Вражеские голоса


Вражеские голоса

«Вражеские» голоса (также западные радиоголоса) — советское идеологическое клише, применявшееся по отношению к ряду зарубежных радиостанций (в первую очередь, «Голос Америки», «Радио Свобода», «Немецкая волна», «Русская служба Би-би-си», «Радио Ватикана», «Голос Израиля», «Радио Канады», «Международное французское радио»), вещавших на языках народов СССР[1] на территорию СССР в коротковолновом и средневолновом диапазоне. На другие социалистические страны вещала радиостанция «Свободная Европа», объединившаяся в 1976 c «Радио Свобода». Работа этих радиостанций стало одним из характерных феноменов холодной войны. С другой стороны — радиостанции таких «социалистических» странах как КНР («Радио Пекина») и Албании («Радио Тираны») в своих передачах на русском языке содержали пропаганду политического курса собственного руководства и критиковали политику КПСС и СССР — как «ревизионистскую» и «антимарксистскую».


Содержание

История

Первым начал радиовещание на страны Запада Советский Союз. Если «Московское радио» (позднее — «Голос России») — первый орган советского иновещания — начало трансляции на немецком и английском языках в октябре 1929 года, то Би-би-си, к примеру, стала регулярно выпускать передачи по-русски только с 26 марта 1946 года. Позднее появилась частушка "Есть обычай на Руси — ночью слушать «Би-би-си». «Голос Америки» начал вещание на русском с 1947 года.

В качестве «общественной», а в действительности официальной, советской реакции на начало вещания западных радиостанций на русском 10 апреля 1947 года в газете «Культура и жизнь» появилась статья Ильи Эренбурга «Фальшивый голос». Протестуя против пропаганды жвачки, Эренбург писал:

Если вы изобрели какие-то надувные жевательные резинки, отчего же вы вместо мирного пускания резиновых пузырей у себя дома распространяете их по всему миру?

В 1950-51 годах в рамках кампании по борьбе с космополитизмом была организована театральная постановка по пьесе Б. А. Лавренёва «Голос Америки», за которую ему в 1950 году была присуждена Сталинская премия.

С 1 марта 1953, почти одновременно со смертью Сталина, начала вещание радиостанция под названием Радио «Освобождение от большевизма» (позднее — просто «Освобождение»), которая с мая 1959 стала называться «Радио Свобода».

«Немецкая волна» существует с 3 мая 1953.

Позднее вещание на территорию СССР было организовано не только на русском языке, но и на других языках народов СССР.

Глушение

См. также статью: Цензура в СССР.

Передачи «Голоса Америки» с февраля 1948 года начали систематически глушить так называемыми «глушилками» (радиостанциями постановки помех) — мощными генераторами электронных шумов. На официальном языке это называлось «радиозащитой» («глушением», «радиоподавлением», «постановкой помех», «радиопротиводействием», «забивкой антисоветских радиопередач», «радиоэлектронной борьбой»).

В периоды разрядки международной напряжённости глушение «вражеских голосов» могло ослабляться или прекращаться (это не касалось, однако, передач «Радио Свобода»). Так в сентябре 1959 года глушение «Голоса Америки» было ослаблено в ходе визита Никиты Хрущева в США, а в 1963 — после призыва Кеннеди прекратить «холодную войну».

После ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году (см. «Пражская весна») глушение возобновилось в полной мере. Очередной перерыв в глушении «вражеских голосов» (кроме «Радио Свобода») произошёл в 1973 году в связи с проведением Хельсинкской конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе. Глушение возобновилось в августе 1980 года в связи с обострением обстановки в Польше и резкой западной критикой ввода советских войск в Афганистан.

В первые годы «перестройки» глушение «вражеских голосов» продолжалось. В экспертном заключении по «делу КПСС» говорится, что постановлением ЦК КПСС от 25 сентября 1986 было принято решение прекратить глушение передач одних зарубежных радиостанций («Голос Америки», «Би-Би-Си») и усилить глушение других («Свобода», «Немецкая волна»). 23 мая 1987 в Советском Союзе окончательно прекратили глушить радиопрограммы «Голоса Америки» и некоторых других западных радиостанций. Полностью глушение зарубежных радиостанций в СССР было прекращено в конце ноября 1988 года.[2]

Технически глушение было эффективным только вблизи станций помех, то есть, фактически, на территории крупных городов и в ближайших окрестностях. В сельской местности помехи практически отсутствовали.

