Демократия

Демократия
Демократия. - Слово Д. происходит от греческих dhmoV и kratia -буквально народовластие. Им обозначаются: 1) государственное устройство,где власть принадлежит народу, или где интересы народа стоят на первомплане, и 2) самые народные массы, раз они сознанием общности интересовили другими условиями объединены в класс, ведущий борьбу за преобладаниеили за реформы в свою пользу. Аристотель (в "Политике") классифицировалгосударства по двум признакам: 1) субъекту власти и 2) направлению егодеятельности. В монархиях власть принадлежит одному лицу, варистократиях - нескольким, просто в политейях - многим. Когда властьперестает действовать в общих интересах и начинает руководствоватьсясвоекорыстными побуждениями, правильные формы правления вырождаются внеправильные (parekbaseiV) - тиранию, олигархию и Д. или охлократию.Впоследствии название Д. установилось за Аристотелевой политейей, аохлократии - за ее неправильной формой, и в таком виде классификация, вдревности вполне соответствовавшая действительности, вошла в древнюю исредневековую литературу. Только у Полибия и Цицерона появилась ещесмешанная форма госуд. устройства, образец которой видели в Риме. Нарубеже новой истории (у Макиавелли, напр.) принцип классификации поцелям, преследуемым правительством, подвергся строгой критике, а сразвитием представительных форм госуд. устройства и с новым пониманиемдемократического принципа - и вовсе был оставлен. В демократиях древней Греции (наиболее типичною из них были Афины)каждый свободный гражданин, по достижении совершеннолетия, имел правопринимать активное участие в обсуждении общественных дел; каждый могбыть избран для отправления любой общественной должности,административной, судебной или военной; суд производился всенародно.Моментом, определяющим понятие Д. в древности, было, таким образом,участие каждого свободного гражданина в управлении, но не личнаясвобода; напротив, власть государства над личностью и собственностьюдаже свободных граждан была весьма велика, а личная свобода (всовременном смысле) весьма ограничена. Еще менее определялась Д.равенством, оно совершенно нарушалось рабством, да и в среде свободныхграждан существовали очень важные сословные деления (напр., в Афинахразличались эвпатриды, феты и др.). Позже эти деления, правда, исчезают,но заменяются разделением по богатству, которое имело не толькоэкономический, но и юридический характер (в законодательстве Солона,напр.) и вело за собою различие в государственных правах и обязанностях.Борьбою низшего класса против высшего нередко пользовались отдельныелица, которым, при поддержке низших, удавалось добиваться единоличнойвласти. Таким образом уже в древней Греции мы видим примеры монархиидемократической по своему происхождению и по своим стремлениям, если непо организации. История Д. в Риме довольно похожа на ее историю вГреции. В начале мы видим, как и в Греции, царскую власть, рядом скоторой стоят, во-первых, сенат, во-вторых - народ, собирающийся покуриям. Но это не была еще Д. ни в древнем, ни в современном смыслеслова; в древнем - потому что власть все-таки принадлежала одному лицу,в современном - потому что в куриатских комициях участвовали лишь главыпатрицианских семей. Цари, стремясь к расширены власти, опирались наплебс: но борьба кончилась их поражением и установлением чистоаристократической республики. Однако, плебс мало-помалу отвоевывал себеправо за правом, как в области гражданского и уголовного права, так и вобласти политической. С получением плебеями доступа к жреческимдолжностям исчезло сословное различие, и Рим стал Д. в древнем смыслеслова. На смену сословной розни является рознь экономическая; онаприводит к победе цезаризма, опирающегося на пролетариат, надреспубликой демократической (или смешанной, по терминологии Полибия) посвоим политическим формам, но решительно враждебной интересам бедныхклассов населения. В средние века на первый план истории выступают новые народы. Уславянских племен общественные дела решаются на вече. Всего ярчевыразилось и всего дольше у русских славян сохранилось вечевоеустройство в Новгороде. Демократическое начало было проведено ворганизации государственной власти в Новгороде довольно последовательно- быть может последовательнее, чем в греческих демократиях, потому чтоневольничество и разделение сословий, хотя и существовали, но не игралитакой роли. У германских племен демократическое начало было проведенослабее. Германские государства (civitates) сами решали все касавшиеся ихвопросы на собраниях полноправных граждан; там же выбирались герцоги(военачальники) и короли, власть которых сперва была весьма слаба.Первоначально демократические, народные собрания мало-помалупревратились в собрания исключительно аристократические, что шлопараллельно с феодализацией политического быта. Очагом нового развитиядемократических принципов (в современном смысле слова) во всей зап.Европе явились города, с своим промышленным и торговым населением, хотяи тут весьма рано настоящая Д. (popolo minuto в Италии и т. п. ) былаотодвинута на задний план патрициатом (popolo grasso в Италии и т. п.).На горожан опирались короли в своей борьбе с феодализмом; но когдаполитическое значение дворянства было сломлено, королевская власть,мало-помалу сделавшаяся абсолютной, отказалась от своего союза сдемократическими элементами общества и стала поддерживать социальныепривилегии духовенства и знати. В это именно время в юридических иполитических науках оставляется аристотелевская классификациягосударственных форм, как совершенно несоответствующая обстоятельствам.