- Новый
- Новый Завет - богословский термин, который, подобно Ветхому Завету,заключает в. себе двоякое понятие, означая 1) договор между Богом ичеловеком и 2) собрание книг, являющихся выражением этого договора. Впервом, смысле Н. Завет представляет собою установление такоговзаимоотношения между Богом и человеком, по которому человек,искупленный от первородного греха и его последствий добровольноюкрестною смертью Иисуса Христа; как Спасителя мира, вступил в совершенноиной, по сравнению с ветхозаветным, фазис развития и, перейдя израбского. подзаконного состояния в свободное состояние сыновства иблагодати, получил новые силы к достижению поставленного ему идеаланравственного совершенства, как необходимого условия для спасения. Вдревнем мире взаимоотношение между Богом и человеком основывалось как бына обыденных условиях юридического договора и развитие человечествапоставлено было как бы в обыденные земные условия, с высшимруководительством богодарованного закона; в Н. Завете это человеческоеразвитие признано было недостаточным. Человек, бессильный сам себяспасти, был спасен Богочеловеком, принявшим на себя грех всего мира, ипотому его последующее развитие не обусловливается уже толькоисполнением предписаний закона: выдвигается новый принцип - вера, каксредство деятельного усвоения искупительныx заслуг Иисуса Христа.Вследствие этого и самая организация человечества получила совершенноиной характер. Ветхий Завет ограничивался одним избранным народом ивыражался в земной теократии; Н. Завет разрушил рамки национализма ипровозгласил благодатный закон для всего человечества; отсюда итеократия его получила иной смысл - духовного "царства не от мира сего".Тот и другой Завет имеет и соответствующее законодательство; ВетхийЗавет нашел свое главное выражение в десятословии или десяти заповедях,с сопровождающими их нравственно-обрядовыми постановлениями, Н. Завет -в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Во втором смысле под Н. Заветомразумеется собрание книг, в которых излагается вся история основанияновозаветной церкви, а также и основы ее вероучения. Эти книгираспадаются на три класса: 1) исторические, 2) учительные и 3)пророческие. К первым принадлежат четыре Евангелия и книга ДеянийАпостольских, ко вторыми - семь соборных посланий (2 ап. Петра, 3 ап.Иоанна по одному, ап. Иакова и Иуды) и 14 посланий св. апостола Павла: кримлянам, коринфянам (2), галатам, ефесянам, филипийцам, колоссянам,фессалокинийцам (2), Тимфеею (2), Титу, Филимону и евреям. Пророческаякнига есть Апокалипсис или Откровения Иоанна Богослова. Собрание этихкниг составляет новозаветный канон, об истории которого об историикоторого см. Reuss, "Die Geschichte d. h. Schr. d. N. Testaments";Westcott, "History of the Canon"; прот. В. Г. Рождественский, "ИсторияНовозаветного канона" и др. А. Л.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.