Сатира

Сатира
Сатира - поэтическое обличение текущей действительности: таковонаиболее полное определение той многообразной литературной формы,которую обиходная речь, а за нею иногда и теория, называют сатирой.Определение это слишком широко: оно переносит на весьма обширную областьлитературного творчества название, первоначально свойственное вполнеопределенной и ограниченной форме. С точки зрения этого широкогоопределения сатирой должны быть названы "Недоросль", "ДонКихот", "Зарубежом", хотя первое произведение относится к области драмы, второе - романа, третье - публицистики. Теория, в сущности, не знает, чтоделать с С., считая ее то произведением лирическим, то эпическим иподчас относя к ней произведения обличительно проповедническогохарактера, то есть по существу своему прозаические. Между тем в томчистом виде, какой имела С. в своем источнике - в римской литературе -она есть прежде всего произведете поэтическое. характер поэтически - неговоря о стихотворной форме - сообщается С. тем внутренним пафосом,который выливается лишь в форму лирики; это не особенная степень пафоса- это его особый вид. Этот внутренний двигатель отличает С. отпублицистики и не позволяет отнести ее к произведениям эпическим. Как быни было сильно негодующее возбуждение публициста, оно не должноотвлекать его от строго логических прозаических форм, в которых движетсяего мысль. Субъективные элементы публицистики, лишенные эстетическогохарактера, бесконечно далеки от художественной лирики. С другой стороны,ничто не дает права отнести С. к области эпоса. Обличительный инасмешливый характер эпического произведения дает иногда обиходной речиповод назвать его сатирическим и, расширяя терминологию, относить кобласти чистой С. эпическое, а то и драматическое произведете ссатирическим оттенком. Но как бы ни был силен сатирический элемент вразных литературных формах - в драме, романе, памфлете, - называть ихС., значит вносить смешение понятий в терминологию, о ясности которойдолжна заботиться теория. Иное дело - обиходная речь, которая, названиемС. лишь оттеняет сатирический характер произведения, а такжелитературная история, которая привыкла интересоваться не столькосудьбами известной формы, сколько литературным выражением тех или иныхобщественных настроений. - Содержание понятия С. выясняется лучше всегоиз сопоставления его с иными смежными литературными и эстетическимиформами. По исключительной силе пафоса, рядом с С. стоит ода, близкая ейпо напряжению, но диаметрально противоположная по содержанию: одаславословит, С. бичует. Ближе к С. по содержанию как будто стоит элегия:обе исходят из одного источника - сознания несовершенств жизни; ноэлегия скорбит о них, а С. негодует; элегия вдохновляется широкимимоментами личной и мировой жизни - сфера С. ограничивается вопросамитекущей общественной жизни; излюбленное настроение элегии - пассивное,скорбное сознание бессилия - совершенно чуждо С., живой, боевой,деятельной, исполненной веры в осуществление своего идеала, смотрящейвперед, а не назад. Элемент насмешки, столь свойственный С., давал поводсопоставлять ее с юмором, но и это сравнение пригодно лишь для выясненияпротивоположности обоих явлений. Характернейшая черта юмора - сочувствиек тому, что он осмеивает - есть полное отрицание сущности С.; юмор естьноситель примирения, С. есть выражение борьбы; смех юмора - это ласковая улыбка, смех С. - грозный и бешеный сарказм; юморобъективнее эпичнее, С. в своей истинной форме есть чистейшая лирика -лирика негодования; наконец, юмор интересуется только индивидуальнойпсихологией, тогда как С., даже изображая отдельные личности, имеет ввиду только общественный строй. Отсюда разница в типах: тип в С. - нестолько живой поэтический образ, сколько схематическое изображение,лишенное индивидуализирующих деталей, которые придают такую жизненностьи прелесть созданиям юмора. Художественные образы вообще - не дело С.;вдохновленный бурным негодованием, потрясенный попранием идеала, сатирикне обладает тем душевным равновесием, которое составляет необходимоеусловие творческого объективирования жизненных впечатлений; могучийперевес социально-этических интересов над эстетическими делает из неголирика и подавляет в нем творца объективных типов. Медор, Сильван и ЛукаКантемира не живые фигуры, а схематические воплощения тех или иныхтечений - не потому, чтоб автор не мог или не хотел сделать их иными, апотому, что эти схемы вполне исчерпывают настроение и намерениясатирика; большего от своих образов он не требует. Прежняя теория,отдававшая так много внимания мелочному разграничению и сближениюлитературных форм, сопоставляла С. с эпиграммой: и там, и здесь мывстречаемся с насмешкой над людскими слабостями. Но эпиграмма имеет ввиду отдельную определенную личность, что в высшей степени чуждовысокому настроению сатирика; он проходит мимо всего исключительного,индивидуального; лишь пороки целого строя, целого общества рождают в немтворческое вдохновение. История С. излагается различно, в зависимости от содержания, котороетот или иной исследователь вкладывает в этот термин. Образец расширенияпонятия мы имеем в мнении Галахова ("Отеч. Зап.", 1849 г., № II), несоглашающегося с теми, которые приписывают "изобретение" С. тому илидругому народу, вместо того, чтобы искать ее начала в духе человеческом."