- Уровень
- Уровень жизни (экон. теория). - У. жизни (перевод англ. выраженияStandart of Life) понимается обыкновенно в смысле У. потребностей.Некоторые, однако, различают эти два понятия, из которых второе имеет наанглийском яз. особое обозначение: Standart of Comfort пли Standart ofIiving. Понятие У. жизни, согласно этому мнению, шире: оно охватывает нетолько потребности, но и жизнедеятельность - проявление энергии илижизненной силы. Английский экономист Маршалл определяет Standart of Lifeкак У. жизнедеятельности (activities) и потребностей (wants).Большинство экономистов, говоря об У. жизни, имеют в виду только У.потребностей. В таком смысле употребляется этот термин в русскойэкономической литературе и здесь, в дальнейшем изложении. У. жизнихарактеризуется как родом потребностей, так и их объемом. Можноразделить потребности, соответственно их роду, на две категории:удовлетворение одних безусловно необходимо для поддержания жизни, другиене имеют такой первостепенной важности. Если разуметь под насущными илижизненными потребностями физиологические, т. е. такие, которыеобусловливаются физической природой человека, то категория ихсравнительно немногочисленна, а объем невелик. Изменяясь в зависимостиот естественных условий, при которых живут люди, жизненная потребности,в строгом смысле слова, всегда представляют величину весьма скромную посравнению с совокупностью потребностей, присущих в настоящее время дажесамому непритязательному человеку. Большая часть последних вытекает неиз физической природы, а из культурного развития человека. Очень многиепотребности, привитые культурой, до такой степени срослись счеловеческой Природой, что сделались в такой же мере насущными, как ите, которые вытекают из физиологических функций человеческого организма.Поэтому невозможно точно разделить эти две категории и нужно признать,что даже жизненные или насущные потребности представляют главным образомпонятие историческое, след. имеют относительный, а не абсолютныйхарактер. Влияние культуры сказывается не только в том, что кругнасущных потребностей расширяется за пределы, устанавливаемые физическойприродой человека, но и в том, что формы потребностей, удовлетворениекоторых безусловно необходимо, изменяются. Современный человек, дажестоящий на одной из низших ступеней социальной лестницы, не можетобойтись без удовлетворения ряда нужд, не вытекающих из его физическойприроды; таковы, напр., потребности в некоторых украшениях одежды ижилища, в известных, хотя бы самых скромных развлечениях, в курении и т.п. И свои физиологические потребности он удовлетворяет иначе, чемдикарь; например содержание его пищи и самый способ питания подверглисьвоздействию культуры и приняли такие формы, которые, не вытекая изприроды человеческого организма, стали тем не менее почти столь женеобходимы, как если бы они обусловливались физиологическими данными.Культура коснулась в различной мере разных народов в разные периодыистории; поэтому и круг потребностей, признаваемых насущными,существенно изменяется по эпохам и странам. В каждую отдельную эпоху и вкаждой отдельной стране он изменяется и для разных классов и группнаселения. Весьма важное значение имеет также полнота удовлетворенияпотребностей рассматриваемой категории. Этот момент колеблется в связи свышеуказанными условиями и может настолько изменяться, что в зависимостиот него и самая потребность, получающая удовлетворение, изменяет вбольшей или меньшей степени свой характер; так напр. потребность в пище,принадлежащая к самым настоятельным, становится, при избыточномудовлетворении, потребностью комфорта или роскоши. В каждом обществеустанавливается на более или менее продолжительное время представление отом, какие потребности и в какой мере должны удовлетворяться для того,чтобы образ жизни людей не находился в резком противоречии сгосподствующим понятием о требованиях материальной и духовной культуры.Это представление определяет собою У. жизни в стране. Часть членовобщества по условиям своего быта может стоять ниже У., определяемогоуказанным критерием, но факт господства известного представления обобстановке жизни, отвечающей минимальным требованиям культуры,показывает, что более или менее значительная часть населения живет вусловиях близких к тем, которые признаются обществом нормальными.