- Любанская операция
-
Любанская операция Великая Отечественная война Дата 7 января—30 апреля 1942 года Место Ленинградская область, СССР Итог Победа Германии Противники СССР
Третий рейх
Командующие К. А. Мерецков,
М. С. Хозин,
А. А. Власов,
И. И. ФедюнинскийГеорг фон Кюхлер Силы сторон 2-я ударная армия,
59-я армия,
4-я армия,
54-я армияГруппа армий «Север» Люба́нская наступательная операция (7 января 1942 — 30 апреля 1942) — наступательная операция советских войск в Великой Отечественной войне.
Содержание
Цели операции
По замыслу Ставки Верховного Главнокомандования, основная роль в разгроме группы армий «Север» и прорыве блокады Ленинграда отводилась Волховскому фронту под командованием генерала армии К. А. Мерецкова, которому предстояло силами 2-й ударной, 59-й и 4-й армий совместно с 54-й армией Ленинградского фронта, которая находилась вне блокадного кольца, разгромить мгинскую группировку противника и тем самым прорвать блокаду Ленинграда. Одновременно ударом в южном направлении силами 52-й армии освободить Новгород и отрезать врагу пути отхода перед Северо-Западным фронтом, который также переходил в наступление.
Силы сторон
Волховская группировка 18-й немецкой армии состояла из 14-ти пехотных, 2-х моторизованных и 2-х танковых дивизий.
На 1 января 1942 года в Волховский фронт входили 23 стрелковые дивизии, 8 стрелковых бригад, 1 гренадерская бригада, которая из-за нехватки стрелкового оружия была вооружена ручными гранатами, 18 отдельных лыжных батальонов, 4 кавалерийские дивизии, 1 танковая дивизия, 8 отдельных танковых бригад. Фронт превосходил противника в живой силе в 1,5 раза, в орудиях и минометах в 1,3 раза. Но все это превосходство сводилось на нет нехваткой боеприпасов, которых имелось всего четверть боекомплекта. Кроме того, соединения 4 и 52 армий после тяжелых боев насчитывали по 3,5-4 тысячи человек вместо штатных 10-12 тысяч. Лишь 2-я ударная и 59 армии имели полный комплект личного состава. Но у них почти совсем отсутствовали прицелы для орудий, а также телефонный кабель и радиостанции, что утрудняло управление войсками.
Ход операции
7 января 1942 года войска 2-й ударной армии прорвали оборону противника в районе населённого пункта Мясной Бор (на левом берегу реки Волхов) и глубоко вклинились в его расположение (в направлении Любани). Но не имея сил для дальнейшего наступления, армия оказалась в тяжёлом положении. Противник несколько раз перерезал её коммуникации, создавая угрозу окружения. К 26 марта противнику удалось соединить свою чудовскую и новгородскую группировки, создать внешний фронт по реке Полисть и внутренний фронт по реке Глушица. Таким образом, коммуникации 2-й ударной армии и нескольких соединений 59-й армии были прерваны. [1]
Командующий Волховской оперативной группой генерал-лейтенант М. С. Хозин не выполнил директивы Ставки (середина мая) об отводе войск армии. В результате она оказалась в окружении. Принятыми командованием Волховского фронта мерами удалось создать небольшой коридор, через который выходили разрозненные группы изнурённых и деморализованных бойцов и командиров. 25 июня противник ликвидировал коридор. 12 июля командующий 2-ой ударной армией генерал-лейтенант А. А. Власов сдался в плен.[2]
54-я армия под командованием генерала И. И. Федюнинского не выполнила своей задачи. Ее части, понеся большие потери в районе Погостья, прорвались километров на двадцать вперед и немного не дошли до Любани. Всего в ходе четырехмесячных жесточайших боев, 54-я армия, очередной раз потеряв почти весь свой состав, надолго застряла в местных лесах и болотах[3]. В своих мемуарах И. И. Федюнинский достаточно самокритично оценивает свои действия на посту командующего армией, признает, что часть ответственности за неудачи лежит на нем. В частности им, как командующим армией, не было организовано четкое взаимодействие соединений армии, происходили задержки в отдаче приказов, что приводило к лишним человеческим жертвам без ощутимых результатов с точки зрения положения частей[3].
