- Павел
- Павел Апостол - величайший проповедник христианства в I в. средиязычников, вследствие чего называется "апостолом язычников". П. - сынзажиточных иудейских родителей, принадлежавших к партии строгихревнителей Моисеева закона - фарисеев (Деян. XXIII, 6). В юности онполучил хорошее образование в знаменитой школе Гамалиила, которыйотличался от других законников широтой воззрений, доходившей допризнания значения и за языческой литературой. В этой школе Павел нетолько основательно изучил весь закон Моисеев со всеми тонкостями еготалмудического истолкования, но и познакомился с греческой литературой,как это обнаружилось в его знаменитой речи перед афинским ареопагом, гдеон приводил места из греческих поэтов (Деян. XVII). Первоначальное имяего было Савл или Саул - очевидно в честь израильского царя Саула,принадлежавшего к одному с ним колену - Вениаминову. Даровитый юноша,обладавший обширной ученостью, не мог остаться равнодушным к начавшемусяв его время великому движению, и он, подобно многим израильтянам, жаждалпришествия Мессии, но вместе с другими фарисеями - ожидал увидеть в неммогущественного царя, который восстановит царство еврейское во всемблеске его древнего величия. Велико было его изумление и негодование,когда часть Иудеев и еще больше язычников признали Мессией безвестногоучителя из презренного Назарета, преданного позорной смерти на кресте.По его мнению, это было безумием. Он пробовал вступать в споры схристианами, но встречался с непреодолимым убеждением, которое доводилоего до ожесточения. Тогда он начал прямо преследовать христиан, каквредных сумасбродов, и был одним из ближайших участников побиениякамнями первомученика Стефана (Деян. VII и VIII, 1). Не довольствуяськровью одного мученика, Савл порешил произвести общее гонение нахристиан и с этою целью, заручившись полномочиями, отправился в Дамаск;но на пути туда с ним совершился тот чудесный перелом, который превратилСавла из яростного гонителя в великого проповедника христианства - ап.П. (Деян. IX, XX, XXVI). После обращения, жизнь ап. П. представляетсобой историю непрерывных миссионерских трудов, которые он неустанносовершал на всем громадном пространстве, от глубины Азии до столицы миpa- Рима, и даже, по преданию, далее - до берегов Атлантического океана в Испании и Британии. Благодаряего проповеди образовались центры христианства и в Азии, и по всемусеверному прибрежью Средиземного моря, по которому он совершал несколькоплаваний и терпел неоднократно кораблекрушения. Он служил своей идее сизумительным самоотвержением, пренебрегал всеми затруднениями иопасностями. Свою жизнь ап. П. закончил в Риме, где он, по преданию,осужденный Нероном на обезглавление, был казнен вместе с ап. Петром в 29день июня, когда церковь и чтит их память. По общепринятой хронологии,это было около 65 г. по Р. Хр. Деятельность ап. П. выражалась не тольков миссионерских трудах, но и в писательстве, и он является одним изплодовитейших писателей апостольского века. Ему принадлежат 14 посланий,который были написаны в различное время и по различным обстоятельствам,но которые все составляют яркое выражение его религиозного внравственного миросозерцания, как и отражение религиозно-нравственногосостояния мира в то переходное время. В его посланиях мы видим первуючисто богословскую систематизацию христианского учения, и систематизацияэта в руках даровитейшего и образованнейшего из апостолов отличаетсятакой смелой самобытностью, что дала повод немецкой критики даже видетьв его богословии нечто отличное от первоначального Христова учения, такназываемый павлинизм, как нечто совсем иное, чем простой христианизм. Нобольшинство богословов полагает, что это воззрение основывается нанедоразумении, смешивающем форму с сущностью, что в действительности впосланиях апост. П. истинное первоначальное христианство нашло себе лишьгениальное литературное выражение и что благовестие ап. П., по существу,тождественно с благовестием Христовым. Жизнь и послания ап. П. служатпредметом громадной богословской литературы, из которой можно отметитьтолько наиболее выдающиеся произведения. Из жизнеописаний наиболееизвестны: Conypeare aud Howson (Л., 1850-52, в 2 томах), имевшее многоизданий; Фаррара, "Жизнь и труды св. ап. П." (в перев. А. Лопухина,СПб., 1888, несколько изданий); Иннокентия, "Св. ап. П." и др; Избогословских исследований: Gr. Meyer, "Entwicklung. d. Paul.Lehrbegriffs" (1801); Scholsten, "D. Paulinische Evangelium" (1881);Pfleiderer, "Der Paulinismus" (1873); на русском языке проф.Глубоковского, "Евангелие ап. П. и раввинское богословие" (СПб., 1897).Из комментариев на послания П. известны комментарии Meyera, De-Wetle,Lange, Schalf'a, Ellicolt'a и мн. других. А. Л.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.