- Игры
- Игры: 1. Общественные: А) у греков. В) У римлян (Ludi). - Подобногреческим агонам, И. у римлян находились в тесном отношении к культу; несмотря на общий упадок религиозности в эпоху расцвета римскогогосударства, их число все увеличивалось, а обстановка делалась всероскошнее. Общественные игры (ludi publici) подразделялись на 1. stati,периодически повторяющиеся, 1. votivi, совершавшиеся по обету, 1.extraordinarii. По родам, они разделялись еще на circenses, введениекоторых приписывалось еще Ромулу, gladiatorii и scaenici. Первыенаходились в заведывании эдилов, которые ставили их на свой счет истарались превзойти друг друга в роскоши, с целью заслужить благоволениетолпы. Они открывались торжественной процессией, обходившей весь цирк,после чего начинались состязания, состоявшие в беге, ристании колесниц,кулачном бое и примерных сражениях, даже морских (naumachiae). L.gladiatorii происходили в амфитеатре, scaenici - в театре. Важнейшие изримских 1. publici: 1) L. Apollinares, учрежденные во время 2-й Пунич.войны (312 до Р. X.). Совершались 5 июля в Circus Maximus. 2) L.Capitolini - в честь Юпитера, после изгнания галлов. 3) L. Florales илиFloraria - весенний Праздник, в поздние времена отличавшийсяразнузданностью. 4) L. Magni или Maximi упоминаются Ливием впервые в 491г. до Р. X. Дионисий подробно их описывает, с целью доказать ихзаимствование от греков. Уже в древнейшее время на них тратились большиесуммы (500 мил сер. ежегодно), они происходили в цирке и состоялипервоначально только из конского ристания. Впоследствии присоединилисьборьба и звериный бой. б) L. Megalenses, в честь великой матери богов,по поводу перенесения в 204 г. ее символа, черного камня, из ФригийскогоПессинунта в Рим. 6) L. Plebeii, учрежденные в республиканское время.Происходили в Фламиниевом цирке 7) L. Romani, патрицианский Праздник вчесть капитолийской триады. 8) L. Saeculares, справлявшиеся раз в 100лет, учреждены консулом Валерием Попликолой и совершались каждый разпосле предварительной справки в Сивиллиных книгах, так что случалось,что между двумя празднествами протекало и более 100 лет, напр. 110.Праздник длился 3 дня в 8 ночи, при чем допускались иногда слишкомсвободные отношения между полами, так что Август, во время знаменитых L.Saeculares 17 года до Р. X., разрешил молодежи обоего пола участвовать впразднествах не иначе, как под надзором старших. Празднествампредшествовало объявление о приближении их глашатаями по всей Италии.Они начинались торжественною помпой, жертвами; ночи проходили в пении,танцах и театральных представлениях. Заканчивались игры пением особогоCarmen Saeculare, исполнявшегося хором из 27 мальчиков и такого же числадевочек. В 17 г. до Р. X. Carmen Saeculare сочинено было Горацием. 9) L.Augustales - 3 различных праздника в честь императора Августа: первыйсправлялся в день его рождения, второй в день благополучного возвращенияиз путешествия по Востоку, третий был учрежден после смерти его в честьего, как Divus Augustus. Ср. Friedlander, "Darstellungen aus derSittengeschichte Roms" (II, 227 сл.) и его же - у Marquardt-Mommsen'a:"Handbuch d. Rom. Altertumer" (VI). II. Увеселительные игры частного характера у греков и римлян.Лексикограф Полидевк (IX, 9) перечисляет до полусотни разных родов игр,бывших в употреблении у греков, из которых около половины детские,как-то: куклы, лошадки и т. п. Самые употребительные игры взрослых: 1)игра в кости или зернь (astragalismoV, alea). Кости имели четыреповерхности с номерами: 1. 3. 4. 6. Четыре такие кости клали в небольшойсосуд и, выбрасывая на стол, смотрели, какие цифры на верхних ребрах.Лучшим метанием считалось то, при кот. все 4 цифры были разные (Venus),худшим, - если везде стоял 1. Иногда костям придавали правильнуюкубическую форму с номерами от 1 до 6 (tesserae). Игра эта считаласьазартною и когда шла на деньги, называлась также cubeia, была запрещенаи производилась в особых притонах, называвшихся также cubeia, илиskirajeia; 2) игра, вроде наших шашек и шахмат - petteia, от камушковpettoi, которые заменяли шашки, или poliV, так как напоминала отчасти иигру, называющуюся осада крепости. Задача игрока состояла в том, чтобызапереть противнику ходы. У римлян подобная игра называлась 1.latrunculorum, или duodecim scriptorum; 3) чет и нечет (artiazein,ludere par impar), азартная игра, тожественная современным, состоящим вугадывании числа денег и т. п., зажатых в руке, пальцев (мора) и т. д.;4) игра в мяч (sjairistikh) упоминается уже у Гомера. Играли по двое иболее человек. Иногда делились на два враждебные лагеря. Некоторые родыИ. в мяч принимали вид прямо упражнений с гигиеническими целями, напр.раскачивание грудью большого полого мяча, висящего с потолка; 5)KottaboV, преимущественно греческая игра, допускавшаяся в веселыхкомпаниях, за попойкой, и потому считавшаяся несколько непристойною длялюдей степенных. Состояла в искусном выплескивании капель вина аз сосудав другой сосуд, или на особый прибор, вроде канделябра с статуэткою(ManhV) наверху. Жидкость должна была задеть металлическую пластинку,лежащую на голове статуэтка и сбросить ее в подставленный сосуд, при томтак, чтобы он издал при этом звук. Несколько приборов коттаба найдено внекрополях Этрурии, но среди римлян, по крайней мере в хорошо известныенам эпохи, игра эта не была распространена. см. Becker, "Charikles" (т.II, стр. 38, 362) и "Gallus" (П, стр. 79; III, стр. 454; обе кн. Беккераперев. на русск. яз.); Ohlert, "Ratsel und Gesellschaftspiele der altenGriechen" (1886); Richter, "Die Spiele der Griechen and Romer" (1887). А. Щ. У народов романских и германских общественные И. не были такразнообразны; у германцев в древнейшую эпоху в большом ходу были тольковоенные И. для упражнения юношей. У славян (восточных) общественные И.,называемые духовными писателями игрищами, сопровождали какой-либоязыческий обряд, а потом стали приурочиваться к какому-либоопределенному времени. Наиболее распространены были кулачные бои, бега,скачки, метания копий, стрельба из лука и др. Победителя получалинаграды и выигрывали заклады. Церковь карала отлучением предававшихсяигрищам. В большом ходу с древнейших времен были И., имевшие цельювыигрыш (зернь, карты и др.). У женщин и девиц по настоящее времябольшою любовью пользуются хороводы, ведущие начало с отдаленнойдревности. Став предметом исследования этнографов, русские И. вошли вразные сборники: Сахарова, "Сказания русского народа" (СПб., 1885);Терещенко, "Быт русского народа" (ч. IV); Сементовский, "Обзор игр вПолтавской и Черниговской губ." ("Маяк", 1843, т. XI); Максимович, "Днии месяцы украинского селянина" ("Русская Бес.", 1856); Маркевич, "Обычаии поверья малороссиян" (1860); Moszynska, "Kupajlo", в "Zbior wiadom. doantrop. krajow. " (1881); Исаевич, "Детские игры в окрестностяхПереяслава" ("Киев. Старина", 1887); Иванов, "Игры крестьянских детей вКупянском у." ("Сборн. Истор. Филолог. Общ. при харьк. унив.", т. II). В. Р - в.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.