Поэтому, хотя в Англии и существует довольно большой контингент людей,живущих в обстановке, оскорбляющей элементарное чувство гуманности, темне менее мы считаем себя в праве сказать, что уровень жизни в этойстране выше, чем например в России. У. жизни в этом смысле характеризуетвысоту культуры народа. У. жизни низших слоев населения определяетсяпредставлением о круге потребностей, удовлетворение которых доступноэтим слоям, а также размерами и способом их удовлетворения. На болеевысоких ступенях социальной лестницы У. жизни определяетсягосподствующим в данном классе общества представлением о кругепотребностей, удовлетворение которых, в известной минимальной степени,необходимо для того, чтобы индивидуум мог удержаться на высоте культуры,которой он успел достигнуть и которою в данном обществе обусловливаетсяпринадлежность к известному классу или к известной группе населения. Представление об уровне жизни отдельных классов, слоев и группнаселения охватывает потребности разных категорий. Для одних сдоевобщества в это представление входят только насущные потребности, присравнительно скромном их удовлетворении, для других - ряд потребностей,начиная от насущнейших и кончая комфортом и изысканнейшею роскошью. У.жизни одних классов приближается к минимальной норме культурногосуществования, определяющей У. жизни в стране; другие классы живут вышеэтой нормы, а некоторые слои населения - ниже ее. Политическая экономияотводит понятию У. жизни видное место в учении о заработной плате. Связьмежду потребностями рабочего и вознаграждением за его труд былаподмечена очень давно. Ад. Смит указывал на существование известногоминимума, ниже которого заработная плата не может упасть насколько-нибудь продолжительное время, потому что "человек всегда долженжить на свой заработок и вознаграждение за его труд должно быть поменьшей мере достаточно для его существования". Другой английскийэкономист, Торренс, отмечая ту же зависимость, утверждал, что "всюдусуществует общая и обычная норма заработной платы, определяемаяусловиями и нравами страны", и что естественная цена труда "состоит втаком количестве предметов необходимости и комфорта, какое поклиматическим условиям и нравам страны требуется для существованиярабочего и для того, чтобы дать ему возможность вырастить семейство,достаточное для поддержки в прежнем размере предложения труда на рынке".Рикардо, считая уровень жизни основанием "естественной цены труда",обращал внимание на изменяемость этого базиса "в различные эпохи в однойи той же стране и в очень значительной мере в различных странах". У.жизни, по мнению Рикардо, существенно меняется в зависимости от привычеки нравов народа. Мальтус также признавал, что одна из причин,обусловливающих материальное положение рабочего класса, заключается впривычках народа относительно пищи, одежды и жилища. Дж. Ст. Милльсчитал обычные потребности рабочего класса единственной причиной,определяющей в общем заработную плату в стране. Мак-Кёллок, подводя итогвоззрениям по этому предмету, утверждал, что "различия в образе жизнирабочих приводят к таким же различиям в их заработке. Экономистыклассической школы объясняли связь между У. жизни и заработной платой,отправляясь от мальтузианской теории и учения о фонде заработной платы.Согласно их взгляду на этот предмет, значительное понижение заработнойплаты сравнительно с уровнем жизни, при достаточной устойчивостипоследнего, должно вести к тому, что рабочие, не желая отказаться отпривычных условий существования, будут сдерживать инстинкт размножения;таким образом через некоторый период времени сократится предложениетруда и, если заработный фонд останется без изменения, то У. заработнойплаты должен будет повыситься. Современные экономисты объясняютупомянутое явление иначе. Устойчивый У. жизни, прочно укоренившийся внародном сознании, устанавливает между рабочими как бы молчаливоесоглашение относительно минимальной платы за труд. Эта бессознательнаякоалиция представляет известный оплот против давления конкуренции налиц, ищущих занятий. Английский квалифицированный рабочий, напр., твердодержится того мнения, что он и его семья не могут обойтись без белогохлеба, мяса, пива и чая; его трудно убедить, что лучше согласиться наплату, которая даст возможность питаться картофелем, чем совсем остатьсябез обеспеченного заработка. Он подвергнет себя лишениям безработицы инеудобствам случайного заработка, или временно станет работать поденно,как чернорабочий, или, наконец, эмигрирует, но не согласится продолжатьсвою обычную работу за плату, которая не обеспечит за ним привычногообраза жизни. С таким свойством английских рабочих предпринимателивынуждены считаться. В этом лежит одна из главных причин того, чтозаработная плата устойчиво держится в Англии на высоте, обеспечивающейраз установившийся У. жизни. Все сказанное по отношению к заработнойплате относится и к другим условиям, влияющим на образ жизни рабочих. Вряду таких условий имеет особенно важное значение рабочее время.