- Далекая Радуга (повесть)
-
«Далекая Радуга» — фантастическая повесть советских писателей Аркадия и Бориса Стругацких.
Содержание
История создания
Произведение создано в 1963 году
Сюжет
- Время действия: 2156 год.
- Место действия: дальний космос, планета Радуга.
- Социальное устройство: развитый коммунизм (полдень).
Действие происходит в течение одних суток. Планета Радуга уже тридцать лет используется учеными и творцами искусства всего мира для проведения экспериментов (в том числе физиками по нуль-транспортировке — технологии, ранее доступной только Странникам). Возникшая в результате очередного эксперимента по нуль-транспортировке Волна (энергетическая стена «до неба», движущаяся от полюсов планеты к экватору, и выжигающая всю органику на пути) небывалой мощности начинает движение по планете, уничтожая все живое. Одним из первых о надвигающейся опасности узнает Роберт Скляров, ведущий наблюдения за экспериментами с поста Степной. После гибели ученого Камилла, приехавшего посмотреть на извержение, Роберт эвакуируется со станции, спасаясь от Волны. Прибыв в Гринфилд к начальнику Маляеву Роберт узнает, что Камилл не погиб — после отлета Роберта тот сообщает о странной природе новой Волны, и связь с ним прерывается. Начинается спешная эвакуация ученых в Столицу Радуги. Попытки остановить движение Волны ни к чему не приводят, преодолеть ее невозможно. Совет Радуги принимает решение эвакуировать с Радуги детей и наиболее ценные научные записи. Прибывший на планету космолетчик Леонид Горбовский предоставляет для этого свой звездолет, а сам остается на Радуге, как и все взрослые, ожидая момента, когда две Волны встретятся в районе Столицы. Ясно, что все обречены (хотя последующее выживание самого Горбовского и его появление в целом ряде других произведений Стругацких подсказывает, что, возможно, Волна лишний раз продемонстрировала свою переменчивую сущность и остановилась, так и не столкнувшись своими крыльями на экваторе).
Смысл
Стругацкие ставят литературный эксперимент. Вначале было создано общество развитого коммунизма (в повести это общество авторы смогли описать так, чтобы у читателей не возникло неприязни). Люди живут так, как привыкли жить мы, любят, ревнуют, ссорятся. Потом — катастрофа, что неминуемо убьёт всё живое на планете. Эвакуировать всех — невозможно, придётся чем-то и кем-то жертвовать. Никаких вариантов спасения нет. Возможно «Далёкая радуга» — одно из самых героических произведений Стругацких.
Датировка
2156 г. Катастрофа на Радуге.
Проблематика
- Проблема дозволенности научного познания, научного эгоизма: проблема «джинна в бутылке», которого человек выпустить может, а управлять им — нет (эта проблема автором статьи не указана, однако предполагается главной в данном произведении: произведение написано в 1963 году, при этом 1961 год — год испытания СССР самой мощной водородной бомбы)
- В данном произведении Стругацкие впервые затрагивают проблематику скрещивания живых организмов и машин (или «очеловечивания» механизмов). Горбовский упоминает т. н. Массачусетскую машину — созданное в начале XXII века кибернетическое устройство с «феноменальным быстродействием» и «необозримой памятью». Эта машина проработала всего четыре минуты, а затем была выключена и полностью изолирована от окружающего мира и находится под запретом Мирового совета. Причиной стало то, что она «стала вести себя». По всей видимости, ученым будущего удалось создать устройство с искусственным разумом (согласно повести «Жук в муравейнике», «на глазах у ошеломленных исследователей зародилась и стала набирать силу новая, нечеловеческая цивилизация Земли»).
- Проблема выбора человека: (спасти любимого, или часть (но не всех) детей)
- Обратной стороной стремления сделать машины разумными стала деятельность т. н. «Чертовой Дюжины» — группы тринадцати ученых, которые попытались сращивать себя с машинами.
Их называют фанатиками, но в них, по-моему, есть что-то притягательное. Избавиться от всех этих слабостей, страстей, вспышек эмоций... Голый разум плюс неограниченные возможности совершенствования организма.
Официально считается, что все участники эксперимента погибли, однако в финале романа выясняется, что Камилл — последний оставшийся в живых член Чертовой Дюжины. Несмотря на обретенное бессмертие и феноменальные способности, Камилл заявляет, что опыт не удался. Человек не может стать бесчувственной машиной и перестать быть человеком.
- ... Опыт, не удался, Леонид. Вместо состояния "хочешь, но не можешь" состояние "можешь, но не хочешь". Это невыносимо тоскливо - мочь и не хотеть. Горбовский слушал, закрыв глаза. - Да, я понимаю, - проговорил он. - Мочь и не хотеть - это от машины. А тоскливо - это от человека. - Вы ничего не понимаете, - сказал Камилл. - Вы любите мечтать иногда о мудрости патриархов, у которых нет ни желаний, ни чувств, ни даже ощущений. Мозг-дальтоник. Великий Логик. <...> А куда уйдешь от своей психической призмы? От врожденной способности чувствовать... Ведь нужно любить, нужно читать о любви, нужны зеленые холмы, музыка, картины, неудовлетворенность, страх, зависть... Вы пытаетесь ограничить себя - и теряете огромный кусок счастья.
- Трагедия Камилла иллюстрирует рассматриваемую в романе проблему соотношения и роли науки и искусства, мира разума и мира чувств. Это можно было бы назвать спором «физиков» и «лириков» XXII века. В Мире Полудня все четче прослеживается разделение на так называемых эмоциолистов и логиков (эмоциолизм как зарождающееся в искусстве XXII в. течение упоминается в более раннем романе «Попытка к бегству»). Как предсказывает Камилл, по словам одного из персонажей:
"Человечество накануне раскола. Эмоциолисты и логики - по-видимому, он имеет в виду людей искусства и науки - становятся чужими друг другу, перестают друг друга понимать и перестают друг в друге нуждаться. Человек рождается эмоцилистом и логиком. Это лежит в самой природе человека. И когда-нибудь человечество расколется на два общества, так же чуждые друг другу, как мы чужды леонидянам..."
В дальнейшем Стругацкие символично показывают, что для людей будущего наука и искусство равноценны и при этом они никогда не затмят значение самой человеческой жизни. На корабль, в котором эвакуируют детей («будущее») с Радуги, Горбовский позволяет взять только одно произведение искусства и одну пленку с отснятыми научными материалами.
Авторская оценка и критика. Цензура
Цензурные правки
«Далёкая Радуга» в культуре
Прочее
В «Далекой Радуге» упоминается «ульмотрон», очень ценный научный прибор или компонент, скорее всего, имеющий отношение к генерации Волны. Вероятнее прочих варинатов использование ульмотрона в качестве невероятно мощного генератора энергии, о чем говорит целый ряд героев.
Леонид Горбовский каким-то образом выжил после «Далекой Радуги» в, казалось бы, безвыходной ситуации верной смерти, и появлялся в последующих книгах Стругацких. Скорее всего, Волна все же остановилась и не уничтожила на планете все живое.
Ссылки и литература
«Далёкая Радуга» в Библиотеке Максима Мошкова
Wikimedia Foundation. 2010.