востока — и надежда окрепла в сердцах воинов. В тот день Союз мог бы и победить; ибо орки дрогнули и натиск их ослаб, а иные были уже готовы бежать. Но когда воинство Маэдроса обрушилось на орков, Моргот выслал последние силы, и Ангбанд опустел. Вышли варги со своими всадниками, балроги и драконы, и Глаурунг, который окреп со времени Дагор Браголлах. Глаурунг прошёлся меж воинствами Фингона и Маэдроса и разделил их.
Однако победу Морготу одержать помог не балрог, варг или дракон, а человек. Многие истерлинги бежали с поля боя, охваченные страхом; сыновья же Ульфанга, перейдя на сторону Моргота, атаковали с тыла сыновей Феанора. И все же Маглор убил Ульдора Проклятого, а сыновья Бора, верные Маэдросу, убили Ульфаста и Ульварта, прежде чем погибли сами. Но до этого Ульдор собрал новые силы смуглолицых, подоспевших с востока, и атаковал Маэдроса. Таким образом, воинство Маэдроса было атаковано с трёх сторон и полностью разбито. Но сыновья Феанора выжили и отступили к горе Долмед.
Стоит отметить, что из всего прочего воинства дольше всех держались гномы Белегоста и тем стяжали себе великую славу. Не будь гномов, Глаурунг уничтожил бы всех оставшихся нолдор. Окружив дракона со всех сторон, гномы обрушивали на него сокрушительные удары громандных секир — даже прочная чешуя не была надежной защитой от подобных атак. В ярости Глаурунг сбил Азагхала, короля Белегоста, и прополз по нему, но тот последним усилием воли вонзил кинжал ему в брюхо и распорол его. В страхе бежал Глаурунг с поля боя, а за ним многие твари Моргота. Гномы унесли тело Азагхала прочь от поля брани.
Финал
На западе Фингон и Тургон бились против войска, уже втрое превосходящего силы, оставшиеся у них. Явился Готмог, вогнав чёрный клин между воинствами эльфов, окружив Фингона и отбросив Тургона и Хурина к топям Серех, после чего атаковал Фингона.
…Затем он двинулся на Фингона. Страшен был этот поединок. Вся стража Фингона погибла, и он остался один и сражался с Готмогом, покуда другой балрог, подкравшись сзади, не хлестнул его огненным бичом. Тогда Готмог зарубил Фингона чёрной секирой, и белый пламень вырвался из разрубленного шлема короля. Так пал Фингон, Верховный Владыка нолдор, и тело его вбили в песок булавами, и голубой с серебром стяг втоптали в лужу его же крови. («Сильмариллион»).
Битва была окончательно проиграна, но Хурин и Хуор вместе с Тургоном ещё держались, из-за чего Моргот не мог захватить теснину Сириона. В конце концов, по велению Хурина и Хуора Тургон вместе с остатками своего воинства и воинства Фингона отступил, и пока люди Хуора и Хурина сдерживали натиск врага, скрылся, уйдя вниз по теснине Сириона и далее через врата Гондолина, окончательно скрывшись от Моргота. А Хуор с Хурином и людьми Дор-Ломина продолжали сдерживать натиск врага, пока не пали все, кроме Хурина, и Хуор был убит отравленной стрелой, поражённый в глаз. Долго ещё держался Хурин, и каждый раз, убивая очередного противника кричал: «Аурэ энтулува! День настанет вновь!». 70 раз прозвучал этот клич, но в конце концов орки схватили Хурина живым, буквально завалив его своими телами, и связанного утащили в Ангбанд. Так, когда солнце закатилось за море, окончилась битва Нирнаэт Арноэдиад.
Последствия
Союз Маэдроса распался, и войска Сыновей Феанора были рассеяны. Никто из ушедших на битву халадинов не вернулся в Бретиль. Тем не менее, там продолжали жить остатки народа Халет. Не вернулся никто и в Хитлум. Но там обосновались истерлинги, верные Морготу. Орки беспрепятственно бродили по всему северу Белерианда, и доходили даже до Нан-Татрена, Края Ив, и границ Оссирианда. А спустя год после Нирнаэт Арноэдиад орки Моргота осадили и разорили гавани Фаласа Бритомбар и Эгларест, после чего эльфы, жившие там, отступили на остров Балар и в гавани Сириона. Нарготронд и Дориат однако продолжали стоять, но не тревожили они Моргота так, как тревожил его Гондолин.
По велению Моргота орки собрали тела всех, кто пал в Великой Битве, их оружие и доспехи и сложили посредине Анфауглита огромный курган. Издали виден был он, и нарекли его эльфы Ход-эн-Ндегин, Курган убитых, и Ход-эн-Нирнаэт — Курган слёз.
Поражение Союза положило начало окончательному разорению Белерианда.
Категории:- Сражения по алфавиту
- Битвы Средиземья
Wikimedia Foundation. 2010.