Устойчивость У. жизни и его эластичность весьма различны у рабочихразных национальностей. Одни, напр., английские, особенно обученныерабочие, не станут работать за плату ниже привычного уровня жизни, нопотребности их не имеют максимума; всякое увеличение заработка служитдля них стимулом к более интенсивному труду и повышению У. жизни.Другие, подобно африканским неграм, не имеют определенного минимума, нообладают весьма низким максимумом потребностей; они станут работать забесконечно малую плату, но их почти невозможно привлечь к труду, кактолько элементарные потребности существования удовлетворены. Как ниважен устойчивый У. жизни, тем не менее он не может служить достаточнойгарантией против понижения заработной платы и ухудшения других условийтруда, если рабочие не организованы, это происходит по следующимпричинам: 1) У. жизни, устанавливающийся бессознательно, являетсянедостаточно определенным; 2) даже при значительной устойчивости разустановившегося У. жизни, для рабочих может оказаться невозможнымудержать его, если они разрозненны в борьбе за свои интересы; 3) У.жизни, под влиянием общего движения культуры, повышается очень медленно,между тем как улучшение условий труда может поднять его иногда оченьбыстро. Устойчивость У. жизни и широкое влияние его на заработную платумогут быть обеспечены только профессиональной организацией рабочих.Устройство рабочих союзов (так назыв. трэдюнионизм) восполняетнедостатки, присущие инстинктивной коалиции рабочих на почве общего имУ. жизни. Выражая последний в точных и однообразных условиях труда, онодает рабочим возможность держаться определенного и единообразногоминимума требований и при его помощи оценивать значение новыхпредложений со стороны работодателей. Кроме того, рабочие союзывыработали ряд способов, при помощи которых они влияют на условияработы, поддерживая таким образом раз установившийся У. жизни исодействуя его повышению. В новейшее время получает все большеепризнание мысль, что заработная плата должна соответствовать У. жизнирабочего. Это так назыв. "жизненная плата за труд" - living wage.Известный вождь английских рабочих Том Мэн определил ее как платудостаточную для того, чтобы рабочий мог жить в условиях, признаваемых пообычному мерилу удовлетворительными. Осуществление этого требованияпредставляет на практике значительные затруднения; не смотря на это,принцип living wage получил в Англии признание в государственном имуниципальном хозяйстве. 13 февраля 1891 г. нижняя палата высказаласьпротив того, чтобы правительство, в качестве работодателя, стремилосьпользоваться наемным трудом по возможно дешевой цене; 6 марта 1893 г. таже палата заявила, что по ее мнению никто в мастерских морскоговедомства не должен получать такой платы за свой труд, которая не былабы достаточна для приличного существования. В области муниципальногосамоуправления тот же взгляд на У. жизни, как на основание длянормальной платы за труд, был выдвинут еще раньше. В 1889 г. на этуточку зрения стал лондонский графский (городской) совет, а затем егопримеру последовал ряд других городов. Увеличение заработной платы,обусловленное повышением У. жизни, может проистекать из двух источников:если повышение У. жизни приводит к усилению производительности труда, топрирост заработка покрывается из прироста дохода; в противном случаеувеличение платы за труд может быть покрыто только на счет доходовдругих классов общества. Литература, Отдельные замечания разбросаны в сочинениях Смита,Рикардо и др. О классической литературе см. Саппап, "A History of theTheories of Prodtiction and Distribution in English Pol. Ec. 1776 -1848". Из современных экономистов см. А. Marshall, "Principles ofEconomies"; его же, "Elements of Economies of Industry"; Fr. Walker,"The wages Question"; Webb, "Industrial Democracy" (2-й т.), в русскомпереводе - "Теория и практика английского трэдюонизма"; Н. V. Nostiz,"Das Aufsteigen des Arbeiterstandes in England" (1900); ст. "Standard ofLife" в экономическом словаре Palgrave. А. Мануилов.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.