Ересь


Ересь
Ересь, еретики - На языке церковной догматики Е. означаетсознательное и преднамеренное уклонение от ясно выраженного иформулированного догмата веры христианской, и вместе с тем - выделениеиз состава церкви нового общества. Е. нужно различать: от 1) раскола,который означает также обособление от состава церковного союза илиобщества верующих, но вследствие несогласия подчиняться данномуИерархическому авторитету, по разногласию, действительному или мнимому,в учении обрядовом, 2) от непреднамеренных ошибок в догматическомучении, происшедших вследствие того, что тот или другой вопрос самоюцерковью не был, в данное время, предусмотрен и предрешен символически.Такие ошибочные мнения встречаются нередко притом у многих авторитетныхучителей и даже отцов церкви (напр. у Дионисия Великого, особенно уОригена) в первые три века христианства, когда имела место большаясвобода мнений в области богословия, а истины церковного учения не былиеще формулированы в символах и подробных вероизложениях собороввселенских и поместных. Источниками Е. обыкновенно были: 1) нежеланиеиудеев и язычников, а также последователей восточного дуализма,принявших христианство, окончательно расстаться со своим прежнимрелигиозным и философским мировоззрением, и усилия скомпилировать в одноцелое старые доктрины с новыми христианскими. Смешение восточногодуализма с христианством произвело манихейство, Е. Вардесана, монтанизм,мессалиан и мн. др. секты, в несколько изменившемся виде существовавшиедаже в новой европейской истории (вальденсы, богомилы и др.). Изсмешения с христианством древнего иудаизма возникли самые первые повремени секты, с которыми боролись еще апостолы и отцы церкви II IIIвв.; из стремления скомпилировать в одно целое наиболее отвлеченныедоктрины христианства (учение о Боге-Слове) с учением о Логосеплатоников и неоплатоников получили свое начало Е. рационалистическиеIII и IV в. (монархиане, субординационисты и т. д.). 2) Стремление болеесильных умов поставить христианское учение, данное как Богооткровенное,на один уровень с философским миросозерцанием античного мира, обосноватьего на философских и диалектических методах последнего. Намерение у этихучителей было доброе, но по самой природе вещей неисполнимое, и привелок рационализму, каковым и была самая сильная Е. всех времен - арианство,с его отраслями. 3) Самобытное богословствование христианских учителей,на основании Св. Писания и чистых начал разума, лишенное узаконенныхцерковью руководительных начал - церковного предания и общего голосавселенской церкви, Отсутствие этих начал, при самомнении исамоуверенности, влекло к нарушению нормального состава учения церкви.Кроме указанных трех категорий учений - Е., расколов, непреднамеренныхошибок церковных учителей, - вне состава символического,общеобязательного для всех христиан учения церкви находятся еще такназываемая частные или личные мнения церковных учителей и отцов церкви оразных детальных вопросах христианского учения, которых церковь неавторизирует своим именем, но и не отрицает, предоставляя ихблагочестивой пытливости верующих (таковы, напр., некоторые мненияЕвсевия Кесарийского, Григория Нисского и др.). Этим учением одозволенных частных мнениях православная церковь отличается откатолической, которая во всем составе христианского богословия хочетвидеть лишь догматы. На пространстве церковной истории, от начала церквидо наших дней, непрерывною вереницей тянется ряд бесчисленных Е.,древних и новых; из повторения старых условий возникает повторениестарых, лишь видоизмененных внецерковных учений о христианск. догматах.Церковь борется с ними, опровергает их, побеждает; а еретиков, послебезуспешных попыток обратить их к своему учению, предает отлучению.Грекоримское государство, в интересах спокойствия, а также "оберегаючиматерь свою, св. церковь", подвергает их уголовному преследованию; ещеболее фанатические западноевропейские средневековые католическиегосударства предают их сожжению, иногда не желая различать настоящихеретиков от людей науки, не имеющей непосредственного отношения кцерковным доктринам, но по теории средневекового католичествадолженствующих состоять в зависимости от догматики; их примеру следует(Иосиф Волоцкий - ересь жидовствующих), хотя и не в такой степени и небез протеста лучших представителей самой церкви, древняя допетровская, аот части и послепетровская Русь. Значение ересей и расколов в историисостоит в том, что, свидетельствуя о наличности высшихдуховно-нравственных интересов в обществе в данный исторический период,они, с другой стороны, вызывали на усиленную интеллектуальнуюдеятельность самую церковь, побуждая ее к более подробному раскрытию иболее точному формулированию своего учения, наконец - к систематизацииего, каковая для церкви Восточной сделана была еще в VIII в. ИоанномДамаскиным. Полное, вполне научное изучение ересей, особенно древних, внастоящее время представляется еще не вполне возможным; мы знаем ихдоктрины отчасти только по тем очеркам, их какие находятся вересеологических (описательных) сочинениях древних церковных писателей(ереси трех первых веков), а ереси четвертого и пятого веков - почтиисключительно по их опровержениям отцами церкви того времени. Сочинениясамих еретиков (древних) истреблялись церковью столь же ревностно, какистреблялись в века языческих гонений списки Св. Писания и сочинениясамих отцов церкви. Лишь недавние находки (подлинный символ древнихгностиков, сочинения еретика IV века Прискиллиана) дают основаниепредполагать, что дальнейшее изучение главных рукописных библиотек, как,например, афонская или ватиканская, откроет новые данные для болееблизкого знакомства с древними ересями. - Лучшая характеристика ересей -у Неандера, в его "Allgemeine Geschichte der christlichen Religion undKirche" (4-е изд.), систематизация их и генезис - у Гессе, в его"Истории церкви", имеющейся и в русск. переводе (Казань, 1863).Подробный рассказ содержания учения ересей - в "Histoire de l'eglise"Прессансе, а также в церк. истории о. Владимира Гетте (есть русск.перевод). См. также Прот. Иванцова-Платонова, "Ереси и расколы трехпервых веков" (М. 1877). Н. Б.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Синонимы:

Смотреть что такое "Ересь" в других словарях:

  • ересь — ересь, и …   Русский орфографический словарь

  • ЕРЕСЬ — (греч. airesis мнение, от aireo определять, доказывать). Сознательное и преднамеренное уклонение от какого нибудь догмата христианской веры и, как следствие этого, выделение из состава церкви нового общества; лжеучение; заблуждение. Словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ЕРЕСЬ — жен. вообще, различие в мнениях веры; раскол или отщепенство, отступничество. У нас называют староверством, последованье во всем православным догматам, при употреблении старописных икон, старопечатных книг и старинных напевов (это же единоверие,… …   Толковый словарь Даля

  • ересь — См. заблуждение... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. ересь вера, заблуждение; катарство, абсурд, галиматья, лжеучение, вздор, ерунда, нескладица, несуразица, ерундистика,… …   Словарь синонимов

  • Ересь — ( гр. һаігеsіs кейін кету, ерекше діни ілім) ресми шіркеу догмаларынан ауытқитын христиандық діни ағым. Діни секталарға қарағанда, ересь өзінің құрылымы, басшы органдары және б.с.с. болатын ерекше діни ұйымды құрмайды. Алғашқы христиандық… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • ересь — ’ересь (греч. отделение) (Деян.5:17 ; Деян.15:5 ; Деян.24:5 ,14; 2Пет.2:1 ; Гал.5:20 ) ложное учение, которое выдается за истинное. Ересь не постороннее учение, она всегда внутренний враг. Саддукеи, учение которых в основном совпадало с учением… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • ЕРЕСЬ — ЕРЕСЬ, ереси, мн. ереси, ересей, жен. (греч. hairesis). 1. Религиозное учение, противоречащее церковным догматам (церк.). Впасть в ересь. 2. перен. Отступление от общепринятых взглядов или правил, заблуждение (ирон.). «Не учиться по латыни… …   Толковый словарь Ушакова

  • ересь — ’ересь (греч. отделение) (Деян.5:17 ; Деян.15:5 ; Деян.24:5 ,14; 2Пет.2:1 ; Гал.5:20 ) ложное учение, которое выдается за истинное. Ересь не постороннее учение, она всегда внутренний враг. Саддукеи, учение которых в основном совпадало с учением… …   Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

  • Ересь — (греч. отбор, школа, учение) религиозные направления, отступающие от официальной церковной доктрины и вызывающие осуждение, отлучение и репрессии со стороны церкви. Чаще всего ересь является формой политического протеста под религиозной оболоч… …   Религиозные термины

  • Ересь — Ересь. Еретикъ (Отщепенство. Отступникъ). Ср. Про еретиковъ въ писаніи сказано: «и тати, и разбойницы, и волхвы, и человѣкоубійцы и всякіе другіе грѣшники внидутъ въ царство небесное, только еретикамъ, врагамъ Божіимъ, нѣтъ мѣста въ горнихъ… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Книги

Другие книги по запросу «Ересь» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.