Результаты операции
Операция 2-й ударной, 52-й и 59-й армий оказала заметную поддержку защитникам Ленинграда, которые могли не выдержать нового штурма, оттянула на себя более 15-ти дивизий противника (в том числе 6 дивизий и одна бригада были переброшены из Западной Европы), позволила советским войскам под Ленинградом захватить инициативу. Командование 18-й немецкой армии отмечало,[4] что «если бы этот прорыв сочетался с фронтальным ударом Ленинградского фронта, то значительная часть 18-й армии была бы потеряна, а остатки ее были бы отброшены на запад». Однако, Ленинградский фронт не мог тогда нанести встречный удар.
К. А. Мерецков маршал Советского Союза в книге «На службе народу» писал, что из состава войск 2-й ударной армии вышло из окружения 16 тысяч человек. В боях из 2-й ударной армии погибли 6 тысяч человек, а 8 тысяч пропали без вести.
Согласно исследованию «Россия и СССР в войнах ХХ века» безвозвратные потери Волховского фронта и 54-й армии Ленфронта во время Любанской операции с 7 января по 30 апреля 1942 г. - 95064 чел. В операции по выводу из окружения 2-й ударной армии с 13 мая - 10 июля 1942 г. (2-я ударная, 52-я и 59-я армии Волховского фронта) - 54774 чел. Всего - 149 838. Если принять во внимание оглашенную немцами цифру — 32 759 пленных, 649 орудий, 171 танк, 2904 автомата, много пусковых установок и другое оружие, — и сведения о пробившихся из окружения. А. Исаев в книге «Краткий курс истории ВОВ. Наступление маршала Шапошникова» пишет, что к своим вышли из окружения к 29 июня 9462 человека, в том числе 5494 человека раненых и больных. К 10 июля - 146 человек. Отдельные солдаты и командиры выходили не на запад, а на юг. Приблизительно можно привести общую цифру убитых и умерших от ран - до 107 471 человек (Волховский фронт, 54-я армия Ленинградского фронта), с вычетом пробившихся к своим и пленных.
Причины неудачи операции
Неудачное завершение Любанской операции явилось результатом как объективных, так и субъективных причин. К объективным причинам относятся, прежде всего, значительный перевес врага в силах, технических средствах и обеспеченности боеприпасами, а также ошибки РККА в организации боевых действий, причём на всех уровнях. В связи с этим участник боёв у Мясного Бора маршал авиации Герой Советского Союза А. П. Силантьев отмечал:[5]
Когда Вторая ударная армия гибла в волховских болотах, мы видели, что это результат просчета и Верховного Главнокомандования. Я полгода висел над этой армией и потерял там много боевых товарищей. Гибель армии была величайшей трагедией тысяч солдат и офицеров, всю вину за которую потом свалили на изменника генерала Власова. Нелепо оправдывать предателя, но истина в том, что армия ему досталась уже в катастрофическом состоянии.По мнению историка Б. И. Гаврилова, судьбу 2-й ударной армии во многом определили просчёты в планировании всей зимней кампании 1942 году, допущенные Ставкой и лично Сталиным: выдвигались нереальные сроки проведения важнейших операций, а необеспеченные материальными и людскими ресурсами, стратегические резервы распылялись по нескольким фронтам и направлениям. Это привело к катастрофам под Вязьмой, в Крыму, под Харьковом, в Мясном Бору, а затем завершилось прорывом немцев к Сталинграду и Кавказу. В частности[6]:
Невысокий уровень стратегического руководства применительно к Волховскому фронту проявился в приказе Ставки ввести 2-ю ударную армию в узкую щель, едва пробитую в обороне врага. Глубоко ошибочными оказались и дальнейшие распоряжения Сталина, когда неосмотрительная поспешность сменилась чрезмерным промедлением с приказом о выводе армии из окружения. Может быть, Сталин сознательно жертвовал окруженной армией, рассчитывая до последней возможности отвлекать на нее вражеские войска непосредственно из-под Ленинграда? Отрицательную роль в проведении Любанской операции сыграла также неспособность Ставки наладить взаимодействие Волховского фронта с 54-й армией Ленинградского фронта, между тем как именно обеспечение взаимодействия фронтов и составляет одну из прямых функций Ставки. План общего наступления 54-й и 2-й ударной армий Ставка разработала только к 28 февраля, когда наступление волховцев на Любань уже выдохлось. Другим крупным просчётом Сталина явилось решение ликвидировать Волховский фронт, что в свою очередь имело тяжёлые последствия.К субъективно-объективным факторам относилась также слабая профессиональная подготовка представителей высшего и среднего комсостава, что усугубило все прочие недостатки в осуществлении Любанской и других операций 1942 года. К субъективному фактору также относилось негативное воздействие на руководство волховских армий со стороны представителей Ставки в штабе Волховского фронта Мехлиса, Ворошилова и Маленкова. Подчеркивается, что их задача заключалась не в координации действий Волховского и Ленинградского фронтов, а в оказании давления на Мерецкова и командующих армиями, чтобы «любой ценой» выполнить приказы Сталина. Это приводило к неоправданным потерям в людях и средствах. По мнению Б. И. Гаврилова,[6] «представители Ставки ничем не улучшили положение Волховского фронта и 2-й ударной армии. Мехлис, Ворошилов и Маленков по своим способностям могли выполнять лишь задачи партийных комиссаров, но непосредственное руководство войсками было выше их сил.»
