Демокрит


Демокрит
Демокрит из Абдер (род. около 470, ум. около 380 до Р. Хр.) обучалсяфилософии у Левкиппа, о котором не сохранилось почти никаких сведений.Путешествовал для пополнения образования в течение пяти лет; был вЕгипте, Персии; в Афинах был недолго. Пользовался уважением сограждан.Аристотель упоминает о нем тоже всегда с уважением. По разностороннему иобширному знанию в Д. можно видеть предшественника Аристотеля.Подробности его биографии неизвестны. До нас дошли значительные отрывкиего соч. физического и нравственного содержания; они собраны Муллахом вего I томе "Fragmenta philosophorum gr.". Д. - основатель атомизма,возникшего главным образом под влиянием философии элеатов. Элеатыотрицали множественность и движение, ибо они немыслимы без пустогопространства. Левкипп и Д., признавая явления, т. е. множественность идвижение, должны были признать реальность и небытие, т. е. пустоты.Бытие не едино, а состоит из бесчисленного множества неделимых инезримых тел, атомов, движущихся в пространстве. Возникновение иуничтожение есть не что иное, как соединение и разъединение атомов;следовательно, строго говоря, нет ни возникновения, ни уничтожения;бытие вечно, а множественность его происходит от того, что пустотаразделяет бытие на незримые частички. атомы определяются Д. всемиатрибутами, которые элеаты приписывали бытию: они вечны, т. е. невозникли и не уничтожатся; они вполне заполняют собой пространство, т.е. в самом атоме нет уже пустоты; они неделимы, а потому и неизменяемы;они просты и однородны по составу - следовательно, все их различиесводится к количественным моментам, а качественных различий нет.Количественные различия могут быть троякие: по форме, величине ираспорядку. По форме атомы бесконечно разнообразны. Различие величиныопределяет различие веса, который прямо пропорционален величине. Пустоепространство безгранично; оно охватывает атомы, разделяет их и образуетконечные предметы. Возникновение и уничтожение предметов объясняетсячисто механически, равно как и взаимодействие их; оно сводится к толчкуи давлению. Действие на расстоянии атомистика объясняет истечениями. Впредметах Д. различал первичные качества от вторичных, субъективных(напр. тепло и холод). Любопытно, что Теофраст делает Д. по поводу этогоразличения почти те же возражения, какие Беркли делал Локку. атомы,находясь в безграничном пространстве, должны, благодаря своей тяжести,вечно падать (под тяжестью древние разумели свойство тела, в силукоторого оно по необходимости падает вниз, ежели к тому нет механическихпрепятствий). Падение это совершается по отвесной линии. От этогопервоначального движения Д. отличает другое, происходящее от того, чтоатомы, различные по величине и, следовательно, весу, падают с различнойскоростью (ошибочность этого допущения указал уже Аристотель),следовательно нагоняют друг друга и, благодаря толчкам, должны вызыватьвращательное движение некоторых атомных масс. Этим вращательнымдвижением образуются конечные предметы, а именно шарообразные тела, т.е. миры. атомы в различных местах безграничного пространства образуютнесчетное множество разнообразных миров. Эти миры не вечны; ониобразовались соединением атомов, разъединение атомов их уничтожает;последнее может случиться путем столкновения большей мировой системы сменьшей. атомы, при образовании мировой системы, подлежат неизменномумеханическому порядку и подчинены тому, что с необходимостью проистекаетиз их свойств. Все в мире совершается с необходимостью; нет местаслучайности. При вращательном движении атомов в центре оказались болеетяжелые, из которых образуется земля, на периферии - те, из которыхобразовались небо, огонь и воздух. Ветер своим напором выдавливаетлегчайшие частички, которые и образуют воду. Астрономическиепредставления Д. не очень возвышаются над общепринятыми в его время вГреции и значительно уступают пифагорейским; кажется, что Анаксагор имелзначительное влияние на астрономические теории атомистов. Д.рассматривал органическую природу, и в особенности человека, как состороны физиологической, так и психологической. Душу Д. представлял себев форме атома, которым можно объяснить особенности душевной жизни.Главнейшая из них - движение; душа, производящая движение, должна самабыть подвижной, т. е. душу следует себе представлять в форме круглых,огненных атомов. Мышление тоже есть движение. Дыхание вводит в нас,вместе с воздухом, новые огненные атомы, которые заменяют собойпотраченные атомы души; поэтому прекращение дыхания вызывает смерть.душа - самое существенное в человеке, и Д. советует заботиться о нейболее, чем о теле. Все предметы одушевлены; душа, наполняющая весь мир,и есть божество, но это божество подчинено механическим законам, подобновсем предметам, и качественно не отличается от материального бытия.Особенное внимание Д. обратил на объяснение мышления. Ощущения возникаютпод влиянием внешних толчков и сами суть не что иное, как движения. Всевиды ощущений дифференцировались из осязания. От предмета исходят токи,которые, путем пяти органов чувств, вызывают в теле представления.Зрительные ощущения, напр., образуются тем путем, что от предметовотделяются изображения их, которые попадают в глаза и оттуда уже вовнутренние части тела. Посредником является воздух, который и нарушаетясность изображения. Мышление - такой же материальный процесс, как иощущение; но первому Д. дает предпочтение перед последним. Сущностьвещей мы познаем не ощущениями, а мышлением; атомы находит мышление, ане ощущение. Д. жалуется на ограниченность и трудность познания, но всяего система чисто догматическая, и поэтому весьма неправильно видеть внем скептика. Из этических отрывков Д. мы можем заключить, что основныеположения греческого нравственного миросозерцания положены уже Д.:напр., он на человека смотрит как на существо исключительно разумное (неволевое), видит в знании сущность добродетели. Эти воззрения развитыСократом, Платоном и Аристотелем. Цель жизни Д. видит в блаженстве, ноблаженство определяет как внутреннее спокойное состояние души,независимое от внешних благ. Наслаждение и страдание - мерило полезногои вредного; но полезное не отожествляется ни с чувственным наслаждением,ни с внешними благами. На брак Д. смотрит скептически, дружбу высокоценит; с него начинается ряд исследований о дружбе, которыми можетгордиться греческ. этика. На государство Д. смотрит, подобно другимгреч. философам, как на единство, долженствующее поглотить индивидуум.На греческую мифологию Д. смотрел как на порождение фантазии;возникновение религии он объяснял себе сильным впечатлением, котороедолжны были производить на человека некоторые явления природы. Д.допускал существование существ высших по организации, чем человек, и ихвлиянием объяснял пророческие сны и т. п. Д. был первым последовательнымматериалистом; его система была переработана Эпикуром, нарушившимстрогую логичность мышления Д. Современный материализм прибавил малопринципиально нового к положениям Д. Ср. Zeller, "D. Philosophie derGriechen" (5 изд. Лпц., 1892); кн. С. Трубецкой, "Метафизика в древн.Греции". Специальная литература приведена у Целлера. Об этическихотрывках см. статью Радлова в "Вопр. философии и психологии", кн. 12. Э. Радлов.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Синонимы:

Смотреть что такое "Демокрит" в других словарях:

  • ДЕМОКРИТ — (Demokritos) из Абдеры во Фракии (ок. 470 или 460 360 е гг. до н.э.) др. греч. философ, основоположник атомистического учения. Автор более 70 сочинений по этике, физике, математике, языку и литературе, различным прикладным наукам, в т.ч. медицине …   Философская энциклопедия

  • Демокрит —     Демокрит, сын Гегесистрата (а другие говорят Афинокрита, а третьи – Дамасиппа), из Абдеры (а иные говорят – из Милета). Он был учеником каких то магов и халдеев, которых царь Ксеркс оставил наставниками у его отца, когда у него гостил, как о… …   О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

  • ДЕМОКРИТ —     ДЕМОКРИТ (Δημόκριτος) из Абдеры (ок. 460/457 ок. 360 до н. э.), греческий философ, основоположник атомистического учения.     Жизнь и сочинения. Родился в г. Абдера во Фракии. Дата рождения философа уже в Античности была спорным вопросом:… …   Античная философия

  • ДЕМОКРИТ — (ок. 460 370 до н. э.) Греческий философ из Абдер во Фракии. До нашего времени не сохранилось ни одной из его работ, охватывавших многие области науки. В этике он был предшественником Эпикура и поздних материалистов. Однако в первую очередь… …   Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

  • ДЕМОКРИТ — (ок. 460 370 до н. э.) Греческий философ из Абдер во Фракии. До нашего времени не сохранилось ни одной из его работ, охватывавших многие области науки. В этике он был предшественником Эпикура и поздних материалистов. Однако в первую очередь… …   Список древнегреческих имен

  • Демокрит — (ок. 470/460 ок. 380/370 гг. до н.э.) философ материалист, основоположник атомистики, из Абдер (Фракия) Смелость начало дела, но случай хозяин конца. (Я) предпочел бы найти одно причинное объяснение, нежели приобрести себе персидский престол. По… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Демокрит — Демокрит, Demokritos, из Абдеры, ок. 470/460 ок. 400 гг. до н. э., греческий философ. Согласно легенде, будучи воспитанником персидских магов, он был приверженцем восточной мудрости, совершил путешествия в Египет, Эфиопию, Персию, Халдею и Индию… …   Античные писатели

  • Демокрит — а, муж. Стар. редк.Отч.: Демокритович, Демокритовна.Производные: Дёма.Происхождение: (От греч. demos народ и kritos избранный. По имени греч. философа Демокрита.) Словарь личных имён. Демокрит а, м. Стар. редк. Отч.: Демокритович, Демокритовна.… …   Словарь личных имен

  • Демокрит — (Democritus, Δημόχριτος). Знаменитый греческий философ, род. в г. Абдеры около 460 г. до Р. X. Он был основателем атомистической теории. Познания его были чрезвычайно разнообразны и обширны. Целью всякого познания Демокрит считал спокойствие… …   Энциклопедия мифологии

  • Демокрит — (ок. 460 ок. 370/360 до н. э.) древнегреческий философ, создатель законченной системы атомистического материализма. Биография. Учился у Левкиппа, возможно, у пифагорейцев. Путешествовал по странам Востока. Исследования. Душу трактовал как… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ДЕМОКРИТ — (около 470 или 460 до нашей эры умер в глубокой старости), из города Абдера (Фракия), древнегреческий философ, один из основателей античной атомистики. По Демокриту, существуют только атомы и пустоты. Атомы неделимые материальные элементы… …   Современная энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Демокрит» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.