На смену ей появляется деление по источнику власти и правам правящих лиц- на монархии неограниченные, монархии ограниченные и республики. Насмену понятия о Д., как форме государственного устройства, являетсяпонятие о демократических (в противоположность аристократическим) идеяхили началах, на которых может быть построена всякая государственнаяформа; можно с таким же правом говорить об аристократической республикеили демократической монархии, как и обратно. Несмотря на торжество аристократической и неограниченной монархии,демократические идеи не заглохли. В течение XVIII века они сильнораспространились и сделались более сознательными в среде городскогонаселения или так называемого третьего сословия. Наиболее смелымвыразителем этих идей был Ж. Ж. Руссо, который клал в основужелательного государственного строя полное равенство всех граждан. Ондаже прямо отдавал предпочтение непосредственной Д., какая существовалав античном мире. Вообще, в так назыв. философском XVIII в. были сильныдемократические стремления, относившиеся отрицательно не только кабсолютным монархиям, поддерживавшим аристократические привилегии, но ик тогдашним республикам (Швейцария, Нидерланды, Венеция, Генуя), вкоторых власть принадлежала высшим сословиям, а не всему народу. Впервыедемократические стремления осуществились в Сев. Америке. Населенныепреимущественно религиозными и политическими эмигрантами из Англии, гдев XVII в. обнаружилось сильное демократическое движение, английскиеколонии в Сев. Америке с самого начала своего существования управлялисьдемократически. Свергнув владычество Англии, они явились первым образцомбольшой демократической республики в современном смысле слова, и притомД. представительною, а не непосредственною, как Афины или Рим. Рабство,существовавшее до 1865 г. в южных штатах, резким диссонансом, однако,нарушало демократический характер не только этих штатов, но и всегосоюза. В Европе осуществление демократических стремлений было начатофранцузской революцией. В эту эпоху их носительницею было "третьесословие" или буржуазия. Теперь во всех государствах Зап. Европы вся илизначительная доля верховной государственной власти принадлежит народу, ивласть народа комбинируется различными способами с наследственноювластью монархов. Народ осуществляет свою власть посредством избранияверховного законодательного корпуса, парламента, или одной его палаты;этому же корпусу, в большей части конституционных государств (видноеисключение составляет Германия), принадлежит контроль над деятельностьюисполнительной власти. В государствах республиканских, кроме того, иглава исполнительной власти обязан своею властью народному избранию,хотя обыкновенно не непосредственному (так в Соед. Штатах избираютпрезидента особые избиратели, во Франции - две палаты парламента; вШвейцарии президент союзного совета, роль которого до некоторой степенипохожа на роль президента республики, также избирается двумя палатамисоюзного собрания). Министры, при посредстве которых управляет президентв республиках или монарх в конституционных монархиях, назначаются, dejure (за исключением Швейцарии), главою исполнительной власти; нонекоторые низшие должностные лица (напр., мировые судьи) могут бытьвыбираемы народом, прямо или посредственно, даже в неограниченныхмонархиях. Участие народа в законодательной деятельности государства вШвейцарском союзе и в швейцарских кантонах сказывается еще в формеreferendum'a, т. е. всенародного голосования некоторых законов, принятыхзаконодательным корпусом. Этим Швейцария до некоторой степени сближаетсяс древними непосредственными Д. Что касается избирательного права, то оно не всегда бываетдемократическим. Право иметь своих представителей в законодательномкорпусе может принадлежать определенным классам общества непропорционально числу голосующих, а в известной, законом определеннойпропорции (Австрия); оно может быть ограничено или находиться вопределенном соотношении с имущественным цензом (Англия, Пруссия, идр.). Во многих государствах высшие классы, кроме участия в выборечленов низшей палаты парламента, имеют своим исключительным органом ещеверхнюю палату. Демократическое начало всецело господствует визбирательном праве лишь тогда, когда оно всеобщее (suffrage universel).Таково оно в Германской империи, во Франции, в Соедин. Штатах.Стремление к suffrage universel обнаруживается и в других государствах.Рабочие добились его принятия (с неважным ограничением) в Бельгиипосредством стачки 1893 г.; за него в 1891 - 1892 г. высказались люди,стоящие ныне во главе английского правительства; демократическиеэлементы Австрии и Германии настойчиво требуют его проведения впоследней - в местных сеймах, городах и общинах, а в первой - и длявыбора представителей в законодательное собрание. Демократизациягражданского права выражается в постепенном сглаживании тех неравенств,которые существовали в прежние времена между лицами разных сословий вправе владения недвижимыми имуществами, производства торговли, занятияремеслом, еще раньше, в брачном праве - и т. д. В уголовн. праве ипроцессе различия между сословиями на Западе почти всецело отошли впрошедшее. В финансовом праве общественные классы уравнены de jure, таккак подати и налоги платятся теперь повсюду с известных родов имущества,дохода или занятия; но de facto повсеместно низшие классы платят,сравнительно, гораздо больше, чем высшие. В военном праве в течение XIXв. тоже произведена крупная реформа в демократическом духе: почти всюдувведена всеобщая воинская повинность, ограниченная, впрочем, некоторымильготами по образованию, т. е. (фактически) в пользу состоятельныхклассов. В странах (Англия, Соед. Шт.), где нет всеобщей воинскойповинности, de jure в этом отношении господствует еще большее равенство,хотя de facto система найма возлагает всю тяжесть повинности на низшиеклассы народа. Кроме равенства всех перед законом, резким отличиемдемократизма нового времени от демократизма Греции и Рима являетсявозможно полная личная свобода, под которой подразумевается свободаслова, совести, передвижения и проч. В стремлении сделать всехучастниками государственной власти демократизм древний и новый сходятся,хотя новый проводит это стремление последовательнее (отвергая разделениена рабов и свободных) и, кроме того, делает это участие преимущественнопредставительным, а не непосредственным. По мере торжествадемократических начал в области публичного права, борьбасосредоточивается все больше и больше на экономической почве. Д.начинает называться уже не третье сословие, а пролетариат. Наиболеерезко подчеркнут экономический момент в требованиях германскогопролетариата, который, впрочем, именует себя уже не Д., а социал-Д. Литература: Фюстель де-Куланж, "Гражданская община античного мира"(СПб., 1867); Erskine May, "Democracy in Europe" (2 изд. Эдинб., 1887);Костомаров, "Северно-русские народоправства" (3 изд. СПб. 1886);Сергеевич, "Вече и князь" (2 изд. СПб. 1893); Дьячан, "Участие народа вуправлении у древних славян"; Cherbuliez, "De la democratie en Suisse"(П., 1843); Адамс и Коннингем, "Швейцария" (СПб., 1893); Токвиль,"Демократия в Америке" (СПб., 1860); Holst, "Verfassung u. Demokratie d.Verein. Staaten" (Дюссельд., 1873); Брайс, "Американская республика"(М., 1890). В. Водовозов.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Антонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Демократия" в других словарях:

  • ДЕМОКРАТИЯ — есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем. Джордж Бернард Шоу Демократия наихудшая форма правления, если не считать всех остальных. Уинстон Черчилль Демократия это процесс, в ходе которого люди свободно… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Демократия — (democracy) От греческого слова народовластие . Поскольку народ редко проявляет единообразие мыслей, демократия , как термин описательный, может считаться синонимом понятия правления большинства (majority rule). В Древней Греции и позже, в XVIII… …   Политология. Словарь.

  • ДЕМОКРАТИЯ — (от греч. demos народ, kratos власть, правление) форма правления, при которой граждане лично или через избранных представителей осуществляют право принятия (политических) решений. Д. основывается на признании народа в качестве источника власти и… …   Философская энциклопедия

  • ДЕМОКРАТИЯ — (греч. demokratia, от demos народ, и kratos власть). Образ государственного правления, когда в нем принимает участие весь народ, без различия звания и состояния. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Демократия —  Демократия  ♦ Démocratie    Политический строй, при котором полнота власти принадлежит народу. Это не значит, что народ управляет государством или хотя бы принимает его законы. Это значит, что никто не может управлять государством или… …   Философский словарь Спонвиля

  • ДЕМОКРАТИЯ — (от греческого demos народ и...кратия), форма государственно политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии: власть большинства, равноправие граждан, правовая… …   Современная энциклопедия

  • Демократия — (от греческого demos народ и ...кратия), форма государственно политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии: власть большинства, равноправие граждан, правовая… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ДЕМОКРАТИЯ — (от греч. demos народ и ...кратия) форма государственно политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДЕМОКРАТИЯ — ДЕМОКРАТИЯ, демократии, жен. (греч. demokratia) (книжн., полит.). 1. только ед. Форма правления, при которой власть осуществляется самим народом, массами, непосредственно или через представительные учреждения. В буржуазных странах демократия… …   Толковый словарь Ушакова

  • демократия — демократизм, демократическое государство; народовластие, народоправство. Ant. тоталитаризм, тоталитарное государство Словарь русских синонимов. демократия народовластие; народоправство (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический… …   Словарь синонимов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»