См. также
Примечания
- ↑ М. С. Хозин Об одной малоисследованной операции. «Военно-исторический журнал» № 2, 1966
- ↑ Климчук Е. Вторая Ударная и Власов, или Почему один предал, а в предатели попала вся армия. «Советский воин» № 20 1989
- ↑ 1 2 Н. Н. Никулин Воспоминания о войне. 2-е изд. СПб. Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008
- ↑ Гаврилов Б. И. Заключение // «Долина смерти». Трагедия и подвиг 2-й ударной армии — М.: Институт российской истории РАН, 1999. — ISBN 5-8055-0057-4. со ссылкой на книгу: История ордена Ленина Ленинградского военного округа. М., 1974. С. 280-281.
- ↑ Гаврилов Б. И. Заключение // «Долина смерти». Трагедия и подвиг 2-й ударной армии — М.: Институт российской истории РАН, 1999. — ISBN 5-8055-0057-4. со ссылкой на публикацию: Известия. 1988. 15 октября.
- ↑ 1 2 Гаврилов Б. И. Заключение // «Долина смерти». Трагедия и подвиг 2-й ударной армии — М.: Институт российской истории РАН, 1999. — ISBN 5-8055-0057-4.
Литература
- Гаврилов Б. И. Введение // Через «Долину смерти». Подвиг и трагедия воинов Волховского фронта. Январь-июнь 1942 г. Т. 1. Воспоминания и материалы. М., Институт российской истории РАН 2002.
- Гаврилов Б. И. «Долина смерти». Трагедия и подвиг 2-й ударной армии — М.: Институт российской истории РАН, 1999. — ISBN 5-8055-0057-4.
- С. С. Гагарин. Мясной Бор.
- Иванова Изольда Анатольевна (составитель). Трагедия Мясного Бора. Сборник воспоминаний участников и очевидцев Любанской операции.
- Wolchow-Kesselschlacht der 291. Infanterie-Division (Bildband) - Georg Gundlach, Eigenverlag Georg Gundlach, Bingen am Rhein 1995, 320 Seiten. (нем.)
Документальные фильмы
- Вторая Ударная. Преданная армия Власова. Документально-публицистический фильм Алексея Пивоварова, (2011).
Фотоматериалы
- Георг Гундлах. Волховская битва. Документы ужаса: 1941 - 1942 год. Фотоальбом. 1942.
Ссылки
- Любанская наступательная операция, 7 января — 30 апреля 1942 г.
- Любанская операция
- Любанская наступательная операция, 7 января — 30 апреля 1942 г. Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001
- Воспоминания Н. И. Орлова о Долине смерти. 1980-е годы.
- Вальтер Шельм, Ханс Мэрле. Мемуары о боях 215-й Вюртемберг-Баденской пехотной дивизии = ERINNERUGSBUCH DER 215. I.D. Штутгарт: Союз ветеранов 215-й дивизии. Перевод: В. Н. Папешин.
Категории:- Любанская операция
- 1942 год в СССР
Wikimedia Foundation. 2010.