Молитвы

Молитвы
Молитвы - составляют неизменную принадлежность всякого религиозногокульта. У древних греков и римлян М. играли весьма важную роль при всехвыдающихся событиях частной и общественной жизни; пренебрежение к нимгрозило гневом богов. На отдельные случаи (рождение, бракосочетаниe, испрошение урожая и т.п.) установлены были особые формулы М., которые при общественныхбогослужениях произносились жрецами или магистратами. М. вообщеприписывалась чудодейственная сила; обмолвки и запинки считались дурнымпредзнаменованием. Значение имели и внешние обряды, сопровождавшие М.; кней приступали, умыв предварительно руки. Во время М. древние воздевалируки к небу. Греки молились с непокрытой головой, римляне (и Иудеи) - спокрытой. Ср. Lasaulx, Ueber die Gebete der Griechen und Romer" (Вюрцб.,1842). Индусы считают свои М. по шарикам или кораллам, в чем усматриваютпрототип четок, употребляемых мусульманами и христианами. Механическоеотношение к М. достигает крайних пределов у буддистов и ламаитов, укоторых существуют молитвенные машины или мельницы, впервые появившиесяв Индии около 400 г. по Р. Хр. Это - деревянные цилиндры, достигающиеиногда громадных размеров, приводимые в движение вокруг своей оси рукамиили ветренными или водяными двигателями; на бумаге, обвитой вокругцилиндра; много раз повторяется М. ламаитов: ом-ма-ни и т. д. Одномуобороту цилиндра вокруг своей оси приписывается та же сила, как ипроизнесению этой М. столько раз, сколько раз она отпечатана нацилиндре. У мусульман М. считается делом особенно благочестивым;Мохаммед сам установил все омовения, коленопреклонения и др. обряды,сопровождающие М. Мусульмане читают М. главным образом, про себя: всостав общественного богослужения они почти не входят. М. носят у нихболее характеры славословий и благодарений, чем прошений. Во время М.мусульмане обращаются лицом к Мекке. Совершается М. у суннитов пять раз,а у пиитов - три раза в сутки. В Ветхом Завете встречаются частыеуказания на факта совершены М. (напр. Исаак молился о Ревекке), ноточные формулы М. установлены в нем лишь на случай представлениядесятины (Второзак., XXVI, 13 - 15). Лишь в эпоху после первого изгнанияМ. подверглись тщательной регламентации; еще до пришествия Христаустановлены были часы для совершения М.: третий (наш девятый пополуночи), шестой (наш 12-й) и девятый (наш 3-й по полудни) часы дня.Современные евреи молятся в эти же приблизительно часы, с покрытойголовой, в филактериях предпочтительно в собрании 10 совершеннолетних(т. е. имеющих право надевать филактерии), которое называется миньон. М.читаются исключительно на древнееврейском языке; в числе их, помимопсалмов, много поэтических гимнов, но в общем они поражают своейпространностью, нося иногда чисто повествовательный характер. ИисусХристос, придя в мир, осудил как лицемерие фарисеев, так и многословие ималосмысленность язычников (от Матфея, VI, 5 - 8), преподав вместе с темсовершеннейшую из всех М. христианских. Об этой молитве Господней см.Отче наш. Другой образец М., встречающийся в Евангелии - это молитва.Мытаря ("Боже, милостив буди мне грешному"; Еванг. от Луки, XVIII, 13),переданная Иисусом Христом в притче о кающемся грешнике. Как примеромСвоим, так и в поучениях Своих, Спаситель постоянно указывал наспасительное значение М.: "бдите, молитеся, не весте бо, когда времябудет" (Ев. от Марка, XIII, 33); "бдите на всяко время молящеся" (Ев. отЛуки XXI, 36). На основании учения Христа и апостолов древняя церковьпостепенно выработала единообразные правила, определяющие порядоксовершения М. как в общественном богослужении, так и в домашнеммолитвословии. От иудеев перешел обычай молиться стоя (от Марка XI, 25),только кающимся это было запрещено; от иудейского же культа заимствованобыло и коленопреклонение. Уже в апостольские времена христиане сталиосенять себя при М. крестным знамением (XVI, 648). В древней церквисуществовал обычай воздеяния рук во время богослужения, в подражаниеМоисею, молившемуся при сражении между иудеями и амалскитянами своздетыми к небу руками; ныне это действие совершает только священник вовремя литургии. В общинах христиан, обратившихся из язычества, весьмарано утвердился греч. обычай молиться с непокрытой головой; но дляженщин установлено было противоположное правило (1 Посл. к корине. XI, 4и сл.). Сообразно заповеди Христа о непрестанной М., христиане молилисьво все времена суток, а так как римляне и за ними иудеи делили день иночь на 12 равных частей, и дневные часы делили на 4 части: 1-й (наш 7-йчас по полуночи), 3-й, 6-й и 9-й час, и ночные также на 4 части, то вхристианской церкви, сверх литургии (XVII 838), издревле установлены 8ежедненных служб: вечерня, повечерня, полунощница, утреня, 1, 3, 6 и 9часы. В древние времена службы эти совершались отдельно одна от другой,так что верующие, особенно в монастырях, собирались на М. по 8 раз вдень. С течением времени церковь, в виду заняли христиан в частной иобщественной жизни, начала совершать эти службы большей частью в тривремени дня: утром (полунощницу, утреню и последование первого часа),перед полуднем (последование 3-го и 6-го часа и божественную литургию) ивечером (последование 9-го часа, вечерню и повечерие). Разли чают М.совершаемую без слов и др. внешних знаков - одним умом и сердцем (М.внутренняя, духовная, сердечная), и М., которая произносится словами исопровождается разными знаками благоговения (М. внешняя, наружная). Посодержанию своему, М. распадаются на славословия, прошения иблагодарения; есть еще М. ходатайственная за других. В отношении формы,М. распадаются на три главные группы: ектении, псалмы и песнопения. Ср.Staudlin, "Geschichte der Vorstellungen und Lehren fon dem Gebet"(Геттиyген, 1825); Wiener, "Das Gebet" (Гота, 1885); Christ, "Die Lehrev. Gebet nach d. Ne3nen Testament" (Лейден, 1886); А. Никольский,"Молитвослов с замечаниями о важности М., о происхождении их и церковномупотреблении" (Москва, 1884).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Молитвы" в других словарях:

