- Период
- Период (periodoV - путь вокруг чего-либо) - термин риторики истилистики, значение которого определялось различными формулами,имевшими между собой мало общего. Современная стилистика исключает изобласти своего исследования искусственные различения, созданныесхоластическим мышлением и не имеющие психологических предпосылок. Длянас содержание понятия П. и периодической речи вытесняется вполне изпротивоположения ее речи отрывистой, лаконичной, значение которой всовременном языке увеличивалось по мере ускорения темпа мысли и усилениязаботы о наибольшей ясности выражений. Красота не считаетсяисключительным достоянием речи периодической, как в схоластическойэстетике XVIII века, которая, настаивая на слепом подражанииклассическим образцам, не замечала, что особенно развитая системаглагольных и падежных форм и частиц в древних языках дает имисключительную способность к П, которой чужды новые языки. У нас П. -которого вообще не чужда была и древнерусская речь (см. образцы уБуслаева, "Мысли о преподавании словесности") - считался в XVIII в.непременным условием "высокого стиля"; но великолепные периоды "историигосударства российского" могут считаться последней данью, отданной нашейлитературной речью требованиям риторики. В "Путешествии в Арзерум" и"Капитанской Дочке" мы имеем уже классические образцы отрывистой речи. Втеории, однако, учение о П. продолжает излагаться до наших дней.Риторика и стилистика 20-х и З0-х годов пытались внести новые начала вучете о П., но неудачно. Старые взгляды на П. (напр. Ломоносова или"Руководства к церковному красноречию", 1804 г.) шли вслед заклассическими определениями. Аристотель понимал под П. "изречение(lexiV), имеющее в себе начало и конец и известную величину, без трудаобнимаемую". По словам Димитрия Фалерийского, "П. есть система стройныхчастей и членов, приспособленная к подлежащей мысли". Квинтилианобъяснял П. синонимами его: "ambitus, circumductus, continualio.conclusio". Сообразно с этим, наша старая теория П. видела в нем однихудожественные цели: "П. есть собрание мыслей, отделенных одна от другойрасстановками, искусно размеренными, и таких, которых смысл совершен припоследнем отдыхе, где ум и слух другого удовлетворяются" ("Руководство кцерковному красноречию"). Теория позднейшая внесла в учение о П.несвойственные ему начала. Давыдов, Востоков, Перевлесский видели в П."внешнее выражение умозаключения", чем отодвигается на второй план еговажнейшая сторона - художественное; рассчитанное на эстетический эффектпостроение, а его исконное двойственное деление (повышение и понижение,protasiV kai apodosiV) заменяется совершенна чуждым ему тройственным,сообразно трем членам силлогизма. В современных программах преподаванияучение о П. относится то к курсу синтаксиса, то к теории словесности, иизлагается в тех и других учебниках. Старый, эстетический взгляд на П.считается более верным; характерные признаки П. по этому взгляду -синтаксическая сложность, развитость и законченность мысли, ритмическоестроение, плавность, ясность. Есть даже попытки определить П. совершенновнешним образом, как "такое сложное предложение, которое составленоискусно, по всем правилам риторической науки" (Яковлев, "Учебный курстеории словесности"). Исчерпывающим сущность предмета можно считатьопределение Гейнзиуса: "Когда соединим несколько сложных,распространенных предложений в одно целое так, что между начальными изаключительными предложениями будет существовать явное равновесиеотносительно объема, последовательности отдельных частей и даже ритма,то получим период, т. е. разнообразие мыслей, соединенных в одно целое".Виды П. весьма разнообразны (причинный, условный, последовательный,постепенный, сравнительный, изъяснительный, разделительный,противоположный, уступительный, соединительный, относительный, смешанныйи др.), но различать их следует не по союзам, а по внутреннему смыслу.См. "Риторика" Аристотеля (кн. III; гл. IX); Дмитрий Фалерийский, "PeriermhneiaV"; Дионисий Галикарнасский, "Peri sunJesewV onomatwn"; Цицерон,в "Orator" (LXI, LXYI) и "Brutus" (ХIIV); Ломоносов. "Риторика" (з 40 -47, 176 - 179, 315 - 316): Кошанский, "Общая риторика"; Давыдов, "Чтенияо словесности"; Говоров, "Несколько слов о периоде" ("ФилологическиеЗаписки", 1862 - 63, вып. IV); Классовский, "Стилистика"; Буслаев. "Опреподавании отечественного языка"; Филонов, "Учебник по словесности",где указана литература; Житецкий, "Теория сочинения" (Киев, 1895). А. Горнфельд.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.