- Сословия
- Сословия - Понятие С. по терминологии действующего законодательствавесьма неопределенно: в Своде Законов термин этот встречается всегонесколько раз и притом употребляется в разных значениях: иногда под С.разумеются юридические лица вообще (Св. Зак. том Л, ч. 1, изд. 1887 г.,Зак. Гражд., ст. 415: "имущества частные суть все те, кои принадлежатчастным дицам и сословиям лиц, как то: компаниям, товариществам иконкурсам"; ср. ст. 406 и 698 Зак. Гражданских и заголовок отделения IV,главы 1, раздела II, книги 1 Законов о состояниях, Св. Зак. том IX);иногда же сословием называются государственные учреждения вообще. Так,сословием назван государственный совет (Учреждение Госуд. Совета, ст.1); в указе 4 апреля 1803 г. (1 Полн. Собр. Зак., № 20701) С. названвиленский университет; в указе 3 марта 1814 г. - синод и сенат;существовавший при Павле Петровиче государственный совет тоже называлсяС. (Арх. Госуд. Сов., том II, стр. 7). нередко наименованиюгосударственного совета С. придают особое значение, видя в этомнаименовании стремление императора Александра Павловича придать этомуустановлению особую важность или даже самостоятельность (гр. Корф,"Жизнь гр. Сперанскаго", 1, стр. 119; Пыпин, "Общественное движение приАлександре 1", 146), но, как видно из приведенных примеров, термин С.едва ли имел в эпоху составления "Образования Государственного Совета"(1810) какой-либо политический оттенок. Обыкновенно термином "сословие" обозначают отдельную группуподданных, своим юридическим положением каким-либо определенным образомотличающихся от остального населения, причем отличия эти передаются понаследству. В нашем законодательстве этому понятию соответствует термин"cocтояниe"; изредка, впрочем, в законе и в этом смысле тожеупотребляется термин "сословие" (Св. Зак., т. IX, ст. 3). Наукагосударственного права долгое время не различала С. от классовнаселения; понятия эти смешиваются еще Р. Молем. Резко обособлены былиэти понятия Л. Штейном, который под различием отдельных классов понималфактически существующие различия по имущественному положению, а под С.понимал те же имущественные классы, но уже признанные государством иполучившие от него различные, по наследству передаваемые права.Впоследствии в учение Штейна были внесены некоторые поправки: различиеклассов начали усматривать не только в различии имущественного положения(различие профессий, образования, иногда происхождения); былоустановлено, что роль государства не ограничивается лишь признаниемсуществующих различий отдельных классов и в санкционировании этихразличий законодательством, но что государственная власть нередко и самасоздавала сословные различия, совершенно произвольно соединяя в однугруппу людей; по своим бытовым условиям представляющих весьма малообщего. Из всех европейских государств роль правительства в создании С.была наиболее видною в России: наши С. сложились преимущественно нетолько под влиянием, но и по инициативе государственной власти. Глубокие сословные различия, составляя отличительную чертусредневекового государства, продолжали играть весьма видную, но и весьмапечальную роль в строе всех европейских государств вплоть до концапрошлого века (в некоторых государствах, напр. в Швеции, в Австрии и вВенгрии сословное начало не утратило юридического и политическогозначения и до сих пор), но в настоящем столетии сознание бесполезностиС. в государственном отношении и несомненный вред в социальном отношенииустанавливаемых ими наследственных различий распространяется все более иболее. Все западноевропейские законодательства стремятся или ослабитьзначение перегородок между еще существующими С., или вовсе уничтожитьследы бывших сословных различий. Во всех государствах Европы, а также вовсех внеевропейских государствах, образовавшихся из европейских колоний,совершенно уничтожены сословные различия духовенства, горожан икрестьян. В значительном большинстве государств исчезли также всякиепреимущества дворянства; это произошло во всех республиках, кромеФранции, а из монарxий - в Бельгии, Болгарии, Норвегии, Румынии иСербии. Но и те преимущества дворян, которые еще сохранились, носятглавным образом характер почетных отличий. В России сословный строй покоится на реформах Екатерины II, главнымобразом на жалованной грамоте дворянству и грамоте на права и выгодыгородов (1785). Организуя С., императрица Екатерина гораздо болееруководилась западноевропейскими политическими учениями (Монтескье), чемфактическими условиями русской жизни того времени. Последовательнопроведенные реформы Екатерины II положили сословное начало в основувсего местного управления и судоустройства, сообщив, таким образом, С.огромное государственное значение. Значение это было ими сохраненовплоть до того времени, когда правительство сознало необходимостьприступить к коренной реформе суда и местного управления. В суде,построенном согласно техническим требованиям процесса, в полиции,отвечающей государственным потребностям, в местном управлении,преследующем интересы всего населения, а не определенных групп его,наконец, в войске, соответствующем потребностям государственной обороны,сословному началу места не оказалось. Судебные Уставы. 