- Большое
- Большое внимание обращал Б. на ритмическую сторону, всегда интереснуюи оживленную, а главное на мелодию, которая у него имеет ясные очертанияи несомненную красоту. Разумеется, во многих случаях достоинство мелодииможет быть отнесено не к изобретательности композитора, а к его тонкомувкусу, с которыми он выбирал для своей оперы народные мотивы, как на этоуказывает его биограф В. В. Стасов. По своему музыкальному темпераменту,Б. лирик и эпик: эти черты составляют главные элементы его оперноймузыки. В опере Б. не держался исключительного направления и, вопрекисовременным взглядам в пользу речитативно-ариозного пения, выказалбольшую склонность к формам округленным. Кроме лирического таланта, Б.выказал несомненное дарование и в области комической; к сожалению, онопроявилось в ограниченных размерах, в лице гудочников в опере "КнязьИгорь". Б. похоронен на кладбище Александро-Невской лавры, рядом сМусоргским, и неподалеку от могил Серова, Даргомыжского и Лишина. Друзьяи почитатели Б. воздвигли на его могиле прекрасный памятник вдревнерусском стиле, с бронзовым бюстом композитора. Ср. В. В. Стасова:"А. П. Бородин, его жизнь, переписка и музыкальные статьи, 1634 - 1887г." (Спб., 1889 г., издание А. С. Суворина), заключает в себе, кромеподробной биографии покойного и его обширной и полной интереса перепискис друзьями (более 100 писем), также и литературные труды покойного:"Лист у себя дома в Веймаре" (из личных воспоминаний автора, 1883) имузыкальные заметки (фельетоны), писанные Б. в 1868 и 1869 гг.,помещенные, в виде отдельных приложений, в конце книги. Сочин. Б. былинеоднократно исполняемы заграницей: во Франции, Бельгии, Германии,Голландии и в Соединенных Штатах Сев. Америки. Н. Соловьев.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.