  • Молитвы — составляют неизменную принадлежность всякого религиозвого культа. У древних греков и римлян М. играли весьма важную роль при всех выдающихся событиях частной и общественной жизни; пренебрежение к ним грозило гневом богов. На отдельные случаи… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Молитвы — – еще в Ветхом Завете есть указания на факт совершения молитв, но они не носили еще характера точных формул. Позже, еще до пришествия Спасителя, во время после первого изгнания, были установлены обязательные правила для совершения молитв, в… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Молитвы за Бобби — Prayers for Bobby …   Википедия

  • Молитвы (Даллапиккола) — Молитвы Композитор Луиджи Даллапиккола Тональность додекафония Время и место сочинения август ноябрь 1962 года, Виттория Апуана Беркли Первое исполнение 10 ноября 1962 года, Беркли, США (ди …   Википедия

  • Молитвы апокрифические — – молитвы, содержащие вставки из народных поверий, заговоров и переделок или отрывки из апокрифов. Наиболее распространены молитвы – заговоры против лихорадки. В апокрифе М. чаще всего встречается имя св. Сисиния …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Молитвы светильничные —    молитвы, читаемые священником на вечерне, когда на клиросе поют или читают псалом 103 (предначинательный) …   Православная энциклопедия

  • Молитвы апокрифические — (в индексе отреченных книг ложные молитвы ) составлены по образцу церковных, но с многочисленными вставками народных поверий, заговоров и заклинаний. Сохранившиеся в старинных рукописях апокрифические М. отличаются сравнительно более церковным… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Молитвы за усопших —  ♦ (ENG prayers for the dead)    в католицизме и православии практика сотворения молитв в интересах тех, кто умер. Католики считают, что эти молитвы помогают находящимся в чистилище достичь небес …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Молитвы иерейские —    к иерейским молитвам относят молитвы, которые имеет право читать только священник и только во время богослужений …   Православная энциклопедия

  • Молитвы коленопреклоненные —    читают на вечерне в праздник Пятидесятницы. В самый праздник положено служить вечерню утром, сразу после литургии. Священник встает на колени в проеме Царских врат лицом к народу и читает молитвы, составленные Василием Великим Каппадокийским в …   Православная энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Молитвы» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»