20 ноября 1864г., реформа уездной полиции 1862 г.. земское положение 1 января 1864 г.,городовое положение 16 июня 1870 г., устав о воинской повинности 1января 1874 г. уничтожили государственное значение прежних С.Единственною крупной реформой, по необходимости носившею сословныйхарактер, было освобождение крестьян; созданные 19 февраля 1861 г.органы крестьянского самоуправления, волости и сельские общества, былипостроены на узкосословном начале. Такой характер этих учреждений, ккоторым, в особенности к волости, правительство постоянно вынужденоприбегать, как к низшему органу общегосударственного управления,вызывает ряд практических неудобств, давно всеми сознаваемых, так что,по-видимому, отрешение волостного управления от строго сословного,крестьянского, характера, т. е. создание всесословной волости - не более, как вопрос времени. С проведением этой реформы у нас ужене будет учреждений общегосударственного управления, построенных насословном начале. Но и независимо от крестьянских учреждений, общеезначение сословного начала в нашем государственном строе еще весьмавелико; так, Свод Законов 1832 г. был всецело основан на сословномделении всех подданных, и этот основной характер Свода не мог утратитьсяв тех частях его, которые подвергались только кодификационнойпереработке и которых не коснулась ни одна коренная реформа. Такимичастями Свода, проникнутыми сословным духом, являются напр. устав ослужбе правительственной (Св. Зак. т. Ill, гл. 1) и устав о земскихповинностях (Св. Зак. т. IV). Строгосословный характер всей системы,всей концепции Свода Законов нередко придает сословную окраску и такимвключаемым в состав Свода законодательным актам, которые по замыслусвоему этой окраски были совершенно лишены (переселенческоезаконодательство). В 80-х годах вопрос о сословном начале снова былподнят, главным образом в виде вопроса о необходимости материальноподдержать дворян-землевладельцев и предоставить им большее значение вместном управлении. Этими стремлениями объясняются создание 3 июня 1885г. госуд. дворянского земельного банка , выдающего потомственнымдворянам ссуды под залог земли на условиях более льготных, чем этопозволяли бы общие условия денежного рынка. Положение о земскихучастковых начальниках 12 июня 1889 г. и Положение о земских учреждениях12 июня 1890 г. имели целью передать главную роль в делах местногоуправления, и отчасти суда, в руки дворянства. Реформы Екатерины II-й создали четыре "главных рода людей": дворян,духовенство, городских обывателей и сельских обывателей. Свод Законов ив издании 1899 г. (т. IX, ст. 2) кладет тоже деление в основу нашегосословного законодательства, но в действительности это начало в нем непроведено, и большинство из указанных в закон главных родов людей внастоящее время не составляет какого-либо определенного целого:дворянство делится на потомственное и личное, имеющие между собою весьмамало общего, духовенство разделяется по вероисповеданиям, городскиеобыватели делятся на 5 состояний, весьма различных по своемуюридическому положению. В действительности, практически существеннымявляется существующее в действующем законодательстве деление С. на"податные" и "неподатные". Различие это некогда обусловливалось тем, чточасть населения империи подлежала рекрутской повинности и подушнойподати и в фискальных интересах была подвергнута ряду правоограничений.С отменою рекрутской повинности (1874) и подушной подати (1883 - 1886)это различие потеряло главное свое значение, а вместе с тем утратилиобоснование и все те ограничения (главным образом, свобода передвиженияи выбора места жительства), которым ранее были подвергнуты лица"бывшихподатных состояний" (крестьяне и мещане). Тем не менее, большинствоправоограничений еще продолжает существовать для "бывших податныхсостояний" . С. Екатерины II были в общем построены на принципенаследственности сословных прав и на начале корпоративной организациикаждого С. В настоящее время оба эти начала значительно видоизменялись,благодаря тому, что дворянство личное, личное почетное гражданство,купечество и духовное состояние не наследственны. Духовное состояние икупечество даже непожизненны. Права, ими сообщаемые, подходят скорее подпонятие профессиональных, чем сословных прав. Наконец, некоторые С.,напр. цеховые, не удовлетворяют основному требованию сословности: им неприсвоено никаких личных прав. Требованию корпоративного устройствабольшинство С. в настоящее время тоже не удовлетворяет. Личные дворяне,почетные граждане, потомственные и личные, духовенство и по закону неимеют никакой корпоративной организации. У остальных С., вроде дворян икрестьян, корпоративная их организация фактически находится в полномупадке. Л. Лазаревский.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.