- Ронсар
- Ронсар (Pierre Ronsard) - французский поэт (1524 - 85), глава такназыв. Плеяды, проповедовавшей обогащение национальной поэзии изучениемгреческой и римской литературы. Происходил из знатной семьи, служилпажом у Франциска I, потом при шотландском дворе. Оглохнув еще в молодыегоды, он отказался от придворной жизни, изучал философию и древние языкипод руководством Жана Дора и создал, вместе с Дюбелле и Баифом, планобширной поэтической реформы, изложенный в "Defense et Illustration dela langue francaise" Дюбелле (не достаточно естественного творчества,нужна доктрина... следует заимствовать у древних все роды поэзии...грабить без зазрения совести сокровища дельфийского храма и т. д.)."Оды" (1550) Р. были первым практическим применением этой доктрины ивстречены были ликованием, как и последующие его произведения: "Amourset Odes" (1552), "Hymnes" (1555), "Meslanges", "Oeuvres" (изд. 1560),"Elegie sur les troubles d'Amboise" (1560), "Institution pourl'adolescence du roy" (1562), "Discours des miseres de ce temps" (1562),"Remonstrance au peuple de France", "Response aux injures et calomnies","Franciade" (1572). P. окружен был при жизни такой же славой и почетом,как в наше время - В. Гюго. В XVII в. Р. был осужден Буало в "Artpoetique" - и с тех пор находился в пренебрежении и был совершеннонеизвестен до начала XIX в., когда Сент-Бев и романтики восстановилиславу его лирики. В современной французской поэзии P., как и некоторыедругие поэты XVI и даже XV в., популярнее поэтов классического XVII в.Р. - по преимуществу лирик. Условность ложной доктрины побуждала егосочинять искусственные "пиндаровские оды", в которых поэзия подавленаученостью; но стих его в этой трудной школе приобрел большую гибкость.Отбросив антистрофу и эпод, Р. ввел лирические формы высокой красоты извучности. Он внес во французскую поэзию бесконечное разнообразиепоэтических размеров и создал гармонию стиха. Он не заимствовал удревности внешних форм, но был проникнут античным духом, сказавшимся вовсем его творчестве. В его лирике заметна также значительная доляитальянского влияния. В его песнях и сонетах (около 600) петраркизмсочетается с чувственностью и нежной грустью, рисуя любовь смерть, жизньприроды. В некоторых пьесах (напр. "Mignonne, allons voir si la гоsе","Nous vivons, ma Panias", "Quand Vous serez vieille") P. - прямойпредшественник лиризма XIX в. Главный его недостаток - однообразиевнутреннего содержания, отсутствие сильной индивидуальности, стремлениезаместить свое "я" учеными припоминаниями. Великим поэтом Р. может бытьназван только как созидатель богатой лирической формы, разнообразныхновых размеров (ронсаровская строфа в 6 стихов aabccd и др.). Попытка Р.создать эпопею ("Franciade") оказалась неудачной; поэма незакончена ислаба. Между 1560 и 1630 гг. соч. Р. имели 17 изд. Нов. изд.Marty-Laveaux у Лемерра (1887, 6 т.). См. Rochambeau, "La famille deRonsard" (1886); SainteBeuve, "XVI s." ; Faguet, "XVI s.". З. Венгерова.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.