Теории


Теории
Теории Канта. С физиологической точки зрения под Т. нужно разуметьтелесную конституцию (слабое или крепкое строение) и комплекцию,обусловленную, главным образом, качеством, составом и движением крови. Спсихологической стороны выражения, характеризующие свойства крови,применимы к душевным явлениям лишь по аналогии, существующей между игройчувствований и желаний и движениями телесными (в которых кровь играетглавную роль). Т. разделяются на Т. чувства и активности, Возбудимостьчувства и активности в свою очередь зависит от повышенной или пониженнойвозбудимости жизненных сил (intensio и remissio). Отсюда получаютсячетыре Т. Человек сангвинического Т. поражает беззаботностью, легкоувлекается надеждами, придает всякому впечатлению в первую минутубольшую важность, но затем быстро забывает о нем. Он охотно даетобещание, но не держит слова; он приятный собеседник, нередко не злойчеловек, но грешник неисправимый, хотя и способный к сильному, нонепродолжительному раскаянию. Труд утомляет его. Склонный к меланхолии,наоборот, придает всему, что затрагивает человека, большое значение;везде он усматривает источники забот и трудности; в противоположностьсангвинику, меланхолик вдумчив. Холерик пылок; он быстро воспламеняетсяи сгорает, как зажженная солома. Честолюбие - одна из его особенностей;он любить господствовать, принимать знаки почета, слушать похвалы,играть общественную роль. Противодействие его стремлениям, вызывает внем страдание. Холерический Т. - наименее счастливый, потому что онвсего более сталкивается с препятствиями. Флегматик - человек со слабойэмоциональною возбудимостью и слабой наклонностью к действию. В техслучаях, когда эта медленная восприимчивость все же связана с известнойспособностью к действию, флегматик является трудновозбудимым, носпособным дольние сохранять впечатления; он с трудом может быть выведениз равновесия; легко сживается с другими, не задевая их самолюбия. Интеллектуализм Гегеля в очень яркой форме отражается на егозамечаниях о Т. Желая, чтобы "все действительное было разумным", Гегельв своих взглядах на Т. придает чрезмерное значение все нивелирующемувлиянию образования. Различие Т. - говорит он, - теряет свое значение вто время, когда общее образование подводит под один уровень внешниеособенности поступков и действий. "По мере того, как распространяетсяобразование, сглаживаются случайные особенности приемов и действии, т.е. различия Т.; точно также становятся реже и ограниченные характеры,осмеянные в комедиях менее образованных эпох - напр. легкомысленные,рассеянные, скупые". Усматривая сущность темперамента в исключительныхособенностях, в которых проявляется деятельности человека и егоотношение к окружающим, Гегель забывает, что эти особенности непреходящи и случайны, а обусловлены постоянными свойствамифизико-психической организации человека, не легко поддающимисяизменениям под влиянием воспитательных воздействий. См. "философия духа"395 (русск. пер. Чижова, стр. 73). В классификации Т. Гегель примыкает кКанту. Вундт устраняет некоторые неясности в кантовской классификации,характеризуя особенности темпераментов следующей табличкой: Активность Восприимчивость Сильная Слабая Быстрая Холерик СангвиникМедленная Меланхолик Флегматик Проф. Ф. Лесгафт предлагает анатомо-физиологическое обоснование дляклассификации Канта и Вундта. Он определяет Т. как степень возбудимостиорганизма от внешних и внутренних стимулов и продолжительности реакцийна последовавшее возбуждение и изучает зависимость развития организма,как в эмбриональный, так и в последующий период, от физико-химическихусловий, в особенности от питания. Обмен веществ при питании может бытьболее или менее деятельным, в зависимости от состава пищи, отдеятельности образовательных элементов, приносимых кровью, и от влияниявнешних, посредственных (свет, механические и психические деятели) ивнутренних, непосредственных (тепловых) возбудителей. Сверх того, припитании играет важную роль сила и быстрота, с которой питательнаяжидкость прогоняется в теле, что зависит также и от органовкровообращения, как центрального, так и периферических, т. е. сердца исосудов. сила и слабость, медленность и быстрота, проявляемые человекомв его восприимчивости и активности, находятся, таким образом, в сильнойзависимости от строения и формы сердца и сосудов. Геффдип вносить впонятие Т., сверх элементов быстроты и силы, возбудимости и активности;еще элемент врожденной наклонности к чувству удовольствия илинеудовольствия и, установив три пары противоположностей: удовольствие -неудовольствие, сила - слабость, быстрота - медленность, насчитываетвосемь Т.: 1) светлый, сильный и быстрый; 2) мрачный, сильный и быстрый(почти соответствует холерическому 1.); 3) светлый, сильный и медленный;4) мрачный, сильный и медленный (почти соответствует меланхолическомуТ.); 5) светлый, слабый и быстрый (почти соответствует сангвиническомуТ.); 6) мрачный, слабый и быстрый; 7) светлый, слабый и медленный (почтисоответствует флегматическому Т.); 8) мрачный, слабый и медленный.Фуйллье исходит в своих взглядах из "протопласматической теории". Ианатомическое строение, и физиологические функции всякого существанеобходимо рассматривать как "созидательные и разрушительные изменениясамой живой материи" - ее интеграцию и дезинтеграцию. От вида исоотношения этих обоих процессов и зависит Т.: он служит динамическойхарактеристикой лица, как строение - статической его характеристикой.