- Федотов
- Федотов (Павел Андреевич) - высокоталантливый рисовальщик иживописец, родоначальник юмористического жанра в русской живописи, сыночень бедного чиновника, бывшего воина Екатерининских времен, род. вМоскве 22 июня 1815 г. Одиннадцати лет от роду, не получив почти никакойнаучной подготовки, он был определен в воспитанники 1-го московскогокадетского корпуса, в котором не замедлил своими блестящимиспособностями, успешностью в ученье и образцовым поведением обратить насебя внимание начальства и превзойти всех своих товарищей. В 1830 г. онбыл сделан унтер-офицером, в 1833 г. произведен в фельдфебели и в 1833г. окончил курс первым учеником, причем его имя, по заведенному обычаю,внесено на почетную мраморную доску в актовом зале корпуса. Выпущенныйпрапорщиком в лейб-гвардии финляндский полк, Ф. переселился в СПб.Здесь, несмотря на соблазны к рассеянной жизни, представляемые столицею,на развлечения в кругу добрых товарищей и на строгие требованиятогдашней фронтовой и казарменной службы, он умел находить время длясвоего любимого занятия - рисования, способность к которому выказалась унего еще раньше и в классных рисунках, и в схожих портретах корпусныходнокашников и начальников, и в забавных карикатурах на них, и вчертежах всякого рода, которыми он испещрял свои учебные тетради. Годачрез три-четыре службы в полку, молодой офицер начал посещать вечерниерисовальные классы академии худож., где, усердно рисуя с гипсовыхмоделей глаза, носы, уши, "следки" и пр., старался строже изучить формычеловеческого тела и сделать свою руку более свободною и послушноюпередаче видимой природы. С этою же целью, дома, в свободные от службычасы, он, сверх рисования придуманных жанровых сцен и подмеченных наулице типов, упражнялся в портретировании своих сослуживцев и знакомых,карандашом и акварельными красками. Эти портреты всегда бывали оченьпохожими, но особенно хорошо изучил Ф. черты лица и фигуру вел. кн.Михаила Павловича, изображения которого, выходившие из-под его кисти,охотно покупались продавцами картин и эстампов. Летом 1837 г., великийкнязь, возвратившись в СПб. из поездки заграницу для леченья, посетилкрасносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили его шумноюовацией. Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Ф. уселсяза работу и всего в три месяца окончил большую акварельную картину"Встреча великого князя", в которой, кроме портрета его высочества,помещены портреты многих из участников торжества. Картина былапредставлена великому князю, который пожаловал за нее художникубриллиантовый перстень. Этою наградою, по словам Ф., "окончательноприпечаталось в его душе артистическое самолюбие". Вслед затем, онпринялся за другую картину: "Освящение знамен в Зимнем Дворце,обновленном после пожара", но, испытывая большую нужду в средствах кжизни, решился, с целью их исходатайствования, представить эту картинуеще в неоконченном виде великому князю. Последний показал ее своемуавгустейшему брату, результатом чего было Высочайшее повеление:"предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу ипосвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигн. в месяц". Ф.долго раздумывал, воспользоваться ли ему царскою милостью, или нет, но,наконец, подал прошение об отставке и в 1844 г. был уволен с чиномкапитана и правом носить военный мундир. Расставшись с эполетами, оночутился в тяжелых жизненных условиях - в еще худших, чем те, прикоторых ему, сыну недостаточных родителей, приходилось существовать,служа в гвардии. На скудную пенсию, пожалованную государем, надо былосодержать самого себя, помогать отцовскому семейству, впавшему в большуюнужду, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия дляхудожественных работ; но любовь к искусству поддерживала в Ф. бодрость ипомогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти кнамеченной цели - сделаться настоящим художником. В первое время повыходе в отставку, он избрал было для себя специальностью баталическуюживопись, как такую отрасль искусства, в которой уже успешно пробовалсвои силы и которая в Николаевскую эпоху сулила почет и материальноеобеспечение. Поселившись в бедной квартире "от жильцов" в одной издальних линии Васильевского острова, отказывая себе в малейшем комфорте,довольствуясь 15-тикопеечным обедом из кухмистерской, подчас терпя голоди холод, он еще усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании иписании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах, и дабырасширить круг своих баталических сюжетов, ограничивавшийся дотолепехотою, стал изучать скелет и мускулатуру лошади под руководством проф.А. Заурвейда. Из произведений, задуманных Ф. в эту пору, но оставшихсятолько проектированными в эскизе, замечательнейшими, по отзыву егодрузей, были "Французские мародеры в русской деревне, в 1812 г. ","Переход егерей в брод через реку на маневрах", "Вечерние увеселения вказармах по случаю полкового праздника" и несколько композиций на тему"казарменная жизнь", сочиненных под влиянием Гогарта. Однако, живописьвоенных сцен не была истинным призванием нашего художника: остроумие,тонкая наблюдательность, уменье подмечать типичные черты людей разныхсословий, знание обстановки их жизни, способность схватывать характерчеловека - все эти свойства талантливости, ярко выказывавшиеся врисунках Ф., указывали, что ему следует быть не баталистом, а жанристом.