- Мережковский
- Мережковский (Дмитрий Сергеевич) - известный поэт. Род. в 1866 г.Отец его занимал видное место в дворцовом ведомстве. Окончил курс наисторикофилологическом факультете Спб. университета. Уже в 15 летпомещал стихи в разных изданиях. Первый сборник стихотворений М.появился в 1888 г., второй, "Символы", в 1892 г. (СПб.). Очень много М.переводит с греч. и латинского: в "Вестн. Европы" 90-х гг. напечатан рядего стихотворных переводов трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида. Отдельновышли "Дафнис и Хлоя" Лонга (СПб., 1896). М. часто выступает и состатьями критич. характера: в "Сев. Вестнике", "Рус. Обозрении", "Труде"и др. напечатаны его этюды о Достоевском, Пушкине, Майкове, Короленко,Кальдероне, французских неоромантиках, Ибсене и др. В 1893 г. издана имкнига "О причинах упадка современной рус. литературы". В "Сев. Вестн."1895 г. М. с большим успехом дебютировал на поприще исторического романа"Отверженным" (отд. СПб., 1895). Отличительные черты разнообразной иплодотворной деятельности М. - преобладание надуманности наднепосредственным чувством. Обладая обширным литературным образованием ивнимательно следя за европейским литературным движением, М. частовдохновляется настроениями книжными. Стих его изящен, но образности иодухотворения в нем мало и, в общем, его поэзия не согревает читателя.Он слишком часто останавливается на темах, не соответствующих свойствамего суховатого дарования, и потому впадает в ходульность и напыщенность.По содержанию своей поэзии, М. сначала тесно примыкал к Надсону. Небудучи "гражданским" поэтом в тесном смысле слова, он, однако, охотноразрабатывал такие мотивы как верховное значение любви к ближнему("Сакья Муни"), прославлял готовность страдать за убеждения ("Аввакум")и т. п. На одно из произведении первого периода деятельности М. - поэму"Вера" - выпал самый крупный литературный успех. Чрезвычайная простотасюжета, разработанного без всяких потуг сказать что-нибудьнеобыкновенное, давала автору возможность не напускать на себя никакихчрезвычайных чувств, а живые картины умственной жизни молодежи начала80-х гг. сообщают поэме значение серьезного воспроизведения эпохи. Поэмаполна юношеской бодрости и заканчивается призывом к работе на благообщества. С конца 80-х гг. М. захватывает волна символизма инитцшеанства. Этот поворот невыгодно сказался на его поэтическойдеятельности. Мистицизма или хотя бы романтизма в ясном до сухостиписательском темпераменте М. совершенно нет, почему и "символы" егопереходят в ложный пафос и мертвую аллегорию. Историческому роману М.,представляющему собою начало широкой, хотя и весьма искусственнозадуманной трилогии ("Юлиан Отступник", "Возрождение", "Петр и царевичАлексей"), некоторые стороны нитцшеанства - именно его вполне свободноеотношение к древнему язычеству - сообщили, однако, очень крупный размах.В романе масса предвзятости, психология Юлиана неясна и полна крупнейшихпротиворечий, но отдельные подробности разработаны порой превосходно."Отверженный" занимает видное место в ряду наших исторических романов ипо глубокому проникновению автора духом эллинизма, и по отсутствиюшаблонных приемов. Это результат тщательного ознакомления с древней иновой литературой о Юлиане и поездки автора в Грецию. В критическихэтюдах своих М. отстаивает те же принципы, которых практически держитсяв творческой деятельности. Вот почему в первых его статьях, напр. оКороленко, еще чувствуется струя народничества 70-х и начала 80-х гг.,почти исчезающая в книжке "О причинах упадка современной литературы", ав новейших его статьях уступающая место не только равнодушию к прежнимидеалам, но даже какому-то вызывающему презрению к ним. Моральнитцшевских "сверхчеловеков" поразила воображение впечатлительногопоэта, и он готов отнести стремление к нравственному идеалу к числумещанских условностей и шаблонов. Из критических этюдов М. наибольшийшум возбудила книжка "О причинах упадка современной русской литературы".В ней немало метких характеристик современных литературных деятелей, нообщая тенденция книжки неясна, потому что автор еще не решался вполнеопределенно поставить скрытый тезис своего этюда - мысль о целебной силесимволизма. М. - решительный враг "тенденциозной" и утилитарной школырусской критики последних 40 лет, но собственные его статьи оченьтенденциозны, потому что не столько посвящены характеристикеразбираемого писателя, сколько служат поводом защищать любимые положенияи настроения автора. Так, весь поглощенный теперь подготовительнымиработами для второго романа трилогии, он в блестящем, но крайнепарадоксальном этюде о Пушкине (сборник П. Перцова, "Философские течениярусской поэзии") находит в самом национальном русском поэте"флорентинское" настроение. С. В.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.