Моцарт

Моцарт
Моцарт (Johaun-Chrisostomus-Wolfgang-Amadeus Mozart) - знаменитыйнемецкий композитор, род. в Зальцбурге 27 янв. 1756 г., ум. 5 дек. 1791г. в Вене. Уже в раннем детстве М. поражал феноменальным музыкальнымразвитием; трех лет от роду он играл на клавесине, с замечательнойбыстротой запоминая сыгранные ему произведения, а четырех летимпровизировал. В Лондоне малолетний М. был предметом научныхисследований, а в Голландии, где во время постов строго изгоняласьмузыка, для М. было сделано исключение, так как в его необычайномдаровании духовенство усматривало перст Божий. В 1762 г. отец М., бывшийединственным его учителем, предпринял с сыном и дочерью Анной, такжезамечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие вМюнхен и Вену, а затем и во многие др. города Германии, в Париж, Лондон,в Голландию, Швейцарию. Всюду М. возбуждал удивление и восторг, выходяпобедителем из труднейших задач, которые ему предлагались специалистами.В 1763 г. изданы в Париже первые сонаты М. С 1766 по 1769 г., живя вЗальцбурге и Вене, М. изучал Баха, Генделя, Страделлу, Кариссими,Дуранте и других великих мастеров. По желанию императора Иосифа II М.написал за несколько недель оперу "La Finta semplice", но членыитальянской труппы, в руки которых попало это произведение 12-летнегокомпозитора, не пожелали исполнять музыку мальчика, и их интригаоказалась настолько сильной, что отец М. не решился настаивать наисполнении оперы. 1770 - 74 гг. М. провел в Италии. В Милане, несмотряна разные интриги, опера М. "Mitridate, Re di Ponto", поставленная в1771 г., была принята публикой с энтузиазмом. С таким же успехом быладана и вторая опера М., "Lucio Sulla" (1772). Для Зальцбурга М. написал"Il sogno di Scipione" (по поводу избрания нового архиепископа, 1772),для Мюнхена - оперу "La bella finta Giardiniera", 2 мессы, офферторий(1774). Когда ему минуло 17 лет, среди его произведений насчитывалисьуже четыре оперы, несколько духовных стихотворений, 13 симфоний, 24сонаты, не говоря о массе более мелких композиций. В 1775 - 1780 гг.,несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку вМюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, М. написал, между прочим, 6сонат, пьесу для арфы, большую симфонию в re, прозванную парижской,несколько духовных хоров, 12 балетных номеров. В 1779 г. М. получилместо придворного органиста в Зальцбурге. 26 января 1781 г. былапредставлена в Мюнхене с огромным успехом опера М. "Идоменей", которуюсам автор ценил чрезвычайно высоко, ставя в уровень с "Дон Жуаном". С"Идоменея" начинается реформа лирико-драматического искусства. В этойопере видны еще следы староитальянской opera seria (большое числоколоратурных арий, партия Идоманты, написанная для кастрата), но вречитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шагвперед замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене М.написал для мюнхенской капеллы офферторий "Misericordias Domini" - одиниз лучших образцов церковной музыки конца XVIII ст. С каждой новойоперой творческая сила и новизна приемов М. выступали все ярче и ярче.опера "Похищение из Сераля" ("Die Entfiihrung aus dem Serail"),написанная по поручению имп. Иосифа II в 1782 г., была принята сэнтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, гдеее, по духу музыки, стали считать первой нем. оперой. Она была написанаво время романической любви М., похитившего свою невесту, КонстанциюВебер, и тайно обвенчавшегося с ней. Несмотря на успех М., егоматериальное положение было не блестящее. Оставив место органиста вЗальцбурге и пользуясь скудными щедротами венского двора, М. дляобеспечения своей семьи должен был давать уроки, сочинять контрдансы,вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерахвенской аристократии (отсюда его многочисленные концерты дляфортепиано). Оперы "L'oca del Cairo" (1783) и "Lo sposo deluso" (1784)остались неоконченными. В 1783 - 85 гг. созданы М. шесть струнныхквартетов, которые он, в посвящении Гайдну, называет плодами долгого итяжкого труда. К этому же времени относится его оратория "Davidepenitente". С 1786 г. начинается необычайно плодовитая и неустаннаядеятельность М., которая была главной причиной расстройства егоздоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера"Свадьба Фигаро", написанная М. в 1786 г. за шесть недель и тем не менеепоражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики,неиссякаемым вдохновением. В Вене успех "Свадьбы Фигаро" былсомнительный, но в Праге она вызвала восторг. Не успел да-Понтезакончить либретто "Свадьбы Фигаро", как ему пришлось, по требованию М.,спешить с либретто "Дон Жуана", которого М. писал для Праги. Это великоепроизведение, имеющее глубокое значение в музыкальном искусстве,появилось впервые в 1787 г. и имело в Праге еще больший успех, чем"Свадьба Фигаро". Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене,вообще относившейся к М. холоднее, чем другие музыкальные центры. Званиепридворного композитора, с содержанием в 800 флоринов (1787), быловесьма скромной наградой за все труды М. Все-таки он был привязан кВене, и когда в 1789 г., посетив Берлин, получил приглашение стать воглаве придворной капеллы ФридрихаВильгельма II с содержанием в 3 тыс.талеров, то не решился променять Вену на Берлин. После "Дон Жуана" М.