Пускай Гораций называет С. стихотворением, неизвестным Греции, аКвинтилиан говорит: Satira tota nostra est - их патриотическое или поэтическое увлечете может присвоить себетолько название рода, а не самый род. С. встречается во всех известныхлитературах, или как особенное стихотворение, или как элемент, входящийв эпопею, оду, песню. Между произведениями санскритской литературы естьпоэмы исключительно сатирические; значительная часть древнейшеголитературного памятника в Китае, "Книги стихов", состоит из С. У грековС. явилась вместе с появлением поэзии". С такой точки зрения истории С.захватывает очень широкую область, представляя собой уж не судьбуопределенной литературной формы, но историю обличительных настроений вовсеобщей литературе. Родиной сатиры в европейской литературе считаетсяРим. В Греции были сатирические комедии и язвительные ямбы; парабазабыла остатком сатирических вставок, которыми подчас прерывались словахора в греческой комедии но С., как обособленной литературной формы, мыздесь не находим. Определенную форму придал ей впервые Энний, которогосчитают ее творцом. Но он воспользовался уже готовым видом народноготворчества: уличные шуты забавляли толпу насмешливыми стихотворениями вопределенной форме; наряду с сатурническим стихом здесь употреблялись игреческие размеры; получалась смесь - satura laux, блюдо мешанины, -откуда, быть может не без влияния наименования сатиров, насмешливыхполубожеств, получила название новая литературная форма. Под пером ГаяЛуцилия, одного из наиболее видных создателей этой формы, - Горация,уступающего ему по силе обличения, но превосходящего его в отделкеформы, - ученика его Персия, не столько сатирика-обличителя, сколькофилософа, и, наконец, великого Ювенала, римская С. становитсянепреходящим образцом для всей последующей европейской литературы. Ненаходя выражения в определенной форме сатиры, сатирическое направление,можно сказать, проникает всю литературу средних веков, особенно концаих. Уже в французских баснях, фаблио, сирвентах сатирический элементзанимает заметное положение. "С. есть душа "романа о лисе". В области"городской лирики", носящей сильный отпечаток С., "иногда личной, наподобие древнегреческих ямбов, иногда общественной и политической, пообразцу комедий Аристофана, иногда чисто моральной, подобно Горацию иЮвелану", должно отметить "Иерусалимский плач" (1214 г.) - "сплошнойкрик негодования против богатства духовенства и развращенности Рима"(Лансон). Наконец, ряд поэтов XIII в., в борьбе с настроением общества,государства и церкви, избирает сатирические темы исключительнымпредметом своих произведений. Таковы Гюйо де Прованс, Гюг де Берз, ПьерКардиналь и особенно Рютбеф, "Роман Розы", произведения Раблэ,неисчерпаемый поток народного творчества, от насмешливых ярмарочныхфарсов до популярных обличительных песенок - все это полно никого нещадящей галльской веселости, во всем умеющей подметить слабую сторону.Но настоящее воспроизведете римской С. мы встречаем в XVI в. Жак Петельенапомнил об этой форме в своем "Art poetigue" (1555). Ронсар, в"Discoars sur les imseres da temps", и Дюбеллэ, в "Poete courtisan",дали образцы С., еще не упоминая об этом названии. В 1560 г. Пьер Виреиздал обличительные "Satyres chrestiennes de la cuisine papale", а дюВердье - "Les ornonymes, satire contres les moeurs corrompues de cesiecle" (1572). К тому же времени относится так называемая "Менипповасатира". "Satires franсaises" (1605), Воклэна де ла Френе, стоят ближе кпосланиям; поэтому, быть может, о них и не упоминает Буало,провозглашающий родоначальником французской С. Матюрэна Ренье -преувеличение, оправдываемое лишь до некоторой степени его эпическими,реальными созданиями, "Facbeux", "Repas ridicule" и "Macette"). Скорееэто название подходило бы к самому Буало, если бы его С., легкая,скептическая, галантная, по существу относящаяся к области критики, а непоэзии, и напоминающая С. лишь по форме, не была так бесконечно далекаот истинного пафоса негодования - жизненного нерва С. Приближение этогопафоса слышно в XVIII в., в "Pauvre diable" Вольтера, "Le dix-huitiemesiecle" Жильбера, "Lе docteur Pancrace" Ж. M. Шенье. В XIX в., в "Ямбах"и "Сатирах" Барбье, в "Немезиде" Бартелеми, в "Chutiments" Гюгофранцузская литература дает ряд превосходных образцов настоящей сатиры,бурной, искренней, негодующей. Теперь редко кто назовет свое лирическоепроизведение С. и никто не погонится за верностью сатирической формы. ВГермании уже дидактика шпильманов носила сатирический отпечаток; впоучительных произведениях Фройданка и Томазина де Цирклария (XIII в.),С. начинает выделяться из проповеди. Из Австрии в XII веке вышел сильныйсатирик Генрих фон Мельк; его направление господствовало в духовнойлитературе следующего века. Австриец был и Штрикер, который, кромесвоего продувного "Попа Амиса", создал ряд язвительных изображенийпридворного быта. В конце ХIII в. дворянская и придворная жизнь находитьизображение в пятнадцати С. которые ошибочно приписывались некоемуЗейфриду Гельблингу. Крестьянская жизнь обличается в "Meier Heimbrecht"Вернера Садовника, городская - в "Wiener Meerfahrt". В XIV в. С.занимается Гуго Тримберг; в XV появляется знаменитый "Narrenschiff"Себастьяна Бранта, от которого прежде вели историю немецкой С.