- Демокрит
- Демокрит из Абдер (род. около 470, ум. около 380 до Р. Хр.) обучалсяфилософии у Левкиппа, о котором не сохранилось почти никаких сведений.Путешествовал для пополнения образования в течение пяти лет; был вЕгипте, Персии; в Афинах был недолго. Пользовался уважением сограждан.Аристотель упоминает о нем тоже всегда с уважением. По разностороннему иобширному знанию в Д. можно видеть предшественника Аристотеля.Подробности его биографии неизвестны. До нас дошли значительные отрывкиего соч. физического и нравственного содержания; они собраны Муллахом вего I томе "Fragmenta philosophorum gr.". Д. - основатель атомизма,возникшего главным образом под влиянием философии элеатов. Элеатыотрицали множественность и движение, ибо они немыслимы без пустогопространства. Левкипп и Д., признавая явления, т. е. множественность идвижение, должны были признать реальность и небытие, т. е. пустоты.Бытие не едино, а состоит из бесчисленного множества неделимых инезримых тел, атомов, движущихся в пространстве. Возникновение иуничтожение есть не что иное, как соединение и разъединение атомов;следовательно, строго говоря, нет ни возникновения, ни уничтожения;бытие вечно, а множественность его происходит от того, что пустотаразделяет бытие на незримые частички. атомы определяются Д. всемиатрибутами, которые элеаты приписывали бытию: они вечны, т. е. невозникли и не уничтожатся; они вполне заполняют собой пространство, т.е. в самом атоме нет уже пустоты; они неделимы, а потому и неизменяемы;они просты и однородны по составу - следовательно, все их различиесводится к количественным моментам, а качественных различий нет.Количественные различия могут быть троякие: по форме, величине ираспорядку. По форме атомы бесконечно разнообразны. Различие величиныопределяет различие веса, который прямо пропорционален величине. Пустоепространство безгранично; оно охватывает атомы, разделяет их и образуетконечные предметы. Возникновение и уничтожение предметов объясняетсячисто механически, равно как и взаимодействие их; оно сводится к толчкуи давлению. Действие на расстоянии атомистика объясняет истечениями. Впредметах Д. различал первичные качества от вторичных, субъективных(напр. тепло и холод). Любопытно, что Теофраст делает Д. по поводу этогоразличения почти те же возражения, какие Беркли делал Локку. атомы,находясь в безграничном пространстве, должны, благодаря своей тяжести,вечно падать (под тяжестью древние разумели свойство тела, в силукоторого оно по необходимости падает вниз, ежели к тому нет механическихпрепятствий). Падение это совершается по отвесной линии. От этогопервоначального движения Д. отличает другое, происходящее от того, чтоатомы, различные по величине и, следовательно, весу, падают с различнойскоростью (ошибочность этого допущения указал уже Аристотель),следовательно нагоняют друг друга и, благодаря толчкам, должны вызыватьвращательное движение некоторых атомных масс. Этим вращательнымдвижением образуются конечные предметы, а именно шарообразные тела, т.е. миры. атомы в различных местах безграничного пространства образуютнесчетное множество разнообразных миров. Эти миры не вечны; ониобразовались соединением атомов, разъединение атомов их уничтожает;последнее может случиться путем столкновения большей мировой системы сменьшей. атомы, при образовании мировой системы, подлежат неизменномумеханическому порядку и подчинены тому, что с необходимостью проистекаетиз их свойств. Все в мире совершается с необходимостью; нет местаслучайности. При вращательном движении атомов в центре оказались болеетяжелые, из которых образуется земля, на периферии - те, из которыхобразовались небо, огонь и воздух. Ветер своим напором выдавливаетлегчайшие частички, которые и образуют воду. Астрономическиепредставления Д. не очень возвышаются над общепринятыми в его время вГреции и значительно уступают пифагорейским; кажется, что Анаксагор имелзначительное влияние на астрономические теории атомистов. Д.рассматривал органическую природу, и в особенности человека, как состороны физиологической, так и психологической. Душу Д. представлял себев форме атома, которым можно объяснить особенности душевной жизни.Главнейшая из них - движение; душа, производящая движение, должна самабыть подвижной, т. е. душу следует себе представлять в форме круглых,огненных атомов. Мышление тоже есть движение. Дыхание вводит в нас,вместе с воздухом, новые огненные атомы, которые заменяют собойпотраченные атомы души; поэтому прекращение дыхания вызывает смерть.душа - самое существенное в человеке, и Д. советует заботиться о нейболее, чем о теле. Все предметы одушевлены; душа, наполняющая весь мир,и есть божество, но это божество подчинено механическим законам, подобновсем предметам, и качественно не отличается от материального бытия.Особенное внимание Д. обратил на объяснение мышления. Ощущения возникаютпод влиянием внешних толчков и сами суть не что иное, как движения. Всевиды ощущений дифференцировались из осязания. От предмета исходят токи,которые, путем пяти органов чувств, вызывают в теле представления.Зрительные ощущения, напр., образуются тем путем, что от предметовотделяются изображения их, которые попадают в глаза и оттуда уже вовнутренние части тела. Посредником является воздух, который и нарушаетясность изображения. Мышление - такой же материальный процесс, как иощущение; но первому Д. дает предпочтение перед последним. Сущностьвещей мы познаем не ощущениями, а мышлением; атомы находит мышление, ане ощущение. Д. жалуется на ограниченность и трудность познания, но всяего система чисто догматическая, и поэтому весьма неправильно видеть внем скептика. Из этических отрывков Д. мы можем заключить, что основныеположения греческого нравственного миросозерцания положены уже Д.:напр., он на человека смотрит как на существо исключительно разумное (неволевое), видит в знании сущность добродетели. Эти воззрения развитыСократом, Платоном и Аристотелем. Цель жизни Д. видит в блаженстве, ноблаженство определяет как внутреннее спокойное состояние души,независимое от внешних благ. Наслаждение и страдание - мерило полезногои вредного; но полезное не отожествляется ни с чувственным наслаждением,ни с внешними благами. На брак Д. смотрит скептически, дружбу высокоценит; с него начинается ряд исследований о дружбе, которыми можетгордиться греческ. этика. На государство Д. смотрит, подобно другимгреч. философам, как на единство, долженствующее поглотить индивидуум.На греческую мифологию Д. смотрел как на порождение фантазии;возникновение религии он объяснял себе сильным впечатлением, котороедолжны были производить на человека некоторые явления природы. Д.допускал существование существ высших по организации, чем человек, и ихвлиянием объяснял пророческие сны и т. п. Д. был первым последовательнымматериалистом; его система была переработана Эпикуром, нарушившимстрогую логичность мышления Д. Современный материализм прибавил малопринципиально нового к положениям Д. Ср. Zeller, "D. Philosophie derGriechen" (5 изд. Лпц., 1892); кн. С. Трубецкой, "Метафизика в древн.Греции". Специальная литература приведена у Целлера. Об этическихотрывках см. статью Радлова в "Вопр. философии и психологии", кн. 12. Э. Радлов.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.