- Готье
- Готье (Theophile Gantier) - знаменитый франц. поэт романтическойшколы, род. в Тарбе, близ испанское границы, 31 августа 1811 г. умер 23окт. 1872 г. Рождение в южном климате наложило глубокий отпечаток натемперамент поэта, сохранившего во всю жизнь, проведенную почтиисключительно в Париже, тоску по югу и то, что он называет в своейавтобиографии "un fond meridional". Получив блестящее гуманитарноеобразование, Г. начал с живописи и, состоя учеником в мастерское Pиy,сделался ревностным сторонником романтизма, сосредоточивавшегося околоидола тогдашней молодежи, В. Гюго. В баталиях, происходивших напредставлениях "Hernani", Г. принимал самое энергическое участие,предводительствуя отрядом восторженной молодежи. Тогдашний костюм Г.,его красный жилет и длинные волосы, вошли в историю романтизма;воспоминанием о них преследовали Г. долго после того, как он пересталвыражать свое литературное мировоззрение внешними признаками. В 1830 г.вышел первый томик стихотвор. Г.: "Poesies", внешнему успеху которогосильно повредили политические события. Этим сборником он вступил вромантический сеnacle, как называл себя кружок молодых энтузиастовнового направления. Ближайшими друзьями Г. были Жерар де Нерваль,Селестен Нантейль и другие члены кружка, про которых говорили, что ониживут по поэзией, завтракая одой и обедая балладой. "Мы верили тогда",писал Г. Сент-Беву, вспоминая об этом времени, "мы любили, мывосторгались, мы были опьянены прекрасным, у нас была божественная манияискусства". К периоду 1830 - 1886 гг. относятся многие из самыхизвестных произведений Г. - его поэма "Albertus" (1832), романы: "LaJeane France" (1834), "Mademoiselle de Maupin" (1835), "Fortanio"(1838), "Une laime da diable" (1839), а также первая часть "Grotesques".В "Albertns" Г. примкнул к самому крайнему романтизму, по выбору сюжетаи его обработки, представляющей квинтэссенцию романтическойприподнятости страстей, эксцентричности образов, антитез и метафор. Ноуже в "Jeune-France", сборник различных новелл, Готье вносит в общеетечение романтизма свою оригинальную нотку простоты и поэтичности,умеряющую вычурность и резкость обычного романтического стиля; одна изсамых поэтичных и художественно прекрасных новелл сборника - известныйрассказ "Un nid de rossignols". В "Comedie de la Mort", составляющей,вместе с некоторыми другими стихотворениями, второй сборникстихотворений Г., поэт блуждает между гробницами, пытаясь узнать отмертвых тайну жизни и смерти. Из других пьес, сборника некоторые, какнапр., "Thebaide", "Tenebres", отмечены беспричинной мрачностью, которуюромантики любили вводить в поэзию ради красивых эффектов. Но на ряду сними есть грациозные и естественно поэтичные пьесы, как "Coquet terieposthnme", "La Caravane", "La Chimere", "Le Sphini", "Pastel". В нихсказывается уже необыкновенная артистичность и отделка стиха,составляющая главную прелесть поэзии Г. и доставившая ему название "magicien es lettres franсaises", как гласит Бодлэровское посвящение ему"Flears da Маи". Самое законченное поэтическое произведение Г. - его"Emaal et Cameep", отводящие ему одно из самых выдающихся мест вфранцузской поэзии. Сборник этот состоит из 55 пьес, над которыми поэт слюбовью работал в часы досуга последние 20 лет жизни; каждая из нихдействительно отделана как драгоценный камень и вмести с тем проникнутаискренностью; все стихотворения связаны с каким-нибудь личнымвоспоминанием, с чем-нибудь пережитым. Забота о средствах к существованию сделала Г. журналистом, и в этомон видел проклятие своей жизни. Начиная с 1836 г. и до самой смерти Г.вел еженедельный драматически фельетон, сначала в "Presse" Б. Жирардена,потом в "Journal Officiel". Он написал, кроме того, нисколько книгкритического и историколитературного содержания, из которых самаявыдающаяся - "Grotesques" (1844), в которых автор "открыл" несколькихдавно забытых поэтов XV и XVI вв., как Биллона, Скюдери, Бержерака,Сент-Амана, и обнаружил блестящий критический талант, уменье схватить иартистически передать духовный облик писателя; стиль книги делает ееобразцом законченно художественной французской прозы. Теми же качествамиотличаются его "Histoire du ro mantisme" и "Rapport snr les progrеs dela poesie franсaise", отличающиеся к тому же, как и "Grotesques",беспристрастием критических суждений, чуждых всякого партийногофанатизма. Кроме поэта, критика и романиста Г. совмещал в своем лице ещестрастного любителя путешествий, объехавшего всю Европу - в том числеРоссию, которой посвящены "Voyage en Russie" (1866) и "Trеsors d'art dela Rassie" (1860 - 63) - и Восток и описавшего свои путевые впечатленияв ряде художественных очерков ("Voyage d'Espagne", "Italia", "L'Orient"и др.). Они отличаются необычной для большинства путешественниковточностью и вместе с тем поэтичностью описаний природы. В общем Г. - вистинном смысле слова полиграф, создавший в 40 лет писательской жизниизумительную массу сочинений на самые разнообразные сюжеты.Библиографический перечень написанного им (Spoelberch de Loveioul,"Histoire des oenvres de T. G.", 1887), занимает 2 тома. Конечно, егодраматические фельетоны погибли, забытые в старых газетах (часть их,впрочем, собрана в "Histoire de l'art dramatiqae en France depuis 25ans", 1859). Но его романы, описания путешествий, критическиепроизведения и, главным образом, его стихотворения обеспечили емупервостепенное место во французской литературе. Его благоговейноепреклонение пред чистотой и законченностью формы, его терпеливое,тщательное отделывание каждой строчки стихов или прозы делают егородоначальником сменившей во Франции романтизм школы парнасцев. "Emauxet Camеes" Г. принадлежат к одной категории с "Poemes Barbares" Леконтаде Лиля, "Bonheur" Сюлли Прюдома и др. Беззаветно преданный поэзии, онмог заниматься ею только в часы досуга и всю жизнь стеснен былматериальными заботами и ненавистное ему журнальной работой. Это клалоотпечаток грусти на его произведения; в его автобиографических вещахвидно постоянное отчаяние от невозможности исполнить теснившиеся в немпоэтические замыслы. Ср. Emile Bergerat, "Theophile G." (1879);.Feydeau, "Theophile G." (1874). На русск. яз. перев. романы "Без винывиноват" и "Малитона" (в "Библ. для Чтения", 1877). З. Венгерова.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.