Аудитория

Передачи зарубежных радиостанций рассматривались как альтернативный источник информации, представлявшей гораздо больший интерес, чем официальная советская пропаганда[3], несмотря на низкое качество сигнала из-за глушения.

«Вражескими голосами» увлекалась не только диссидентски настроенная часть интеллигенции и часть молодёжи, интересовавшаяся западной музыкой, как это принято считать. Из радиопередач можно было почерпнуть также информацию «нейтрального» характера о политической жизни СССР, например оперативные данные о состоянии здоровья главы советского государства — генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева и других членов Политбюро, что часто являлось причиной неожиданных изменений внутриполитического календаря страны. «Вражеские голоса» также более оперативно, более полно и объективно информировали советских слушателей о политической жизни Запада. Познавательными были также передачи из областей науки, культуры, искусства и т. п.

По исследованиям, проводившимся в США, самой значительной была еженедельная аудитория радиослушателей «Голоса Америки» в СССР (в 1980-е годы достигала 30 млн человек), на втором месте шла «Русская служба Би-би-си» с вдвое меньшей аудиторией.

Для прослушивания были необходимы радиоприёмники, позволяющие слушать передачи на коротких волнах («Спидола», «Океан», «Меридиан», «Спорт», «Ригонда» и другие — все приёмники от II класса и выше и многие III класса имели КВ диапазоны). Они не были дефицитом, но, как правило, не имели более коротковолнового диапазона, чем 25 м. На волнах короче 25 м глушения почти не было, но и соответствующие радиоприёмники достать было труднее. В СССР с 50-х гг. радиоприёмники с диапазонами коротких волн 11, 13, 16 и 19 метров выпускались почти исключительно на экспорт (хотя и появлялись изредка в продаже)[4], а импортные были дороги и купить их можно было только в валютных или комиссионных магазинах. Интересный факт — радиола «Сакта», производившаяся в 60-х гг. Рижским радиозаводом им. А. С. Попова, имела недокументированную особенность: если одновременно нажать на переключателе диапазонов клавиши «КВ1» и «КВ2», приемник оказывался настроенным на 19-метровый диапазон. Было это совпадением или сознательной «идеологической диверсией» конструкторов, неизвестно[5].

Связь со спецслужбами

Основной целью радиовещания в условиях «холодной войны» была пропаганда, которой спецслужбы противоборствующих сторон уделяли значительное внимание.

В книге Н. Н. Яковлева «ЦРУ против СССР» утверждалось, что вещание «вражеских голосов» происходило под патронатом ЦРУ, приводились примеры связей «Радио Свобода» и «Свободная Европа» с ЦРУ.

О том же самом пишет Римантас Плейкис (министр связи в 1996—1998 г., член парламентского комитета национальной безопасности и обороны Литвы). В 1973 году «Радио Свобода» получила прямое финансирование из бюджета США, минуя ЦРУ. Также «Радио Свобода» и «Свободная Европа» были объединены. Соединительным звеном между Конгрессом, Госдепартаментом и новым объединённым радио «Радио Свобода» стал Cовет Международного Радиовещания (Воard for International Broadcasting)[6].

В разоблачениях этих радиостанций сыграли свою роль агенты разведок социалистических стран, в том числе Ю. Марин, работавший с 1972 по 1974 г. под именем К. Неастрова на «Радио Свобода». Разоблачительные свидетельства о деятельности радио «Свободная Европа» были собраны её бывшими сотрудниками — агентами разведок Польши, Чехословакии, Болгарии.

