- Бах
- Бах (Иоганн Себастьян) - величайший композитор церковной музыки иорганист, сын Иоганна Амврос. Баха (Род. 1645 г., ум. 1695 г.),придворного музыканта в Эйзенахе, - Род. 21 марта 1685 г. там же. Посмерти отца (мать его умерла еще ранее), Б., которому не было и десятилет, переселился к своему старшему брату Иог. Христоф. Б. (ум. 1721 г.),органисту в Ордруфе, где он стал посещать лицей и брать урокифортепианной игры у своего же брата. Через посредничество ордруфскогокантора Герда, Б. получил на 15-м году место певчего в хоре при церквисв. Михаила в г. Люнебург. Живя там, он часто посещал Гамбург, Любек иЦелле, где в то время находились лучшие музыкальные силы по органной иоркестровой игре, оперному и концертному пению. В 1703 г. Б. былназначен придворным музыкантом (скрипачом) в Веймаре, в 1704 г. -органистом в Арнштадте, откуда в конце 1705 г. с цельюусовершенствования себя в игре на органе, предпринял путешествие вЛюбек, к известному органисту Бутстегуде; в 1707 он стал органистом вМюльгаузене, в 1708 придворным органистом в Веймаре, а с 1714иконцертмейстером. Необыкновенные музыкальные дарования Б., как виртуоза,особенно проявились в Дрездене, в 1717 г., при следующих замечательныхобстоятельствах. В этом городе предстояло музыкальное состязание свсесветною знаменитостью, французским пианистом и органистом Маршалом,вызывавшим желающих состязаться с ним. По рекомендации саксонскогоконцертмейстера Волюмье, был вызван и Б. из Веймара. Последствиемприезда Б. в Дрезден было то, что Маршал, познакомившись с силами своегопротивника, тайно скрылся из города перед самым состязанием. Тотчас повозвращении в Веймар, в 1717 г., Б. был назначен князем ЛеопольдомАнгальт Кётенским капельмейстером, а в 1726 г. "директором" музыки икантором в Лейпциге, где и прожил до кончины, терпя по временам не малуюнужду. В 1736 г. Б. получил от дрезденского двора титулкоролевско-польского и саксонского курфюрстского придворногокомпозитора. Особенного отличия он был удостоен со стороны Фридриха II.Согласно неоднократно выраженным желаниям Фридриха II, в 1747 г.последовало формальное приглашение Б. во дворец в Потсдаме, где он былпринят с большим почетом. Тему, заданную королем, на которую Б.импровизировал в его присутствии, он впоследствии еще более обработал и,отпечатав свой труд, послал его королю, под заглавием: "Музыкальноеприношение" ("Musikalisches Opfer"). Б умер 28 июля 1750 г. в Лейпциге.Как учитель и виртуоз, он создал целую школу превосходных композиторов,органистов и пианистов, деятельность которых распространилась по всейсеверной Германии, Саксонии и Турингии. Между ними особенно выдаютсянесколько сыновей Б. Но как ни велики заслуги Б. в теории и практике,все же выше всего следует поставить то неисчерпаемое творческоебогатство, которое упрочивает за Б. вечную славу в потомстве. Еговысокое искусство, как контрапунктиста, благородство содержания исерьезность его не легко понимаемых сочинений делает их изучение ввысшей степени полезным и плодотворным для истинного музыканта. Сознаваяэто, Лейпцигское общество имени Б. (подобно существующему"Генделевскому" обществу), начало издавать полное, роскошное собраниеего сочинений; при этом ярко обнаружилась изумительная плодотворностьтворчества Б. и его мессы, "Страсти" и церковные кантаты вскоресделались общим достоянием, хотя многие из отдельных фортепианных иорганных произведений его появились еще ранее в нескольких изданиях.Более полные собрания сочинений Б. издали сначала Петерс в Лейпциге (присодействии Черни. Грипенкерля и Дена) и Гаслингер в Вене. В XIX ст.произведения Б. были вызваны к жизни Мендельсоном, который принималдеятельное участие в публичном их исполнении. При его посредничестве былвоздвигнут в 1842 г. памятник Б. перед зданием старинной школы прицеркви св. Фомы, в Лейпциге. Первая обстоятельная биография Б. помещенав Музыкальной библиотеке" Мяцлера, за 1754 г. (том IV, ч. 1). Онасоставлена Агриколой, одним из учеников Б. и сыном композитора КарломФилип. Эммануэлем Б. Биография эта представляет вполне надежный источники в особенности она ценна в смысле обзора и подробного перечня сочиненийБ. При жизни Б. в печати появились следующие его произведения: 1)Собрание разных сочинений для фортепиано с педалью и без оной, подзагл.: "Упражнение для фортепиано" (Klavierubung), часть 1 - 4, изд.,1726 - 42 гг.; 2) "Музыкальное посвящение", написанное на тему ФридрихаII и ему посвященное (Лейпц., 1747); 3) "Искусство фуги" (DieKunst derFuge), отпечатанное в 1752 г. после смерти Б. Все церковные произведениядля пения и оркестра и большинство сочинений, написанных для отдельныхмузыкальных инструментов, остались ненапечатанными до смерти Б. К нимпринадлежат: 1) пять "ежегодников" п. церковных произведений на каждыевоскресные и праздничные дни, а также оратории, Рождественские,Пасхальные, на праздник Вознесения, и 5 пассий (страстей Господних); 2)многие мессы, магни-фикаты (хвалебные песни), несколько "Sanctus", драм,серенад, сочинений по случаю рождения, именин и похорон, свадебныемессы, а также несколько пьес комаческого содержания; 3) несколькомотеттов на два хора; 4) "Das wohitemperierte Klavier" (1 часть, 1722; 2ч., 1740); 5) прелюдии и фуги для органа, хоральные прелюдии и проч.Кроме того, множество всевозможных произведений для различныхинструментов. Позднейшая биография Баха принадлежит Форкелю (Лейпц.,1803), Гильгенфельду (Лейпц., 1850), Биттеру (2 изд., 4 тома, Берлин,1881) и Спитта (2 т., Лейпц., 1873 - 80). Род Б. ведет свое начало изПрессбурга в Венгрии. Кроме Баха, знаменитого Лейпцигского кантора,насчитываются несколько выдающихся в истории музыки деятелей, носившихту же фамилию.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.