Но он не сознавал этого, компонуя бытовые сцены, так сказать, междуделом, для собственного развлечения и для забавы приятелей. Такпродолжалось до тех пор, пока письмо баснописца Крылова не открыло емуглаза. Гениальный старец, видевший некоторые из работ Ф., убеждал егобросить солдатиков и лошадок и заняться исключительно жанром.Послушавшись этого совета, художник почти безвыходно заперся в своеймастерской, удвоил свой труд по изучению приемов живописи маслянымикрасками и, овладев ими в достаточной степени, к весне1848 г. написалодну за другою, по имевшимся уже в его альбоме наброскам, две картины:"Свежий кавалер" или "Утро чиновника, получившего первый крест", и"Разборчивая невеста". Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда вакадемии художеств, они привели его в восхищение; благодаря ему, а ещебольше своим достоинствам, они доставили Ф. от академии званиеназначенного в академики, позволение обратить в программу на академикауже начатую им картину "Сватовство майора", и денежное пособие для ееисполнения. Картина эта была готова к академической выставке1849 г., накоторой и явилась вместе со "Свежим кавалером" и "Разборчивою невестою".Совет академии единогласно признал художника академиком, когда же дверивыставки отворились для публики, имя Ф. сделалось известно всей столицеи из ее прозвучало по всей России. Во все продолжение выставки, толпазрителей толкалась и жалась перед этими произведениями; всякому хотелосьвдоволь налюбоваться невиданными дотоле в русской живописиизображениями, целиком выхваченными из жизни, полными мысли и здоровогоюмора, написанными с крайнею добросовестностью, понятными для всех икаждого; в кругу художников на нового академика стали смотреть как начесть м гордость русской школы; газеты и журналы затрубили емувосторженную хвалу; повсюду, От аристократической гостиной и до коморкирыночного торговца, только и было толков, что о работах новоявленногожанриста. Популярности Ф. немало способствовало то обстоятельство, чтопочти одновременно со "Сватовством майора" стало известно стихотворноеобъяснение этой картины, сочиненное самим художником ираспространившееся в рукописных копиях. По его поводу надо заметить, чтоФ. с юных лет любил упражняться в поэзии, и что рисование и живописьперемежались у него беседою с музою: большинство художественных идей,выраженных его карандашом или кистью, потом выливались под его пером врифмованные строки, и наоборот, та или другая тема, сначала давшая Ф.содержание для стихотворения, впоследствии делалась сюжетом его рисункаили картины. Кроме того, он сочинял басни, элегии, альбомные пьесы,романсы, которые сам перелагал на музыку, и, в пору своего офицерства,солдатские песни. Поэзия Ф. гораздо ниже созданий его карандаша и кисти,однако, и ей присущи те же достоинства, какими отмечены они, но в десятьраз больше. Впрочем, Ф. не придавал большого значения своим стихам и непускался с ними в печать, позволяя их списывать только приятелям иблизким знакомым. И те, и другие по справедливости считали объяснение к"Сватовству майора" самым удачным произведением Федотовской поэзии иохотно сообщали его всем и каждому. Академическая выставка 1848 г.доставили Ф., сверх почета и известности, некоторое улучшениематериальных средств: в дополнение к пенсии, получаемой изгосударственного казначейства, повелено было отпускать ему по 300 руб. вгод из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрениедостойных художников. Это было сколь нельзя более кстати, так какобстоятельства родных Ф. в это время ухудшились, и он должен былусиленно тратиться на них. С целью повидаться со своими и устроитьотцовские дела, он, вскоре по окончании выставки, отправился в Москву.Москвичи встретили земляка со свойственным им радушием. Из его картин,красовавшихся на петербургской выставке, и из нескольких рисунков сепиейбыла устроена выставка, приведшая местную публику в такой же, если ещене в больший восторг, как и петербургскую. Ф. вернулся из Москвыдовольным ею, здоровым, полным радужных надежд и немедленно уселся сноваза работу. Теперь ему хотелось внести в свое творчество, направленноепред тем к обличению пошлых и темных сторон русской жизни, новый элемент- истолкование явлений светлых и отрадных. На первый раз он задумалпредставить образ привлекательной женщины, постигнутой великимнесчастием, потерею любимого мужа, и в 1851 - 52 гг. написал картину"Вдовушка", а затем принялся за композицию "Возвращение институтки вродительский дом", вскоре им брошенную и замененную другим сюжетом:"Приезд государя в патриотический институт", оставшимся такжеразработанным только наполовину. Но несмотря на успех своих первыхкартин, Ф. все более и более убеждался, что ему не достает серьезнойподготовки для того, чтобы передавать полотну свои идеи быстро исвободно, что в его возрасте для покорения себе художественной техникинадо трудиться настойчиво, тратя бездну времени и пользуясь хотьнекоторым достатком. На получаемые пенсию и пособие едва можно былоиметь кров и прокармливаться, а между тем из них же следовало покупатьхудожественные материалы, нанимать натуру и высылать в Москву пособиеродным, впавшим, при всем попечении о них художника, в полную нищету.