Флобер

Флобер
Флобер (Gustave flaubert) - знаменитый франц. романист, главареалистической школы во Франции, род. в 1821 г., в Руане, ум. в 1880 г.Отец его был очень известный врач, заведовавший хирургическим отделениемв руанском госпитале; мать была родом из старинной нормандской семьи, иот нее Ф. унаследовал свою внешность плотного коренастого нормандца, скрупными чертами лица. Он родился в госпитале и жил там, в квартиреотца, до 18 лет. У него с детства было особое влечение к зрелищу болезнии смерти, к сильным и мрачным ощущениям: еще совсем ребенком он тайкомперелезал через стену, чтобы рассматривать трупы в зале для вскрытия.Юношей он привлекал симпатии сумасшедших и идиотов и любил наблюдатьбольных, как бы подготовляясь к занимавшему его впоследствии изучениюнравственного уродства людей, "гангрены жизни". Его всегда влекло ктаинственному, ужасному и уродливому. В 1840 г. Ф. отправился в Парижизучать право, не чувствуя особого призвания к юридическим наукам; жил вПариже довольно уединенно, избегая общества товарищей и посещая лишьнескольких художников, в том числе скульптора Прадье; у него онпознакомился с Виктором Гюго и с писательницей Луизой Коле. Занятия вПариже были прерваны в 1845 г., когда умер отец Ф. и вскоре после тогоего любимая сестра Каролина. Мать его очень страдала от одиночества, иради нее Флобер легко решился оставить Париж, который он не любил, изанятия правом, мало его интересовавшие. Он поселился с матерью вКруассе, близ Руана, в своем маленьком живописном поместье, и прожил тамдо самой смерти, ведя одинокий образ жизни, работая без устали; за всюжизнь он совершил только два продолжительных путешествия - одно поБретани в 1846 г., другое на Восток в 1849 г., оба раза в сопровождениисвоего друга Максима ДюКана. От времени до времени, он приезжал в Париж.С 1846 г. Ф. предался исключительно литературе, много читал, задумывалсвои будущие произведения, делал подготовительные работы, писал о своихпланах и мыслях друзьям. К этому же времени относится начало его романас Луизой Коле. Это была его единственная серьезная привязанность,длившаяся восемь лет, с промежутками, временными разрывами ипримирениями. В 1849 г. он объездил Египет, Сирию, Палестину, Грецию;особенно сильное впечатление, как это видно по его собственнымописаниям, произвели на него пирамиды и сфинкс. В Круассе он проводилцелые дни в работе, в Париже видался с друзьями, Жорж Занд, Жюлем Сандо,Теофилем Готье, Гонкурами, А. Додэ, Э. Зола, бывал на знаменитых "обедахМайни", где встречался с Тэном, Ренаном, Тургеневым, увлекался беседамио литературе и искусстве и больше всего любил громить буржуазноеобщество. Первый его роман, "Madame Bovary", появился в "Revue de Paris"въ1856 г. против Ф. возбужден был процесс за оскорбление этим романомобщественной нравственности; после горячих судебных прений он былоправдан. В 1862 г. появился исторический роман Ф. "Salammbo", в 1869 -роман нравов "Education Sentimentale", в 1874 г. - "Tentation de St.Antoine", в 1877 - "Trois contes"; затем Ф. стал усиленно работать наддавно задуманным любимым своим произведением, романом "Bouvard etPecuchet", но не успел закончить его; из предполагаемых двух томов Ф.написал только один, и тот не имеет завершенности других произведений Ф.Конец жизни Ф. был печальный: он страдал тяжелым нервным недугом, былмрачен и раздражителен, порвал отношения с лучшим своим другом, МаксимомДю-Каном; мать его умерла, материальное положение его ухудшилось, таккак значительную часть своего состояния он уступил бедным родственникам.Полного одиночества Ф. не испытал в старости, благодаря нежным заботамсвоей племянницы, м-м Комманвиль, а также дружбе с Жорж Занд; большоеутешение доставлял ему также Гюи де Мопассан, сын одной из его подругдетства; Ф. заботился о развитии его молодого таланта и был для негострогим и внимательным учителем. Болезнь и тяжелый литературный трудрано истощили силы Ф.; он умер от апоплексического удара. В 1890 г. емупоставлен в Руане памятник, работы известного скульптора Шапю.