- Вундт
- Вундт - (Вильгельм Макс Wundt) - знаменитый немецкий психолог ифизиолог, один из основателей экспериментальной психологии (называемойтакже психофизикой и физиологической психологией), родился в 1832 году вБаденском великом герцогстве, изучал медицину в Тюбингене, Берлине иГейдельберге, где и выступил приват-доцентом физиологии, а в 1864 г.сделался профессором. Затем он перешел в Цюрих, откуда был приглашен вЛейпциг для занятия кафедры философии. Психофизика, которой посвященыважнейшие ученые работы В., имеет своей задачей определить точнейшимобразом, путем экспериментов, соотношение между изменением элементарныхпсихических состояний и соответствующим изменением физиологическихраздражений. Постоянство и правильность этого соотношения, приневозможности вывести физическое бытие из психического, или наоборот,навели В. на философский взгляд (высказанный им еще в раннем егосочинении о душе человека и животных), что психические и физическиепроцессы суть две стороны одного и того же действительного бытия,которое изнутри является как душа, а извне как тело. Это в сущности естьвзгляд Спинозы, который в основном духовном бытии - мышлении, и основномтелесном - протяжении, видел лишь два параллельных атрибута одной и тойже субстанции. К сожалению, В. не остановился на развитии этого взгляда,а присоединил к нему в дальнейших своих философских трудах и другиеразнородные точки зрения. В его капитальном философском сочинении"System der Philosophic" мы находим следующие основные мысли: 1)упомянутый спинозичесий взгляд: элементарным данным истинного познанияВ. признает представление, которое есть вместе с тем и предметпредставления (Vorstellungsobject), т. е. такой модус действительногобытия, в котором атрибут мышления неразрывно связан с атрибутомпротяжения; 2) спинозист В. оказывается вместе с тем кантианцем. Нашемупознанию ничто не доступно, кроме наших собственных субъективныхсостояний; существование внешнего мира есть лишь заключение ума; а нечто-нибудь данное. По-кантовски строится Вундтом и вся трехчастная илитрехстепенная система познания: сначала чувственное или восприятельноепознание (Wahrnehmungserkenntniss), в котором В., по следам Канта,различает материальное содержание, данное в ощущениях, и форму,представляемую пространством и временем; этою низшей ступенью познанияограничивается практическая жизнь; вторая средняя ступень - рассудочноепознание (Verstandeserkenntniss), свойственное отдельным наукам, которыеобрабатывают материал восприятий, следуя двум основным законам мышления:расчленяя данные комплексы явлений на отдельные части и определяязависимость этих частей друг от друга; наконец, на третьей и высшейступени - в разумном познании (Vernunfterkenntniss) наше мышлениепереходит за пределы всякого опыта, пытаясь завершить его в двухнаправлениях - абсолютной целости (Tolalitat) и абсолютной(элементарной) единичности; отсюда происходят космологические,онтологические и психические идеи, которые В. частью признает, какгипотезы, долженствующие всегда остаться гипотезами (абсолютноевсеобъемлющее существо), частью же осуждает, как пустые фикции (душа всмысле субстанции). 3) Этот ультракантианский элемент в миросозерцанииВ. переходит иногда в позитивистический эмпиризм: философия признаетсялишь как общий свод отдельных научных знаний, согласованных между собою(освобожденных от противоречий); забывая допущенное им различие междуформой и материей познания, В. объявляет, что нельзя ничего знать, крометого, что дано в реальном опыте. 4) В заключение ко всему этомуприсоединяется в системе В. весьма заметный гегельянский элемент:отрицается идея субстанции, пребывающего субъекта, признаются толькопроцессы; действительным бытием в конце концов оказывается толькодуховная деятельность, частью индивидуальная, частью коллективная,создающая духовные продукты безотносительной ценности, каковы: наука,искусство, религия, в особенности же государство. Указанные разнородныеэлементы не сведены в системе В. к внутреннему единству; никакойцентральной мысли мы здесь не находим. Выгодное впечатление производиттолько высокий этический дух, веющий над всеми рассуждениями автора:бескорыстное служение общим духовным целям человечества составляет дляВ. единственное истинное благо. Значение В., как философа, весьмаотносительно: в ряду современных (довольно многочисленных) авторовфилософских систем В. бесспорно занимает одно из первых мест.Заслуживает внимания последний труд В.- большая весьма обстоятельная и(сравнительно) хорошо написанная статья о гипнотизме и внушении, виздаваемом им сборнике философских этюдов. Признавая фактыгипнотического внушения автор старается освободить их от всяких мнимых,как ему кажется, мистических объяснений, от всякой связи с такназываемым оккультизмом, к которому он относится безусловноотрицательно; в заключение он предостерегает от практических занятийгипнотизмом, как физически и психически вредных, и советует предоставитьэти опыты исключительно врачам-специалистам, для терапевтических целей. Сочинения Вундта: "Beitrage zur Theorie der Sinneswahrnehmungen"(Лейпц., 1862); "Vorlesungen uber die Menschen- und Thierseele" (Лейпц.,1863; русск., перев. Е. Кемни-ца, Спб., 1865); "Lehrbuch d. Physiologied.Menschen" (1865, 4 изд., 1878): "Die physika-lischen Axiome und ihreBeziehung zum Causalprincip" (Эрланген, 1866); "Untersuchungen zurMechanik d. Nerven und Nervencentren
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.