Приходилось, отложив в сторону новозатеянные композиции нанеопределенный срок, добывать деньги менее серьезными работами -писанием дешевеньких портретов и копированием своих прежнихпроизведений. Заботы и разочарование, вместе с постоянным напряжениемума и воображения и с беспрерывным занятием руки и глаз, особенно приработе в вечернюю и ночную пору, оказали разрушительное влияние наздоровье Ф.: он стал страдать болезнью и слабостью зрения, приливамикрови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по летам, и всамом его характере происходила все более и более заметная перемена;веселость и общительность сменились в нем задумчивостью и молчаливостью.Наконец, болезненное состояние Ф. перешло в полное умопомешательство.Друзья и академическое начальство поместили его в одну из частныхпетербургских лечебниц для душевностраждущих, а государь пожаловал наего содержание в этом заведении 500 руб., повелев прилагать всевозможныестарания к исцелению несчастного. Но недуг шел вперед неудержимымишагами. Вскоре Ф. попал в разряд беспокойных. Ввиду плохого ухода за нимв лечебнице, приятели выхлопотали перевод его, осенью 1852 г., вбольницу Всех скорбящих, что на Петергофском шоссе. Здесь он промучилсянедолго и ум. 14 ноября того же года, придя в рассудок недели за две досвоей кончины. - Довольно бросить беглый взгляд на совокупностьпроизведений этого замечательного художника, чтобы распознать в них дванаправления, не представляющих, однако, резкого перехода от одного вдругое. Работы, относящиеся к первому направлению, ограничиваютсярисунками и эскизными набросками. Они сильно отзываются влияниемГогарта. В них Ф., еще плохо владея рисунком, не столько добиваетсяточного воспроизведения действительности, сколько успевает рельефновыставлять напоказ общечеловеческие слабости и недостатки и осмеиватьпошлые или темные стороны современных ему русских нравов. Сочинение этихпроизведений отличается сложностью и запутанностью; их основная идея,так сказать, подчеркивается прибавкою к выражающей ее главной сценепобочных эпизодов; художник не скупится на аксессуары, могущие усилитьвразумительность сюжета, и иногда совершенно загромождает ими своюкомпозицию; движение человеческих фигур, хотя и характерно, но угловатои утрированно; то же самое надо сказать и о лицах, которых тип иэкспрессия переходят в гримасу. Словом, преобладающий элемент этих работ- карикатура. Но по мере того, как Ф. все более и более покорял себетрудности рисунка и осваивался с приемами живописи, характер егопроизведений изменялся, делаясь менее изысканным. При этом типичностьизображаемых фигур, осмысленность их движений и экспрессивность лиц нетолько не ослабевали, но и возрастали вследствие того, что художник всесильнее и сильнее укреплялся в привычке работать с натуры, не навязываяей форм и выражений, представлявшихся его фантазии, но подыскивая вреальном мире то, что соответствовало этим представлениям;нагроможденность композиции, уяснение ее посредством разных мелочейпостепенно сменялись простотою и естественностью; самая идея, ложившаясяв основу композиции, становилась все более и более серьезною и близкою кжизни. Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения,которые возникали пред ним почти на каждом шагу в недостаточно покорнойтехнике, Ф., благодаря своему острому уму, редкой наблюдательности иупорному трудолюбию, достиг блестящих результатов; но они, вне всякогосомнения, были бы еще более поразительны, если бы судьба обставила егожизнь лучшими условиями и не пресекла ее столь жестоко и преждевременно.Тем не менее, и сделанного им достаточно для того, чтобы его имяосталось на веки одним из самых славных имен в истории русскогоискусства. Он открыл новую, еще никем до него не тронутую в нашейживописи жилу национальности и сатиры, первый из всех художников показалпример удачной ее разработки и оставил ее в наследство возникшим посленего талантам. Не явись Ф. - русская живопись, быть может, еще долго необратилась бы от школьных, измышленных, чуждых общественного интересазадач к правдивому воспроизведению отечественного быта с егонедостатками и светлыми сторонами. Ср. монографию А. И. Сомова, "ПавелАндреевич Ф." (отдельный оттиск из журнала "Пчела" за 1878 г.) и альбомФ. И Булгакова, "П. А. Ф. и его произведения" (СПб., 1893). В обеихизданиях помещен список всех известных работ Ф.; в первом, кроме того,перечень печатных материалов для биографии этого художника, а во втором- большое количество фототипических снимков с его картин и рисунков. А. С - в.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.