литература была исключительным интересом Ф.; все остальное, всякиеобщественные и политические интересы он презирал и клеймил кличкойбуржуазности, что для него было синонимом глупости. Жизнь интересовалаего только как материал для литературы, как поле для наблюдений;литература имела для него самодовлеющее значение, помимо проповедикаких-либо идей и выяснения смысла жизни. Его миросозерцание сводится кобличению тупости ненавистных ему буржуа, без указания положительногоидеала. Флобер - реалист по своей прирожденной гениальнойнаблюдательности, по уменью докапываться до самых скрытыхпсихологических мотивов в поступках людей; Сила его реалистическоготаланта усугубляется его глубоким пессимизмом, доходящим до мизантропиии до странного, болезненного влечения к созерцанию тягостных, уродливыхзрелищ. Именно потому, что его раздражала и возмущала тупость людей, онпостоянно искал ее проявлений, тщательно запоминал свои наблюдения и сособым наслаждением воссоздавал "гангрену жизни" в своих романах. С егоприродным реалистическим дарованием связана и его эстетическая теория.Ф. был проповедником безличного, объективного искусства; художник, поего убеждению, должен скрываться за своим произведением, не выдаватьсвоих личных чувств, избегать лиризма, перевоплощаясь каждый раз вличность воссоздаваемых им людей. Эта теория была порождением личногохарактера Флобера, который отличался скрытностью, замкнутостью и нетерпел ничьего вмешательства в тайники своих чувств; он расходился случшими друзьями, замечая в них желание влиять на его психологию. Идеалобъективного творчества и есть Реализм Ф., воссоздающий действительностьво всей ее неприглядной правде, анализирующий уродство жизни, безосуждения ее во имя отвлеченной святыни, без проповеди высокой морали.Реализм Ф. часто приближается к сатире, с тою разницей, что сатирик, воимя проповедуемой им морали, непременно преувеличивает какие-нибудьчерты действительности, Ф. же - строгий историк действительности,который никого не осуждает, не делит людей на дурных и добродетельных, авыясняет сложность мотивов, создающих не зло, а скорое бессилие иуродство жизни; в общем, Ф. считает людей не порочными, а глупыми ижалкими. Творчество Ф. не исчерпывается, однако, реализмом. Ф. - реалистна фоне романтизма: его влечение ко всему фантастическому,таинственному, мрачному, его страстное увлечение Востоком, любовь кярким краскам, к резким контрастам - все это наследие романтизма делаетФ., родоначальника натуралистического романа, прямым преемникомШатобриана. Ф. - романтик без присущего романтикам стремления уйти отдействительности в мир фантазии и прекрасных грез. Этим сочетаниемромантизма и реализма Ф. соединяет два периода европейской литературы:восприняв многие из существенных черт предшествовавшей ему романтическойэпохи, он своим сосредоточенным проникновением в действительностьположил начало реалистическому движению второй половины XIX в. Изроманов Флобера, немногочисленных, но заключающих в себе каждыйнеисчерпаемые сокровища наблюдений и обобщений, первое место принадлежитего первому произведению - "М-м Бовари", реалистическому роману нравов.В лице своей героини Флобер представил романтическую натуру встолкновении с действительностью; все падения Эммы Бовари - результат еемечтательности и праздности. Все, что ее окружает, ничтожно, жизнь полнамелких будничных интересов, и она сама не возвышается духовно над своейсредой; в лице ее, как и в остальных типах романа, Ф. воплотилбуржуазную мелочность жизни - но Эмма облагорожена исканием болеевысоких настроений, хотя и сведенных к жалким амурным приключениям. М-мБовари - в значительной степени сатира на человеческую пошлость вообще иженскую в частности; но вместе с тем в ней сильно подчеркнуто иприродное благородство эстетической натуры, для которой вся жизнь -вечное оскорбление ее ожиданий, ее святынь. Она не куртизанка поприроде: на границе полного нравственного падения она останавливается ипредпочитает смерть. Сила романа - не в его идейном содержании, а внесравненном воссоздании жизни, характеров и типов. Ф. создал в немцелую галерею портретов, тем более художественных, что они