Творчество

Творчество
Творчество - в прямом смысле есть созидание нового. В таком значенииэто слово могло бы быть применено ко всем процессам органической инеорганической жизни, ибо жизнь - ряд непрерывных изменений и всеобновляющееся или вновь зарождающееся в природе есть продукт творческихсил. Но понятие творчества предполагает личное начало - исоответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении кдеятельности человека. В этом общепринятом смысле Т. - условный Термин для обозначения психического акта, выражающегося ввоплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в(относительно) новой и оригинальной форме, в области отвлеченной мысли,художественной и практической деятельности (Т. научное, Т. поэтическое,музыкальное, Т. в изобразительных искусствах, Т. администратора,полководца и т. п.). Широкое значение, придаваемое термину, едва ли несоставляет отличительного свойства русского языка. Др. греч. poihsiVимело специальное применение к области словесного. В зап. европейскихяз. сливаются термины Т. и творения, созидания (creation, Schopfung), вразличных специальных приурочениях. Отчасти понятию Т. отвечает нем.Schaffen (dichterisches Sch.), франц. invention (не в смысле толькоизобретения), genie createur и т. п. Термин invention уже в лат. яз.(inventio) выражал понятие сочинять, творить и в области риторики(трактат Цицерона "De inventione") и в поэтиках Возрождения оно имелоспециальное значение - композиции, сочинения, вымысла, прикрась ("belleinvenzioni" у Торквата Тассо, "Discorsi dell'Arte роеtica"). РазличениеТ. научного от Т. художественного и от Т. в области жизненных отношений,т. е. то различение деятельностей, которое может быть усмотрено и вприемах, и в конечных целях каждого вида Т., приводило Аристотеля кразличному обозначению 3 основных свойства разума: созерцательного,действенного и творческого в тесном смысле слова (Никомахова Этика; ср.Em. Egger, "Essais sur l'histoire de la critique chez les Grecs", 1887).Распространяя значение творческого акта даже на ремесла, - стало быть,при несколько внешнем понимании термина, - Аристотель все же далпрекрасную, хотя и не исчерпывающую формулу художественного Т., какспособности обдуманного или сознательного воплощения истинного, приотожествлении истины и красоты. В настоящее время принято различатьдвоякого рода Т.: непроизвольное, бессознательное, непосредственное - ипродуманное, сознательное, художественное; первое характеризует попреимуществу произведения первобытного, народнособирательного искусства,а второе относится к области высшего искусства, в которомнепосредственность вдохновения идет рука об руку с размышлением ипроверочной аналитической работой. Народно-собирательное Т.характеризуется также эпитетами безличного и безыскусственного, впротивоположность Т. индивидуальному и сознательному. Последний эпитетимеет несколько условное значение и не исключает непроизвольности инепреднамеренности, составляющих характерные особенности процессовтворчестве. Когда все предусмотрено и предрешено заранее, тогда нетместа для творческой мысли и является то, что принято называтьсочинительством. Впрочем, отношение сознания к творческой работе мыслипредставляется сложным и далеко еще не решенным вопросом. В житейскомсмысле "сознание" понимается по преимуществу как оценка значения - и сэтой точки зрения Белинский, по прочтении "Бедных Людей" Достоевского,мог выразить сомнение, чтобы автор сам понимал то, что он создал. Спсихологической точки зрения вне нашего сознания нет высшей психическойжизни, а могут быть лишь психические состояния; но в вопросе осознательном или бессознательном Т. имеется в виду большая или меньшаякоординация различных функций психического организма человека. Затемвопрос сводится к метафизической проблеме о первоисточниках творческоговдохновения. Различное отношение к этой проблеме двух великих философовдревности, Платона и Аристотеля, является характерным показателем двухразличных мнений о сущности Т., который поддерживаются понынепредставителями разных миросозерцаний. Великолепное описаниепоэтического экстаза, данное Платоном в "Федре", в связи с теорией опредсуществовании идей, со стремлением души освободиться от оков плоти,чтобы созерцать духовными очами вечную красоту и истину - представляетсяосновой позднейших теорий о творческом прозрении невидимого в миререальных отношений. К этому взгляду примыкают и новейшие теории о Т.бессознательном или интуитивном. Аристотель, останавливаясь наопределении искусства, как подражании природе (определении, междупрочим, высказанном и Платоном), является представителем болеереалистического понимания процессов Т. С этой точки зрения Т. сводится кпростой комбинации данных нашего сознания, восприятии внешнего мира.Взгляды на Т., в исторической преемственности эстетических и философскихучении, разделяют судьбу этих учении и тесно связаны с решениемметафизических проблем о красоте и истине; еще ближе вопрос о Т. входитв круг задач современной психологии, в связи с проблемами о процессахмышления и зарождении идей. Поэты и художники не раз обращались сами копределению сущности творческого акта (опыт циркулярного опросасовременных писателей по этому вопросу см. в "Аnnee psychologique", ч.1); но в показаниях о процессах Т. обыкновенно ускользает самое главное,по-видимому неуловимое и не поддающееся определению в психическомаффекте, обусловливающий творческий процесс. Историки и критики, пытаясьпроникнуть в тайники Т., обыкновенно ограничиваются (по необходимости)собиранием и сопоставлением внешних форм, в которые последовательновыливались психические состояния, предшествовавшие окончательномувоплощению творческого замысла, разлагая последний на его составныечасти и подвергая оценке произведение в его целом. Если, по проверке,всякое "новое слово" художника и мыслителя имеет лишь относительноезначение и абсолютно новое не представляется уделом человеческого Т.,если, с другой стороны, в невыясненном еще окончательно вопросе оботношении сознательной и бессознательной душевной деятельностипервоисточник Т. характеризуется бессознательностью и непроизвольностью,то во всяком случае акт Т. есть процесс прояснения нашего сознания,продукты Т. - показатели расширение горизонта сознания, и "новыми" онипредставляются, прежде всего опять таки по отношению к нашему сознанию."Человеческий ум - замечает Сеаль (Grabriel Seailles, "Essai sur legenie dans l'art", П., 1897) - не есть простое зеркало, отражающееприроду... Он не получает своих познаний, а приобретает их; неподчиняется им, а создает их (l'esprit ne subit pas ses connaissances,il les cree)". В этом смысле, Т. е. по отношению к индивидуальномусознанию, Т. вполне законно приобретает широкое применение, и еслиАлексей Толстой - тот из наших поэтов, который всего резче высказалсяпротив придания слишком безусловного значения художественному Т., -возражал против мнения, что художник - создатель своих творений, то имже вполне верно сказано: Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков, Много чудесных в нем есть сочетаний и слова и света, Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать. В этом умении воспринимать и в воплощении воспринятого - основныеатрибуты Т. О. Батюшков.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Творчество" в других словарях:

  • ТВОРЧЕСТВО — деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. В современной научной литературе, посвященной этой проблеме, прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные виды Т. (в науке, технике, искусстве), его… …   Философская энциклопедия

  • Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства)  уникальность его результата. Результат… …   Википедия

  • ТВОРЧЕСТВО — Среди слов, которые и по своему морфологическому облику, и по смысловой структуре, и даже по непосредственному впеча тлению напоминают церковнославянизмы, много литературных русских новообразований XVIII и XIX веков. Таково слово творчество,… …   История слов

  • Творчество — (поэтическое). Вопрос о сущности поэтического творчества может рассматриваться двояко в зависимости от того, что сделаем мы предметом рассмотрения: поэтическое ли произведение, созданное актом творчества, или сам этот акт. Проблема поэтического… …   Литературная энциклопедия

  • Творчество —     ТВОРЧЕСТВО (поэтическое). Вопрос о сущности поэтического творчества может рассматриваться двояко в зависимости от того, что сделаем мы предметом рассмотрения: поэтическое ли произведение, созданное актом творчества, или сам этот акт. Проблема …   Словарь литературных терминов

  • ТВОРЧЕСТВО — ТВОРЧЕСТВО, творчества, мн. нет, ср. (книжн.). Действие по гл. творить1 в 1 знач. История жизни и творчества Пушкина. Художественное, научное творчество. «Русский народ в течение одного века поднял свое духовное творчество на высоту, равную… …   Толковый словарь Ушакова

  • творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно историческим явлением, Т. имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у… …   Большая психологическая энциклопедия

  • творчество — творческая работа, созидание; создание, муза, фольклор, творческий процесс Словарь русских синонимов. творчество 1. творческий процесс; созидание (высок.) 2. см. произведение Словарь …   Словарь синонимов

  • Творчество —  Творчество  ♦ Création    Сотворить в строгом и абсолютном значении слова значит произвести нечто из ничего, вернее, из самого себя. Таков Бог – творец мира. В более широком смысле творчеством называют такой процесс производства, который создает …   Философский словарь Спонвиля

  • ТВОРЧЕСТВО — ТВОРЧЕСТВО, деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, общественно исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца субъекта творческой деятельности …   Современная энциклопедия

  • ТВОРЧЕСТВО — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца субъекта творческой деятельности …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»