сочиняет три наиболее замечательные симфонии: mi bemol шаjeur, solmineur и do majeur, написанные в течение полутора месяцев в 1788 г.; изних в особенности знаменита последняя, называемая "Юпитером". В 1789 г.М. посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующейвиолончели (гe majeur). После смерти Иосифа II (1790) материальноеположение М. оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехатьиз Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хотьнемного поправить свои дела. Последними операми М. были "Cosi fan tutte"(1790), прекрасной музыке которой вредит слабое либретто, "МилосердиеТита" (1791), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, чтобыла написана за 18 дней для коронация императора Леопольда II, и,наконец, "Волшебная флейта" (1791), имевшая успех колоссальный,чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданияхскромно названная опереттой, вместе с "Похищением из Сераля" послужилаоснованием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. Вобширной и разнообразной деятельности М. опера занимает самое видноеместо. Мистик по натуре, он много работал для церкви, но великихобразцов в этой области он оставил немного: кроме "Misericordias Domini"- "Ave verum corpus" (1791) и величественно-горестный реквием, надкоторым М. в последние дни жизни работал неустанно, с особенной любовью.Помощником М. в сочинении реквиема был ученик его Зюссмейер, и ранеепринимавший некоторое участие в сочинении оперы "Милосердие Тита".Нельзя сказать, чтобы М.-симфонист стоял также высоко, как творецбессмертных опер. В его фортепианной литературе замечается смесьгениальных идей с общими местами, глубочайших чувств - с дешевоюшутливостью, искусства - с небрежной работой. Много драгоценного можнонайти в его квартетах и квинтетах, а среди его 49 симфонии выше всегостоят лирическая симфония в mibemol majeur, патетическая в sol-mineur иэтическая в do-majeur, написанные в 1788 г. М. проявлял свое творчествово всех родах музыки; с его именем соединяется представление овсеобъемлющем музык. гении. Выдающаяся черта всех его творений -задушевность. У М., как человека с незначительным научным образованием,круг идей был не столь обширен как у Бетховена, но по выразительностимузыку М. верно назвали в Германии "музыкой души": в ней отразилась всяпрекрасная, любящая, искренняя натура М. От чувства изящного М. никогдане отступал, оставаясь верным следующему взгляду, высказанному им вписьме к отцу: "Страсти не должны быть выражаемы так сильно, чтобывозбуждать отвращение; музыка, даже при самых ужасных ситуациях, никогдане должна оскорблять слуха, но обязана ему доставлять наслаждение". Всмысле изучения лучших образцов музыкальной литературы, главнымиучителями М. были в области духовной музыки - Бах и Гендель, в областиоперы - Глюк, в инструментальной музыке - Гайдн. О М., как обисполнителе на клавесине, современники его говорили в следующихвыражениях: "Легкость невероятная, в особенности левой руки, тончайшаянежность, выразительность самая изящная, чувство, трогавшее сердце доглубины - таковы были качества исполнения М. Вместе с богатством идей ивеликолепием его сочинений они приводили в восторг слушателей и делалиего первым клавесинистом своего века". Тематический каталог соч. М. спримечаниями, составленный Кёхелем ("Chronologisch-thematischesVerzeicbniss sammtlicber Tonwerke W. A. Mozart's", Лейпциг, 1862),представляет том в 550 стр. По исчислению Кёхеля, М. написал 68 духовныхпроизведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения длятеатра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки иклавесина, 32 струнных квартета, 49 симфоний, 55 концертов и пр., вобщей сложности 626 произведений. Первая биография М. составленаНимчеком ("Mozart's Leben", Прага, 1798); затем было издано около 25биографий М., которые потеряли значение после появления следующих трехобширных трудов: Nissen (второй муж вдовы М.), "Biographie W.-A.Mozart's" (Лейпциг, 1828); Otto Jahn, "W.-A. Mozart" (Лейпциг, 1856;позднейшая переработка Дейтерса, Лейпциг, 1889 - 91); Улыбышев,"Nouvelle biographie de Mozart" (М., 1843; русский перевод, спримечаниями Г. А. Лароша, М., 1890 - 92). Труд Ниссена послужилматериалом для "The Life of Mozart", Holmes (Л., 1815) и "Histoire deW.-A. Mozart", Albert Sowinski (Пар., 1869). Писали о М. еще Nohl,"Leben Mozart's" (Штутгарт, 1863); его же "W.-A. Mozart. Ein Beitrag zurAesthetik der Tonkunst" (Гейдельберг, 1860); Рейссман, в "NeuerPlutarch" (Лейпциг, 1880). Письма М. издал Ноль (Лейпциг., 1877);выдержки из них напечатаны в "Отечественных Записках" (1865, № 3).Письма и воспоминания сестры М. изданы в "Mozartiana" (Лейпциг, 1880).На рус. языке см. характеристику М. во втором томе"Музыкально-характеристических этюдов" Ла-Мара в переводе А.Желябужской. В критических статьях А. Н. Серова, изданных в 1892 - 95,помещены статьи о М.: в I т., стр. 132 - 241, II т. - стр. 891, IV т. -стр. 2105. См. также "Зальцбург" В. Чечота ("Артист", 1891, № 18).Первое полное собрание произведений М. издано в Лейпциге фирмойБрейткопфа и Гертеля в 1876 г. Для увековечения памяти М. возниклиобщества (Mozartstiftungen) в Зальцбурге, Франкфурте-на-Майне,Дюссельдорфе и др. городах. Памятники М. поставлены в Веймаре,Зальцбурге, Вене и многих др. городах. В Зальцбурге, в доме где жил М.,устроен Моцартовский архив. Н. Соловьев.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Моцарт" в других словарях:

  • Моцарт — навсегда pour rêver Mozart Жанр драма Режиссёр Жан Люк Годар Продюсер Ален Сард Рут Вальдбюргер …   Википедия

  • МОЦАРТ — центральный персонаж трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» (1830). Пушкинский М. столь же далек от реального Вольфганга Амадея Моцарта (1756 1791), сколь и весь сюжет трагедии, основанный на легенде (ныне опровергнутой), будто Моцарт был… …   Литературные герои

  • Моцарт — (неправильно Моцарт) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Моцарт В. — Вольфганг Амадей Моцарт Wolfgang Amadeus Mozart Полное имя Йоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт Дата рождения 27 января 1756 Место рождения Зальцбург …   Википедия

  • Моцарт В. А. — Вольфганг Амадей Моцарт Wolfgang Amadeus Mozart Полное имя Йоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт Дата рождения 27 января 1756 Место рождения Зальцбург …   Википедия

  • Моцарт В. А. —         (Mozart) Вольфганг Амадей (Иоанн Хризостом Вольфганг Теофиль; лат. имя греч. происхождения Theophilus и позднее лат. Amadeus, или Amade) (27 I 1756, Зальцбург 5 XII 1791, Вена) австр. композитор.         Большое влияние на муз. развитие М …   Музыкальная энциклопедия

  • Моцарт — (Mozart)         Вольфганг Амадей (27.1.1756, Зальцбург, 5.12.1791, Вена), австрийский композитор. Среди величайших мастеров музыки М. выделяется ранним расцветом мощного и всестороннего дарования, необычностью жизненной судьбы от триумфов… …   Большая советская энциклопедия

  • МОЦАРТ — (Вольфганг Амадей М. (1756 1791) великий австрийский композитор) Палатка. Разбросаны карты. Гадалка, смуглее июльского дня, Бормочет, монетой звеня, Слова слаще звуков Моцарта. Цит. АБ905 (II,66); Ах, звуков Моцарта светлы лобзанья, Как дали… …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • Моцарт А. — Анна Мария Моцарт. Автор неизвестен,1775? Анна Мария Вальбурга Моцарт (нем. Anna Maria Walburga Mozart, в девичестве Пертль; 1720 1778) мать Вольфганга Амадея Моцарта, родилась в Санкт Гилгене (Австрия) у Евы Розины и Николауса Пертля, префекта… …   Википедия

  • Моцарт А. М. — Анна Мария Моцарт. Автор неизвестен,1775? Анна Мария Вальбурга Моцарт (нем. Anna Maria Walburga Mozart, в девичестве Пертль; 1720 1778) мать Вольфганга Амадея Моцарта, родилась в Санкт Гилгене (Австрия) у Евы Розины и Николауса Пертля, префекта… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»