- Сатиры
- Сатиры (saturoi) - в греческой мифологии лесные и горные духи,олицетворявшие элементарную грубую силу природы, что выражается взвериных атрибутах их внешнего облика. По Гесиоду, они имеют общеепроисхождение с горными нимфами и куретами и характеризуются поэтом какничтожная и ни в чему неспособная порода. Глупые, плутоватые, склонные кпроказам, падкие до вина и женщин, резвые и трусливые, они совмещают всебе свойства стихийных демонических сил и козлиной натуры, на чтоуказывает самое имя (козел). Они отличаются сильно развитыми членами,имеют тупой нос, остроконечные козлиные унии, всклокоченную и щетинистуюшерсть и сзади небольшой хвост. Они живут в лесах и горах, проводя времяв охоте, плясках и занятиях музыкой; порой они вспугивают и разгоняютстада, или подкарауливают нимф, или участвуют в Дионисовых странствиях,прыгают, пьют и совершают разные глупые выходки. Их пляска, называвшаясясикиннис, состояла из ритмического ряда прыжков, вследствие чего и самиони назывались прыгунами. Музыка С. была сельская, пастушеская;инструментами служили сиринга, флейта, цимбалы, кастаньеты и волынка. ллюдям С. были часто враждебны, преследовали женщин, являлись в образедомовых и т. п. В свите Диониса С. были непременными участниками оргии испутниками бога, а потому самыми живыми и типичными представителямиДионисова культа. Вообще козел был животным, посвященным Дионису(тотемом бога), вследствие чего хор исполнителей Дионисовых дифирамбовсостоял из С. В связи с этим некоторые (акад. Веселовский, "Три главы изисторической поэтики", СПб., 1899) склонны видеть в С., выступавших наДионисовых празднествах в качестве исполнителей обрядового действа -ряженых, костюм которых заимствован у тотема чествуемого бога. Напротив,ВиламовицМеллендорф ("Heracles", I, 1889, стр. 81 слл.) признает С.духами Пелопонесских гор и отрицает исконную связь их с так назыв.сатирическими хорами, полагая, что первоначально аттическими спутникамиДиониса были конеобразные Силены (действительно на вазах VI и V в.обыкновенным является тип С. с лошадиным хвостом), на которых в VI в.были перенесены атрибуты пелопонесских С. Участвуя в хорах на Дионисовыхпразднествах, С. положили начало развитию греческой трагедии и, вчастности, сатирической драмы. Древнее искусство изображало С. старыми,бородатыми существами отвратительной наружности, с обликом диких обезьянили леших. Со временем, однако, создался новый, художественный канон С.: младшие аттические художники стали изображать их в виде нежных юношей,занятых на доне природы различными забавами, собиранием винограда,приготовление вина, музыкальными упражнениями или участвующих в оргияхДиониса, в обществе Менад. Кроме С., в произведениях искусствавстречаются также жены и дети С. Старший из С. назывался Силеном. Литература: Muller-Wieseler, "Denkmaler der alten Kunst" (II,Геттинген, 1854 - 81); Jahn, "Berichte der Sach. Gesellsch. d. Wissensch." (1846);его же, "Die Satyrn und das Satyrdrama" ("Philologus", XXVII, 1-27);Heydemann, "Humoristische Vasenbilder aus Unteritalien" (Winkelman's"Programm", Б., 1870); его же, "Satyr, und Bakchennamen" (т. же, Галле,1880); Wieseler, "De Pane et Paniscis atque Satyris cornutis in operibusartium Graecarum Romanarumque repraesentatus" (1875); Fortwangler, "DerSatyr anf Pergamon" ("Winkelmannsprogramm", Берл., 1880);Preller-Robert, "Griechische Mythologie" (I, Б., 1894). Н. О.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.