- Равенство
- Равенство, как политический принцип играло роль уже в древней Греции,особенно в Афинах, где оно (isonomia) было одним из постоянных иважнейших требований демократии но понималось чрезвычайно узко, какравенство перед законом и равное право на участие в управлениигосударственными делами, но не для всех, а только для свободных граждан;рабы, иностранцы, женщины исключались. Таким образом это было равенствос сохранением важнейших из существовавших привилегий и неравенств. Вдревнем Риме не было даже и термина, соответствовавшего греческойisonomia, но фактически Рим, распространив свою власть почти на весьизвестный ему мир, очень скоро уравнял в правах провинциалов и римскихграждан, т. е. уничтожил одну из важнейших привилегий древнего мира. Вобласти религии принцип Р. перед Богом был провозглашен христианством (оХристе бо Иисусе несть эллин, ни Иудей, раб ни свобод, но всяческая и вовсех Христос). Средние и новые века, до XVIII века включительно, былиэпохой господства всевозможных привилегий и неравенств - сословных,классовых, расовых и иных. борьба средних классов против аристократиивоскресила в XVIII в. идею Р.; наиболее ярким ее выразителем явилсяРуссо. Все люди, по его словам, родятся равными не только социально, нои духовно; воспитание и общественные условия вносят в их средунеравенство; в царстве дикарей доныне господствует полное Р., забытоецивилизацией; следовательно, идеал, к которому надо стремиться - позади.Начало политического Р. осуществлено в американской конституции, а затемнашло теоретическое и в значительной степени практическое выражение вофранцузской революции. Р., свобода и братство провозглашены основнымиправами человека и гражданина . Конституция 1791 г., ст. 1, гласит: "Вселюди родятся свободными и равными. Социальные различия могут бытьустановлены только ради общей пользы". Конституция 1793 г., ст. 3: "Вселюди равны по рождению и перед законом". Конституция 1848 г., ст. 4:"Французская республика признает принципом свободу, Р. и братство". Изфранцузских конституций принцип Р. перешел во многие швейцарские, частьюдаже в германские. В течение всего XIX в. происходила борьба зараспространение принципа Р. на все гражданские и общественные отношения.Философская основа этого принципа (Р. всех по рождению) давно оставлена,как совершенно несостоятельная, но тем не менее Р. является главнымтребованием современной демократии. В противоположность демократиигреческой, демократия современная проводит его без различия расы,класса, сословия, даже пола, иногда, впрочем, по требованиюобстоятельств, делая те или иные исключения (прежде в Америке дляцветных, теперь для китайцев, часто и во многих местах для женщин. Впринцип Р., как оно понимается ныне, входят: Р. перед законом и судом(уничтожение всяких привилегий в сфере как гражданского, так особенноуголовного и процессуального права); Р. обязанностей по отношению кгосударству, как личных (всеобщая воинская повинность), так иимущественных (не в смысле абсолютного Р. обложения, а в смысле Р.тяготы); Р. прав на участие в управлении государством (всеобщееголосование, распространяемое последовательными демократами и наженщин). Против принципа равенства выставляются возражения и ведетсяборьба со стороны сторонников классовых и сословных различий, которые,опираясь: 1) на неравенство духовных и физических сил людей, 2) наабсолютное неравенство имущественных жертв, приносимых государству вдействительности и требуемых, в будущем, демократией, и, наконец, 3) наневозможность вполне последовательного проведения принципа Р.(малолетние, безумные и т. д. требуют опеки и не могут пользоватьсяравными правами в сфере публичной жизни), требуют различия в правах науправление. С противоположной стороны указывают на то, что принцип Р.перед законом и даже Р. в правах на управление остается пустым звуком,пока между людьми существуют слишком большие имущественные различия;так, напр., на суде человек, имеющий возможность заплатить адвокату, ичеловек, не имеющий этой возможности, не могут быть равны даже приналичности безвозмездной защиты. С этой точки зрения принцип Р. в томвиде, как он выставлен французской революцией, критикуется, какбуржуазный, и ведется борьба за расширение его в сторону экономическогоравенства. В. В - в.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.