- Амвросий
- Амвросий (Святой, Миланский) - один из замечательнейших отцов церкви,род. (как предполагают) от префекта Галии, в Трире, около 340 г.Воспитывался в Риме и уже в 369 г. был назначен Валентинианомнаместником северной Италии, с резиденциею в Милане. Занимая этот пост,он заслужил высокую любовь и уважение народа, так что при спорном выбореепископа в 374 г. А., будучи еще некрещеным, как гласит предание, устамиребенка, закричавшего "Амвросий епископ", был избран в епископы обеимипартиями и, после долгого сопротивления, рукоположен 7 декабря. В санеепископа А. с чрезвычайною энергиею и большим успехом заботился овведении в церкви твердой организации, чтобы дать ей возможностьпережить Римскую Империю, в то время уже начавшую распадаться. С этоюцелью он добивался сохранения чистоты церковных догматов от влияниялжеучений и поступил весьма решительно против ариан. С другой стороны онревностно заботился о независимости церкви от государства инеобыкновенною емкостью отражал притязания и захваты светской власти,принудив даже императора Феодосия к церковному покаянию за то, что тотчерез посла своего Руфинуса приказал изрубить восставших в Фессалии.Амвросий имеет также огромное значение, как церковный учитель. Важнеепрочих его три книги: "De officiis clericorum" (изданные Крабингером,Тюбинген 1857 г., на немецком языке Лихтером, Кобленц, 1830 г.), которыев течении нескольких столетий служили руководством этики; аллегорическоеизложение сотворения мира "Hexaemeron", пять догматических книг "Defide" и 84 писем и проповедей. Приписывавшиеся же прежде Амвросиюкомментарии ("Ambrosiaster") 12-ти посланий св. Павла принадлежат неему, а представляют сборник, составленный, вероятно, за время от 380 до800 года. Большие заслуги имеет А. также в области церковного пения, в качествесоставителя текста духовных песен; но из тридцати гимнов, которые емуприписываются, только двенадцать принадлежат ему в действительности;знаменитый гимн "1063 Бога хвалим" (Те deum laudamus), известный подименем "Амвросианского", долгое время приписывавшийся А., сочинен такжене им, а первоначально появляется в V в. Им же введен так назыв. А.напев, своеобразная ритмическая мелодия, заключающая элементы как вост.церк. пения так др. греч. речитатив, музыки До А. церковное пение наЗападе не было подведено под определенные правила. В видах большейстрогости и для избежания произвола, А. установил тональности и способисполнения для духовной музыки, взяв за ооразец напевы греческой церкви,как удостоверяет св. Августин (Confess. Х, 7). Тоны или гласыустановлены А. совершенно согласно с напевами православной греческойцеркви. Амвросий умер 4 апреля 397 г. и похоронен под алтаремАмвросианской базилики; его останки снова были найдены 8 августа 1871 г.и папским бреве, от 7 декабря 1873 г. признаны за подлинные мощи. А.считается патроном города Милана, библиотека которого названа егоименем. Его "Opera" изданы в двух фолиантах в Париже (1686 - 90 г.;вновь изданы Баллерини, Милан, 1875). Избранные сочинения А. перевел Ф.X. Шульте (т. I и II, Кемптен, 1871 - 1880). Ср. Бонара, "Histoire deSaint-Ambroise" (Париж, 1871; на немец. Биттль, Фрейбург, 1874). Егозначение, особенно в Милане, было громадно. И на монетах, чеканенных вМилане, было помещаемо изображение Амвросия.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.