изображаютлюдей мелких, незаметных, но имеющих каждый определеннуюиндивидуальность, несмотря на общее им всем ничтожество. Поразительнатакже бытописательная сторона романа, бытовые картины провинциальнойжизни, описания природы, не составляющие отдельных вставок, аорганически сливающиеся с жизнью и чувствами действующих лиц. Вслед за"М-м Бовари" появился "Саламбо" - фантастически-исторический роман (всясерия романов Ф. состоит из правильного чередования реалистических ироманических произведений), который, несмотря на чрезмерные длинноты иоднообразие в описаниях битв, остается классическим произведениемфранцузской литературы по совершенству стиля, яркости красок, красотеописаний. После "Саламбо" Ф. вернулся к реализму в "EducаtionSentimentale" - истории ничтожного, пассивного от природы буржуа,прошедшего "школу сердечного опыта". Герой этого романа - pendant к ЭммеБовари, полное ничтожество, более полное, чем Эмма, потому что он несудит себя, не останавливается на краю пропасти, а живет до концаспокойной растительной жизнью. Систематическое развитие тупости исамодовольной ограниченности мастерски представлено в рамках жизнибуржуазии 40-х годов. В "Искушении св. Антония" Ф. опять увлексяромантическим замыслом и представил искушения ума и фантазии, манящие кдействию, к активной жизни. В его св. Антонии есть нечто общее сФаустом. Конец "искушения" - католический: св. Антоний сразу, подвлиянием благодати, прозревает; иллюзия рассеивается, он остается один вмолитвенном экстазе. В картинах "искушения" Ф., по природной своеймизантропии, останавливается гораздо более на уродливых и отталкивающихзрелищах жизни, чем на красотах, и вся эта поэма в прозе отмеченаглубоким пессимизмом. Последний, незаконченный роман Ф., "Бувар иПекюше" - реалистический, рисующий глупость буржуа, проходящих "школуинтеллектуального опыта". Это как бы резюмэ всех современных знаний,рассмотренных сквозь призму буржуазной ограниченности. Главноедостоинство Ф., помимо никем непревзойденного умения воссоздаватьполноту жизни, заключается в его художественном слоге. Для него техникаписания имела первостепенное значение; он был мучеником слова, работалдо одурения над каждой фразой и достиг того, что каждая страница егороманов - классический образец французской прозы. Гонкуры, Зола, Додэ -непосредственные ученики Ф. Материалом для ознакомления с психологиейФ., с историей его произведений и с его эстетическими воззрениями служитего объемистая корреспонденция, вышедшая отдельным изданием. Зин. Венгерова. Ср. Письма Ф. в Жорж-Занд, изд. Гюи де Мопассаном (4 изд., П., 1889),и его "со 1830 - 80" (4 серии, П., 1887 - 93); П. Boaurget, "Essais depsychologie contemporaine" (ib., 1884); Maxime du Camp, "Souvenir surlitteraires" (т. I, ib)., 1882); Commanville, "Souvenir sur Gustave F."(ib., 1895); Tarver, "Gustave F., as seen in his works andcorrespondence" (Л., 1895); Faguet, "Flaubert" (П., 1899). Переводные иоригинальные статьи о Ф. на русском яз.: Ж. Пелисье, "Литературноедвижение в XIX ст."; Г. Брандес, "Новые веяния"; Э. Зола, "Ф., какчеловек и писатель" ("Вестн. Европы", 1880, 7); Г. Брандес, "Г. Ф."("Загр. Вестник", 1881, 11; "Русс. Мысль", 1882, 2); П. Бурже, "Очеркисовременной психологии"; Д. Мережковский, "Ф. в своих письмах" ("Сев.Вестник", 1888, 12); М. Дюкан, "Ф. по воспоминаниям" ("Наблюдатель",1883, 8 - 9); К. Арсеньев, "Современный роман в его представителях. V.Густав Ф." ("Вестн. Европы", 1880); В. Бибиков, "Три портрета: Стендаль,Ф., Бодлер" (Спб., 1890). О "Сентим. воспит." - критич. ст. Нелюбова("Русский Вестн.", 1870, 8); Н. Страхова ("Заря", 1870, 7). О "Госп.Бовари" - "Отеч. Записки" (1859, 3); Е. Тур, "Нраво-описательный романво Франции" ("Русс. Вестник", 1857, 11). О "Буваре и Пекюше" - К.Арсеньев, "Посмертный роман Ф." ("Вестн. Европы", 1882, 1). О "Саламбо"- А. Скабичевский ("Рус. Богатство", 1889, 9). Все сочинения Ф.неоднократно переводились на русский язык; "Легенда о Юлиане Милостивом"и легенда "Иролиада" переведены Тургеневым.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Флобер" в других словарях:

  • Флобер — Гюстав (1821 1880) французский писатель, один из классиков буржуазного реализма. Р. в Руане, в семье главного врача городской больницы, являвшегося также землевладельцем. В 1840 сдал экзамен на баккалавра, затем переселился в Париж, чтобы изучать …   Литературная энциклопедия

  • Флобер — Флобер, Гюстав Гюстав Флобер Gustave Flaubert Писатель романист Дата рождения …   Википедия

  • Флобер — (1821 1880) знаменитый французский романист, глава реалистической школы во Франции. На ряду с ярко реалистическими произведениями Флобер писал и фантастические романы, как, например, роман Саламбо . Первоклассный мастер стиля, Флобер создал… …   1000 биографий

  • Флобер — (Flaubert) Флобер (Flaubert) Гюстав (1821 1880) Французский писатель романист. Афоризмы, цитаты • Нет такого осла, который, созерцая себя в реке, не смотрел бы на себя с удовольствием и не находил бы у себя черт коня. • Если женщина любит хама,… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ФЛОБЕР — (Flaubert) Гюстав (1821 1880), французский писатель. Блестящий стилист, мастер реалистического письма. В романе Госпожа Бовари (1857) и Воспитание чувств (1869) показал моральное ничтожество героев из среды провинциальной и парижской буржуазии,… …   Современная энциклопедия

  • Флобер — (Flaubert)         Гюстав (12.12.1821, Руан, – 8.5.1880, Круассе, близ Руана), французский писатель. Родился в семье врача. Окончив Руанский лицей, поступил на юридический факультет Парижского университета, однако развившаяся в 1844 нервная… …   Большая советская энциклопедия

  • Флобер Г. — Гюстав Флобер Gustave Flaubert Писатель романист Дата рождения: 12 декабря 1821 …   Википедия

  • Флобер — (Gustave Flaubert) знаменитый французский романист, глава реалистической школы во Франции; род. в 1821 г., в Руане, умер в 1880 г. Отец его был очень известный врач, заведовавший хирургическим отделением в руанском госпитале; мать была родом из… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Флобер — (1821 1880) знаменитый французский романист, глава реалистической школы во Франции. Наряду с ярко реалистическими произведениями Флобер писал и фантастические романы, как, например, цитируемый в тексте роман Саламбо . Первоклассный мастер стиля,… …   Исторический справочник русского марксиста

  • ФЛОБЕР — (Гюстав Ф. (1821 1880) франц. писатель) О, спутник вечного романа, Аббат Флобера и Золя От зноя рыжая сутана И шляпы круглые поля. ОМ915 (102.2); (Хоть он (юноша) юристом был, Но поэтическим примером Не брезговал: Констан дружил В нем с Пушкиным …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»