Изменения интегральные мы наблюдаем, напр., в росте, дизинтегральные - вразмножении, первые - в ассимиляции, вторые - в диссимиляции. Такимобразом, для классификации Т. надо выяснить соотношение междуинтеграцией и дезинтеграцией в организме и, в частности, в нервнойсистеме. Т. с преобладанием интеграции - Т. сбережения, Т. спреобладанием дезинтеграции - Т. траты. Это противоположение совпадает скантовским делением Т. на чувствительные и активные. Несомненно, чточувствительные и двигательные функции заключают в себе элементы траты инакопления, но чувствительная функция в главных результатахблагоприятствует более накоплению, между тем как созидательные процессы"преобладают в ощущении и восприятии", а также и в чувствованиях.Наоборот, "хотение и мускульная работа явно представляют собой тратуэнергии". Отсюда главное направление: чувствительных Т. -центростремительное, активных - центробежное. Исходя из этих общихсоображений, Фуйллье устанавливает следующую классификацию Т.: "длясангвинического (чувствительного, живого и легкомысленного) -преобладание интеграции благодаря избытку питания, с реакцией быстрой,мало интенсивной и мало продолжительной; для нервного (чувствительного,глубокого и страстного) - преобладание интеграции при недостаткепитания, с реакцией более медленной, интенсивной и продолжительной; дляжелчного (или деятельного и пылкого) - дезинтеграция, быстрая иинтенсивная; для флегматического (или деятельного и холодного) -дезинтеграция медленная и менее интенсивная. Из вышеприведенных теорийособенного внимания заслуживает теория Лесгафта: она представляетпопытку объяснить различия темперамента путем исследования техособенностей в строении человеческого организма, которые обусловливаютособенность физиологических отправлении, характерных для данного Т., ипсихических функций, связанных с последними. Воззрения Геффдингаявляются только попыткой дать новую классификацию Т., не заключающую всебе никаких дедуктивных соображений, которые содействовали бы выяснениюпричин различия Т. Учение Фуйллье, не смотря на стремления автораобосновать свои взгляды на широком базисе общих физиологических законовинтеграции и дезинтеграции, представляет ошибку "ложного обобщения". Егонедостатки обстоятельно выяснены в "Revue philosophique" (т. II,624-633, 1895), в статье Cypio. Cypio указывает на то, чтопротивоположение Т. "сбережения" и Т. "траты" несостоятельно. АктивныеТ. - Т. траты по терминологии Фуйллье - следовало бы назвать неактивными, а обремененными непосильной работой (surmenes). Равнымобразом совершенно произвольно утверждение, что чувственные Т. суть Т.сбережения. В книге Фуйллье заслуживают внимания только отдельныеинтересные замечания. Тигенер, в своих "Очерках психологии", вводитьпонятие "интеллектуальных Т.", чем весьма затрудняет понимание этоготермина; но у него есть удачные литературные примеры типичныхпредставителей различных Т., заимствованные у Шекспира: "Гамлет -меланхолик, Лаэрт - холерик, Фальстаф - сангвиник, молодой Нерси (ГенрихIV, 1 часть) - холерик" ("Очерки психологии", стр. 185). На важноепедагогическое значение изучения Т. указал впервые Лекк. Различиебыстроты и силы восприимчивости и активности детей, обусловленное взначительной мере прирожденной конституцией ребенка, необходимопринимать в расчет, чтобы сообщить педагогическим воздействиямнадлежащую гибкость и умело индивидуализировать общие положения. ДэгальтСтюарт предлагал даже разделение школьных классов на четыре части, чтобыгруппировать вместе детей с одинаковым Т. и применять к ним специальныеметоды - но это, несомненно, слишком прямолинейный взгляд на дело. литература. "О темпераментах", статья А. А. Токарского ("Вопросыфилос. и психологии", 1896, январь; автор настаивает, подобно Геффдингу,на необходимости в вопросе о классификации Т. принимать преимущественново внимание роль чувственного тона), Siebeck, "Geschichte derPsychologie" (I, 2. 278-289); Локк, "Мысли о воспитании" (стр. 294-295);Кант, "Антропология" (пер. Соколова, 88); Вундт, "Physiol. Psych. " (II,422); Геффдинг, "Очерки психологии" (1888, стр. 293); Зибберн, "Psychol.Patologie" (з 55); Herz, "Temperamentslarens Historie" (датскаямонография по истории понятия о Т.). Немецкая литература о Т. прошлоговека указана и обстоятельно характеризована в книге Дессуара,"Geschichte der neueren deutschen Psychologie" (т. I, стр. 391,"Temperamentenlehre", 1897). См. еще Дурдик (чех), "О letoruck" (1880);Генр. Струве, "О temperamentach" (1864); Лесгафт, "Семейное воспитаниеребенка и его значение" (ч. II) и "Основные проявления ребенка;темперамент" (стр. 139-165, 1900); Альфр. Фуйллье, "Темперамент ихарактер" (перевод Линда, 1896); Nicolas Seeland, "Le Temperament"(Congres international d'Anthropologie). Можно найти отдельные указанияв сочинениях по психологии, напр. у Лэдда, Тигенера (пер. Чепинской,60), Фонсегрива (пер. Соколова). О влиянии Т. на страсти см. Летурно,"Физиология страстей", стр. 133. И. Лапшин.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Смотреть что такое "Теории" в других словарях:

  • Теории —          см. Феории …   Реальный словарь классических древностей

  • Теории происхождения государства — Теории происхождения государства  теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки  [[теория государства и права Содержание 1 Общая характеристика …   Википедия

  • Теории происхождения государства и права — Теории происхождения государства  теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки теория государства и права Содержание 1 Общая характеристика …   Википедия

  • Теории кислот и оснований — совокупность фундаментальных физико химических представлений, описывающих природу и свойства кислот и оснований. Все они вводят определения кислот и оснований двух классов веществ, реагирующих между собой. Задача теории предсказание продуктов… …   Википедия

  • ТЕОРИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ —         культурологи ческие и социально психологические теории, описывающие и объясняющие человеч. поведение и социальную реальность через взаимодействие между людьми. Элементы Т.в. содержались в социологии Зиммеля, феноменологии Гуссерля и… …   Энциклопедия культурологии

  • Теории сознания высшего порядка — (англ. Higher Order Theories of Consciousness)  довольно широкая совокупность теорий, которые в качестве главного признака сознательности предлагают выделить т. н. «состояния сознания высшего порядка». Теории сознания высшего… …   Википедия

  • Теории объектных отношений — (object relations theory) психодинамическая теория, утверждающая, что стремление к взаимоотношениям является главной мотивирующей силой в человеческом поведении. Система психологических взглядов, основанная на постулате, согласно которому психика …   Википедия

  • Теории социального научения (social learning theories) — Теории личности в перспективе соц. научения это прежде всего теории научения. В начале своего становления Т. с. н. придавала крайне важное значение идеям подкрепления, однако совр. Т. с. н. приобрела явно выраженный когнитивный характер. Важность …   Психологическая энциклопедия

  • Теории трансформации капитализма — теории государства всеобщего благоденствия, общества потребления, смешанной экономики, постиндустриального общества и другие теории эволюции капитализма в некапиталистическое общество. По английски: Theories of transformation of capitalism См.… …   Финансовый словарь

  • ТЕОРИИ КОГНИТИВНОГО РАВНОВЕСИЯ — теории, развиваемые с позиций когнитивной соц. психологии. В основе Т.к.р. лежит представление о том, что человек стремится к согласованию своих знаний о себе, людях, окружающем мире. Теория структурного баланса Ф. Хайдера одна из этих теорий… …   Российская социологическая энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Теории» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.