«Вражеские голоса» в постсоветской России

Работа западных радиостанций, вещавших на СССР, продолжалось какое-то время и после распада СССР, но в связи с крахом социалистической системы и распадом СССР и, с другой стороны, в связи с установлением свободы слова в Восточной Европе, потребность в широкомасштабной пропагандистской деятельности резко уменьшилась, и финансирование радиостанций значительно сократилось. Национальные редакции, работавшие на страны Восточной Европы и союзные республики СССР, были (большей частью) закрыты.

Кроме того, как показывают социологические исследования, население постсоветских стран проявляет гораздо меньший интерес к радио вообще и к иновещанию, в частности. На первое место в СМИ-предпочтениях аудитории вышло телевидение, а среди радиостанций на первом месте находятся FM-радиостанции музыкального и развлекательного формата.

Тем не менее, выражение «вражеские голоса», иногда всё ещё употребляется в прессе.[7][8]

Новый руководитель Совета управляющих по телерадиовещанию США Уолтер Айзексон (бывший глава CNN и журнала Time) призывает выделить Совету еще больше денег «Голосу Америки» и ряду других новостных организаций, чтобы противостоять усилиям публичной дипломатии «врагов» Америки, которыми, по его определению, являются Иран, Венесуэла, Россия и Китай: «Мы не можем позволить, чтобы наши враги общались с миром лучше нас, уже имеются Russia Today» [9]

См. также

Примечания

  1. Передачи велись на русском, азербайджанском, армянском, башкирском, белорусском, грузинском, казахском, киргизском, латышском, литовском, молдавском, таджикском, татарском, туркменском, узбекском, уйгурском, украинском и эстонском)
  2. Плейкис, 2002
  3. Елена Дунаева: Радиодиверсия провалилась — Lenta.ru
  4. Как минимум один приемник с диапазоном 16…25 м производился и для внутреннего рынка — «Сокол-307»
  5. Отечественная радиотехника XX века. Радиола 2-го класса «Сакта»
  6. http://www.agentura.ru/equipment/radiocenzura/ Радиоцензура
  7. Матвеева А. Общественная палата выступила против «вражеских голосов». Газеты и телеканалы проверят на предмет разжигания ксенофобии // RBC daily. — 17.04.2006.
  8. Кодачигов В., Москва «Альфа» заглушила вражеские голоса // КоммерсантЪ. — 16.07.2005. — № 130.
  9. http://thecable.foreignpolicy.com/posts/2010/10/05/new_bbg_chief_wants_more_money_to_combat_enemies_such_as_china_and_russia «Голос Америки» хочет больше денег на борьбу с «врагами» вроде Китая и России («Foreign Policy», США) (перевод Иносми)

Литература

Ссылки


Wikimedia Foundation. 2010.

Смотреть что такое "Вражеские голоса" в других словарях:

  • Иностранное радиовещание на территорию СССР — (также западные радиоголоса)  советское идеологическое клише, применявшееся к ряду зарубежных (по отношению к СССР) радиостанций (в первую очередь, «Голос Америки», «Радио Свобода», «Немецкая волна», «Русская служба Би би си», «Радио… …   Википедия

  • Холодная война — У этого термина существуют и другие значения, см. Холодная война (значения). Холодная война Дата 5 марта 1946 1991 Место Мир Прич …   Википедия

  • Карибский кризис — Съемки ракет с американского самолета разведчика 14 октября 1962 …   Википедия

  • Цензура в СССР — Цензура По странам Цензура по странам По отраслям Цензурирование Интернета Запрещённые книги Сожжение книг По методам …   Википедия

  • Радио «Свобода» — Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода» Страна …   Википедия

  • Ядерная гонка — Развитие ядерных арсеналов США и СССР/России на протяжении XX XXI веков …   Википедия

  • Кубинская революция — Дата 26 июля 1953 1 января 1959 Место Куба Итог Победа Движения 26 июля Свержение режима Батисты Начало пр …   Википедия

  • Радио "Свобода" — Радио «Свобода» «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» Страна  США Частота …   Википедия

  • Радио "Свободная Европа" — Радио «Свобода» «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» Страна  США Частота …   Википедия

  • Радио Свобода — Радио «Свобода» «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» Страна  США Частота …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.