- Рубинштейн
- Рубинштейн (Антон Григорьевич) - русский композитор и виртуоз, одиниз величайших пианистов XIX ст. Род. 16-го ноября 1829 г. в селеВихватинец, в Бесарабии. Учился сначала у матери, затем у Виллуана,ученика Фильда. По словам P., Виллуан был для него другом и вторымотцом. Девяти лет Р. уже выступил публично в Москве, в 1840 г. - вПариже, где поразил таких авторитетов, как Обер, Шопен, Лист; последнийназвал его наследником своей игры. Концертное его турне в Англии,Нидерландах, Швеции, Германии было блестящее. В Бреславле Р. исполнилсвое первое сочинение для фортепиано: "Ундина". В 1841 г. Р. играл вВене. С 1844 до 1849 г. Р. жил за границей, где наставниками его былизнаменитые контрапунктист День и композитор Мейербер. Чрезвычайно теплоотносился к молодому Р. Мендельсон. Вернувшись в Петербург, он сделалсязаведующим музыкой при дворе великой княгини Елены Павловны. К этомувремени относятся серия его фортепианных пьес и опера "Дмитрий Донской".1854 - 1858 гг. Р. провел заграницей, концертируя в Голландии, Германии,Франции, Англии, Италии. В конце 50-х годов во дворце вел. кн. ЕленыПавловны были устроены музыкальные классы, в которых преподавалиЛешетицкий и Венявский и устраивались концерты под управлением P., приучастии хора любителей. В 1859 г. P., при содействии друзей и подпокровительством великой княгини Елены Павловны, основал русскоемузыкальное общество. В 1862 г. была открыта "Музыкальная школа", в 1873г., получившая название консерватории. P., назначенный директором ее,пожелал держать экзамен на диплом свободного художника этой школы исчитался первым, который получил его. С 1867 г. Р. предался опятьконцертной и усиленной композиторской деятельности. Особенно блестящимуспехом сопровождалась его поездка в Америку в 1872 г. До 1887 г. Р. жилто заграницей, то в России. С 1887 до 1891 г. вновь был директором спб.консерватории. К этому времени относятся его публичные музыкальныелекции (числом 32, с сентября 1888 по апрель 1889 г.). Помимо гениальнойпередачи фортепианных произведений авторов всех национальностей, начинаяс XVI ст. и кончая современными, Р. дал на этих лекциях прекрасный очеркисторического развития музыки, записанный со слов самого лектора иизданный С. Кавос-Дехтяревой. Другая запись издана Ц. А. Кюи, подзаглавием: "История литературы фортепианной музыки" (СПб., 1889). В этотже период времени возникли, по инициативе Р." общедоступные концерты.Упомянутым лекциям предшествовали в 1885 - 86 г. исторические концерты,данные Р. в Петербурге и Москве, затем в Вене, Берлине, Лондоне, Париже,Лейпциге, Дрездене, Брюсселе. В 1889 г. торжественно отпразднован вС.-Петербурге полувековой юбилей артистической деятельности Р. Покинувконсерваторию, Р. опять жил то заграницей, то в России. Скончался вПетергофе 8 ноября 1894 г. и похоронен в АлександроНевской лавре. Каквиртуоз-пианист, он не имел соперников. Техника пальцев и вообщеразвитие рук было для Р. только средством, орудием, но не целью.Индивидуальное глубокое понимание исполняемого, чудное, разнообразноетуше, полнейшая естественность и непринужденность исполнения лежали воснове игры этого необычайного пианиста. Сам Р. говорил в своей ст."Русская музыка" ("Век", 1861): "воспроизведение - это второе творение.