Орарь

Орарь
Орарь (vrarion ) - принадлежность облачения иподиакона, диакона иархидиакона, род длинной ленты, которую первый носит крестообразно черезплечи, второй - на левом плече, а за литургией, после "Отче наш" третийкрестообразно опоясуется на левом плече, имея концы его соединенными подправой рукой. Лишь в Воскресенском ("Новый Иерусалим") монастыре дьяконносит О. по подобию архидьякона, как это практикуется в Иерусалиме. -Первоначально, в древней церкви, О. был плат, надевавшийся на плечи ислуживший принадлежностью всех христиан во время молитвы, как подражаниееврейскому обычаю пользоваться во время молитвы покрывалом; этодоказывается сличением изображения Захарии, отца Предтечи (в "менологии"Василия), с фресковым изображением ап. Петра и Павла в Риме.Предполагают, что эта именно одежда разумеется в апокалипсисе, когдаговорится о старцах, молитвенно простершихся перед Агнцем и имевших насебе ризы белы. В относящихся сюда художественных изображениях в римскихкатакомбах эта одежда представлена покрывающей не только плечи, но ируки; такой вид имели молящиеся в древности и у язычников (как видно изсвидетельств Овидия и Плавта, а также из изображения, в Ватикане,гаваонитских послов, упоминаемых книгой Судей). Неизвестно, когда именноО. сделался облачением исключительно священнослужителей; в этом качествеон упоминается уже у древнейших писателей, под именем то oraium, тоstola. Первоначально в мире языческом orarium употреблялся в смыслеsudarium, strophium, linteolum, т. е. в смысле ручного платка. Св.Амвросий упоминает об О. в этом же смысле, когда говорит, что христианеего времени клали О. на могилы Гервагия и Протасия, через что эти О.получали целебную силу. Во времена гонений христиане напояли О. кровьюмучеников, чтобы эта святыня не оставалась на земле (Понтий, в биографииКиприана). Само слово О., по толкованию Вальсамона и Властаря,происходит от sraw - video, observo - и свидетельствует о том, что лица,имевшие О., были обязаны наблюдать за ходом богослужения и указывать,что должен был делать, в тот или другой момент его, присутствовавший вцеркви народ. Другие производят wrarion от vra - хранение, попечение (одушах верующих). Западные археологи, останавливаясь на латин. словеorariumi, производя его от orare - молиться. Четвертый толедский собор,Беда Достопочтенный, Рабан Мавр и др. производят orarium от oro в смыслеговорить, проповедывать, предполагая, что О. составлял принадлежностьсвященнослужителей, как церковных учителей. Н. Б - в. Оpaтория (oratorium, лат., oratorio итал.) - духовная музыкальнаядрама на сюжет из Св. Писания, с пением соло и хора под инструментальныйаккомпанемент. О. зародилась в конгрегации ораториан. Собрания их, вкоторых пелись "Laudes spiriluales". происходили в отдельном помещениипри церкви, называвшемся oratorium. Это название перешло и на музыку,исполнявшуюся в этом помещении. О. развилась одновременно с оперой ибыла задумана в виде противовеса последней, с ее нехристианскимисюжетами; но главное назначение О. - не сцена, а эстрада. Старейшей О.считается "Rappresentazione di anima е di согро", Эмилио дель Кавалиере(1660). Выдающимися композиторами в области старинной О. были Лео иГассе. Старинная О. делилась на две части, в отличие от оперы,делившейся на три акта. Хоровая часть в О. имела большое значение, хотядопускалось и пение соло. О. давали именно в те дни, когда оперныепредставления были запрещены. О. получила новый характер при Генделе ;не говоря уже о внешней форме (деление на три части), в особенностиувеличилось число арий. Духовные музыкальнодраматические произведенияШютца и И С. Баха, возникшие в протестантской церкви, не схожи по формес О., возникшей в церкви католической, но тем не менее многие ихназывают О. К авторам О. относятся еще Граун, Эмануил Бах, Моцарт,Гайдн, Бетховен, Мендельсон, Рубинштейн и др. В позднейшее время явилосьназвание светской О., напр. музыкально-драматические произведенияШумана, не предназначенные для сцены ("Странствование розы", "Рай иПери"). В настоящее время О. удалилась от своего первообраза и понятия оней стали неопределенными. Cм. Bohme, "Geschichte des O."(1887);Kretzschmar "Fuhrer durch den Konzertsaal"(1890) Н.С.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Орарь" в других словарях:

  • ОРАРЬ — (греч.). Узкая длинная полоса с крестами, часть облачения диакона, которую он возлагает на левое плечо во время богослужения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРАРЬ новогреч. horarion, от лат.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ОРАРЬ — (греческое horarion), часть облачения христианского духовенства в виде длинной ленты, которая вешается через левое плечо и спускается до подола. Орарь символизирует крыло ангела; с его помощью даётся знак к началу богослужения …   Современная энциклопедия

  • орарь — лента, епитрахиль Словарь русских синонимов. орарь сущ., кол во синонимов: 2 • епитрахиль (3) • лента …   Словарь синонимов

  • Орарь — (греческое horarion), часть облачения христианского духовенства в виде длинной ленты, которая вешается через левое плечо и спускается до подола. Орарь символизирует крыло ангела; с его помощью даётся знак к началу богослужения.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ОРАРЬ — (греч. orarion) длинная (2,5 4 м), как правило, шелковая орнаментированная (тканый или вышитый мотив креста) лента символ смирения и чистоты помыслов, которую носят во время христианского богослужения на левом плече дьяконы и перепоясанной… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ОРАРЬ — ОРАРЬ, ораря, муж. (греч. orarion) (церк.). Часть дьяконского облачения в виде длинной ленты, перекидываемой через плечо. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Орарь — Двойной орарь на плече диакона Греческой Православной Церкви Орарь, тж. устар. орарий (греч …   Википедия

  • Орарь —    принадлежность богослужебного облачения диакона и иподиакона – длинная узкая лента. Диакон носит орарь на левом плече, при этом один конец спускается на грудь, другой на спину. Архидиакон и протодиакон носят двойной орарь – два ораря, из… …   Православие. Словарь-справочник

  • орарь — м. часть облачения дьякона, состоящая из узкой ленты через левое плечо . Орарь символизирует крыло ангела, с помощью его дается знак к началу богослужения; др. русск. урарь – то же (Новгор. кормч. под 1280 г.; см. Соболевский, Лекции 142), орарь… …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • Орарь —    часть богослужебного облачения иподьякона и дьякона. Представляет собой узкую длинную ленту. Дьякону положено носить его на левом плече, при этом один конец должен быть опущен на спину, а другой – на грудь. У протодьякона и архидьякона имеется …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»