Реформационная литература проникнута духом С., которая являетсяизлюбленным оружием обеих сторон. В ответ на "Похвалу глупости" и"Письма темных людей" появляются "Сетования темных людей" и другиепроизведения противников реформации, среди которых особенно выдаетсяМурнер. Самым выдающимся сатириком протестантства был Фишарт (1550 -1589), "если можно назвать С. бесформенную тяжеловесную массу комическихнамеков, экскурсов, игры слов, прозвищ, созвучий и т. п." (Шерер). ПослеОпица вновь наступает расцвет С., ознаменованный деятельностьюЛауремберга, Рахеля, Грифиуса, Мошероша, Каница, Гунольда и др. Вдальнейшем движении С., отказавшись от стихотворной формы, принимаетболее серьезный тон в произведениях Лискова и Рабенера. Гагедорнподражал Горацию, Рост писал личные С. против Готтшеда. Более поэтичнысатирические произведения Лихтенберга, Штольберга, Виланда, А. Шлегеля,Уланда ("Fruhlingsiled des Recensenten"), Гофмана фон Фаллерслебена.Есть С. и у Гете - "Gotter, Helden und Wieland", "Musen und Grazien inder Mark". С некоторыми оговорками можно считать сатирами "Atta Troll" и"Wintermarchen" Гейне. В Англии С. писали Голль, Рочестер, Драйден,великий Свифт, Поп, Байрон; в Италии - Apиoсто, Садьватор Роза,Аламанни, Бентиволио, Альфиери; в Испании - Арженсола, Нагарро, Ларра. Врусской литературе С., как особая форма, процветала лишь в XVIII в.,когда у нас так часто, в погоне за воспроизведшем содержания,ограничивались подражанием форме. Но русская действительность всегдадавала слишком богатый материал для сатирического воспроизведения,русские писатели были слишком полны общественными и моральнымиинтересами, чтобы дух С. не был характерной чертой русской литературы.Уже в эпоху брожения, предшествовавшего Петровской реформе, русскаяповесть, под влиянием едкой С. польских рассказов, западных насмешливыхфацеций и фаблио, "переходит от беспочвенного или идеального эпическогорассказа к изображенью и осмеянию отживающих и тормозящих прогресспорядков" (Степович, "О древнерусской беллетристике"). "Притча ображнике", переработанная из западных подлинников, попала вместе сапокрифами в число запрещенных церковью книг. Особенно былираспространены С. на суд, и впоследствии составлявший язву русскогостроя и излюбленный предмет русской С.; таковы "Шемякин суд" и "ЕршЕршович, сын Щетинников". С. XVIII в. приходится уже вести борьбу на двафронта - и в этом смысле весьма характерно ее начало: первая С. Кантемирауже намечает те противоположные течения общественной жизни, которыебудут покрыты градом насмешек в С. этого века. Смеяться приходится ужене только над фигурами и порядками отживающими, но и над незаконнымиплодами новых веяний, над Медорами и Иванушками, фанатиками западнойкультурности, сумевшими понять и усвоить лишь показную ее сторону.Будучи, так сказать, программой сатирического направления в русскойлитературе, С. Кантемира является первым по времени и чуть неединственным образцом этой литературной формы. Не раз называли С. своипроизведения писатели XVIII и XIX вв. ("С. на развращенные нравынынешнего века" Николева, "С. первая и последняя" Капниста, "Чужой толк"Дмитриева, "К перу моему" Вяземского), но истинную глубину сатирическогоизображения русской жизни мы находим не в этих произведениях, а вкомедии Грибоедова, в "Думе" Лермонтова, в романе (поэме) Гоголя, вразнообразных произведениях Салтыкова-Щедрина. И даже в лирике, встречаяподчас истинную С., со всей свойственной ей силой бичующего негодования("Размышление у парадного подъезда", "Убогая и нарядная" Некрасова,"Последнее новоселье" и отчасти "На смерть Пушкина" Лермонтова), мы ненайдем ни чистой формы, ни названия С.: уже у Державина смешивались водном стихотворении две столь диаметрально противоположные формы, какода и С. Вымирание чистых и обособленных лирических форм, продолжающихсвое существование только в учебниках поэтики, особенно ясно выражено всудьбах С. История сатирического элемента в разнообразных произведенияхрусской литературы составила бы, в сущности, наиболее яркую ихарактерную сторону русской общественности, и именно потому не моглабыть до сих пор представлена в достаточной полноте. Отдельные замечанияпо теории С. развеяны в статьях о выдающихся сатириках, особенно оКантемире (Жуковского - "Сочинения", т. 5, Галахова - "Отеч. Зап.", 1849г., №11, Дудышкина - "Современник", 1848 г., № 11). Ср. также Белинский,"Сочинения", т. VIII (о С. в русской литературе); Добролюбов, "РусскаяС. в век Екатерины" ("Соч.", т. 1); Пятковский, "Очерки из историирусской журналистики" (в книге "Из истории нашего лит. и обществ,развитая", СПб., 1888); Афанасьев, "Русские сатирич. журналы" (М.,1859); Нагуевский, "Римская С. и Ювенал" (Митава, 1879) и ряд др. работ,посвященных Ювеналу; Bautain, "De la satire" (1816); Viollet-leDuc,"Histoire de la satire en France" (в "Oeuvres" Матюр. Ренье, 1853); Ch.Lenient, "La S. en France" (1859 - 1866, 2 отд.); Schade, "Satiren andPasquille aus der Reformationszeit" (Ганновер, 1863); Erich Schmidt,"Der Kampf gegen die Mode in der deutsch. Litteratur des XVIII J." ("Imneuen Reich", 1880,. №39); Schneegans, "Geschichte der grotesken S."(Страсбург, 1894). А. Горнфельд.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Сатира" в других словарях:

  • Сатира — (лат. satira) проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Успехов в ней достигли …   Википедия

  • Сатира — вид комического (см. Эстетика), отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения. С. при своем зарождении являлась определенным лирическим жанром. Она представляла собой стихотворение, часто значительное по объему, содержание к… …   Литературная энциклопедия

  • Сатира —     САТИРА. В несколько неопределенном и расплывчатом смысле сатирою называется всякое литературное произведение, в котором выражено некоторое определенное отношение к явлениям жизни, а именно осуждение и осмеяние их, выставление их на общий смех …   Словарь литературных терминов

  • САТИРА — (лат.). Род поэзии, имеющий целью осмеивать слабости и пороки современного общества. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. САТИРА лат. satira, древ лат. satura, от лат. satur, сытый, полный; сначала… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • САТИРА — САТИРА, сатиры, жен. (лат. satira). 1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде (лит.). Сатиры Кантемира. Шутливая сатира. Горация. Гневная сатира Ювенала. Бич сатиры.… …   Толковый словарь Ушакова

  • Сатира — (сочиненіе, осмѣивающее слабости и пороки людскіе). Ср. Ядовитая сатира... забыта... въ эту минуту онъ готовъ сочинить въ пользу Аристарха Ѳедоровича панегирикъ и заклеймить сатирой ближайшихъ своихъ знакомыхъ. Гончаровъ. Обрывъ. 5, 15. Ср.… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • сатира — ы, ж. satire <лат. satira < satura lanx переполненное блюдо, мешанина. 1. В литературе классицизма произведение (обычно стихотворное), осмеивающее какой л. порок, недостаток. БАС 1. В посланиях и сатирах взгляд поэта на предметы преобладает …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • САТИРА — (латинское satira), 1) способ проявления комического в искусстве: уничтожающее осмеяние явлений, которые представляются автору порочными. Сила сатиры зависит от социально нравственной значимости позиции сатирика, от тональности комических средств …   Современная энциклопедия

  • Сатира — ы, жен. Стар. редк.Производные: Сатирка; Сатя (Сата).Происхождение: (Женск. к (см. Сатир)) Словарь личных имён. САТИРА, МАГФИРА Милующая, прощающая. Татарские, тюркские, мусульманские женские имена. Словарь терминов …   Словарь личных имен

  • САТИРА — самое острое оружие, когда под рукой нет другого. Данил Рудый Иногда сатире приходится восстанавливать то, что разрушил пафос. Станислав Ежи Лец Что сделалось смешным, то уже не может быть опасным. Вольтер Сатира имеет право преувеличивать, но… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • сатира — См …   Словарь синонимов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»