Обладающий этой способностью сумеет представить прекрасным сочинениепосредственное, придав ему оттенки собственного изображения; даже втворениях великого композитора он найдет эффекты, на которые тот илизабыл указать, или о которых не думал". Страсть к сочинению охватила P.,когда ему было 11 лет. Несмотря на недостаточную оценку композиторскогодарования Р. публикою и, отчасти, критикою, он упорно и много работалпочти во всех родах музыкального искусства. Число его сочинений достигло119, не считая 12 опер и немалого количества фортепианных вещей иромансов, не помеченных как opus. Для фортепиано написано Р. 50произведений, в том числе 4 фортепианных концерта с оркестром и фантазияс оркестром; затем идут 26 произведений для концертного пения, сольногои хорового, 20 произведений в области камерной музыки (сонаты соскрипкой, квартеты, квинтеты и пр.), 14 произведений для оркестра (6симфоний, музыкально-характеристические картины "Иоанн Грозный", "ДонКихот", "Фауст", увертюры "Антоний и Клеопатра", концертная увертюра,торжественная увертюра, драматическая симфония, музыкальная картина"Россия", написанная для открытия выставки в Москве в 1882 г. и пр.).Кроме того им написаны концерты для скрипки и для виолончели соркестром, 4 духовных оперы (оратории): "Потерянный рай", "Вавилонскаябашня", "Моисей", "Христос" и одна библейская сцена в 5 картинах -"Суламифь", 13 опер: "Дмитрий Донской или "Куликовская битва" - 1849 г.(3 действия), "Хаджи Абрек" (1 дейст.), "Сибирские охотники" (1 дейст.),"Фомка-дурачок" (1 дейст.), "Демон" (3 дейст.) - 1875 г., "Фераморс" (3дейст.), "Купец Калашников" (3 дейст.) - 1880 г., "Дети степей" (4дейст.), "Маккавеи" (3 дейст.), 1875 г., "Нерон" (4 дейст.) - 1877 г., "Попугай" (1 дейст.), "У разбойников" (1 дейст.), "Горюша"(4 дейст.), 1889 г., и балет "Виноградная лоза". Многие оперы Р.давались за границей: "Моисей" - в Праге в 1892 г., "Нерон" - вНью-Йорке, Гамбурге, Вене, Антверпене, "Демон" - в Лейпциге, Лондоне,"Дети степей" - в Праге, Дрездене, "Маккавеи" - в Берлине, "Фераморс" -в Дрездене, Вене, Берлине, Кенигсберге, Данциге, "Христос" - в Бремене(1895). В Зап. Европе Р. пользовался таким же вниманием, если небольшим, как и в России. На добрые дела Р. пожертвовал много десятковтысяч, с помощью своих благотворительных концертов. Для молодыхкомпозиторов и пианистов он устраивал через каждые пять лет конкурсы вразных музыкальных центрах Европы, на проценты с капитала,предназначенного им для этой цели. Первый конкурс был в СПб., подпредседательством P., в 1890 г., второй - в Берлине, в 1895 г.Педагогическая деятельность не была любимым занятием P.; тем не менее изего школы вышли Кросс, Терминская, Познанская, Якимовская, Кашперова,Голлидэй. Как дирижер, Р. был глубокими истолкователем исполняемых имавторов и, в первые годы существования концертов русского музыкальногообщества, пропагандистом всего прекрасного в музыке. Главныелитературные труды P.: "Русское искусство" ("Век", 1861), автобиография,изданная М. И. Семеновским в 1889 г. и переведенная на немецкий язык("Anton Rubinstein's Eriunerungen", Лпц.; 1893) и "Музыка и еепредставители" (1891; перев. на многие иностранные языки). См. "А. Г.P.", биографический очерк и музыкальные лекции, С. КавосДехтяревой(СПб., 1895); "Антон Григорьевич P. " (заметки к его биографии, д-ра МБ. Р - га. СПб., 1889: там же, 2 издание); "Антон Григорьевич P." (ввоспоминаниях Лароша, 1889, ib.); Emil Naumann, "IllustrateMusikgeschichte" (Б. и Штутг.); B. C. Баскин, "Русские композиторы. А.Г. Р." (М., 1886); К. Галлер, в №№ 721, 722, 723 "Всемирной Иллюстрации"за 1882 г.; Albert Wolff, "La Gloriole" ("Memoires d'un paristen", U.,1888), "Предстоящий 50-летний юбилей артистической деятельности А. Г. P." ("Царь-Колокол"): "К 50-летнему юбилею А. Г. P.", Don Mequez (Одесса1889); А. Г. P." (биографический очерк Н. М. Лиссовского, "МузыкальныйКалендарь-Альманах", СПб., 1890); Riemen, "ОрегаHandbuch" (Лпц., 1884);Zabel, "Anton Rubinstein. Ein Kunsterleben" (Лпц., 1891); "AntonRubinstein", в английском журнале "Review of Reviews" (№ 15, дек. 1894,Л.); "А. Г. P.", статья В. С. Баскина ("Наблюдатель", март, 1895); М. А.Давидова, "Воспоминания о А. Г. P." (СПб., 1899). Н. С.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.