- Личность
- Личность (философ.) - внутреннее определение единичного существа вего самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразнымхарактером, при единстве самосознания. Так как разум и воля суть (ввозможности) формы бесконечного содержания (ибо мы можем все полнее иполнее понимать истину и стремиться к осуществлению все более и болеесовершенного блага), то Л. человеческая имеет, в принципе, безусловноедостоинство, на чем основаны ее неотъемлемые права, все более и более заней признаваемые по мере исторического прогресса. Бесконечноесодержание, потенциально заключающееся в Л., действительноосуществляется в обществе, которое есть расширенная, или восполненная,Л. так же как Л. есть сосредоточенное или сжатое общество. Развитиелично-общественной жизни проходит исторически три главные ступени:родовую, национально-государственную и универсальную, причем высшая неупраздняет низшую, а только видоизменяет ее; так, с установлениемгосударственного порядка вместо родового быта кровная родственная связьлиц не теряет своего значения, а только перестает быть принципомсамостоятельных и обособленных групп (родов), ограничиваясь лишь частнымили домашним союзом семейным, не имеющим уже ни внутренней юрисдикции,ни права кровавой мести. Началом прогресса от низших форм общественностик высшим является Л., в силу присущего ей неограниченного стремления кбольшему и лучшему. Л. в истории есть начало движения (динамическийэлемент), тогда как данная общественная среда представляетконсервативную (статическую) сторону человеческой жизни. Когда Л.чувствует данное общественное состояние в его консерватизме как внешнееограничение своих положительных стремлений, тогда она становитсяносительницей высшего общественного сознания, которое рано или поздноупраздняет данные ограничения и воплощается в новых формах жизни, болееему соответствующих. Разумеется не всякое столкновение Л. с обществомимеет такое значение; есть существенное различие между преступником,восстающим против общественного порядка в силу своих злых страстей, иисторическим героем как Петр Великий, сознающим и создающим в заменстарого новый порядок жизни, хотя между такими крайними проявлениямиличной силы есть точки соприкосновения и промежуточные звенья,вследствие чего коренное различие не всегда ясно представляется обеимсторонам и возникают трагические положения в истории. В родовом быту за Л. признается действительное достоинство и правалишь в силу принадлежности ее к данному роду. Те лица, которые впервыезамечают несоответствие этого положения внутреннему значению Л.,становятся носителями сверхродового сознания, которое сейчас жестремится к воплощению в новых общественных формах: эти лица собираютвольные дружины, основывают города и целые государства. В пределахгосударственного порядка, при котором человеческая жизнь разделяется начастную или домашнюю и всенародную или публичную, Л. имеет более свободыв первой и более широкое поприще во второй (сравнительно с родовымбытом, где эти две сферы находятся в слитном состоянии). Тем не менее игосударство, как союз национально-политический, не может представлятьсобой окончательное осуществление и удовлетворение Л. в ее безусловномзначении. Совершенным восполнением Л. может быть только обществонеограниченное или универсальное. Впервые носительницей универсальногосознания Л. человеческая выступает в буддизме - первой религии,возвысившейся над национальнополитическими разделениями и обращавшейсяко всем людям; вместо национальных богов абсолютное значениеприписывается святому мудрецу, собственным личным подвигомосвободившемуся от всех условий действительного бытия и проповедующемутакое освобождение всем тварям. Здесь, таким образом, безусловноезначение Л. понимается отрицательно, как полное упразднение всякойобъективной среды (Нирвана). Развитие гуманитарной культуры вклассическом мире (особенно греческая философия) создает для Л. новую,чисто идеальную среду; высший представитель человечества - философ -сознает свое безусловное значение, поскольку он живет в истинно сущемумопостигаемом мире идей (платонизм) или всеобъемлющей разумности(стоицизм), презирая кажущийся мир преходящих явлений. Но этоограничение истинной жизни одной идеальной сферой требует практическитакого же самоотрицания действительного живого человека, какоепроповедуется буддизмом. Положительное утверждение своего безусловногозначения Л. находит в христианстве, как откровении совершенного Лица -богочеловека Христа - и обетовании совершенного общества - ЦарстваБожия. Задачу христианской истории составляло и составляет воспитаниечеловечества для перерождения его в совершенное общество, в которомкаждая Л. находит свое положительное восполнение или действительноеосуществление своего безусловного значения, а не внешнюю границу длясвоих стремлений. Изначала с возникновением универсального сознания Л.мы находим в истории стремление к созданию сверхнародных организаций, ейсоответствующих (всемирные монархии древности, затем средневековаякатолическая теократия, наконец, различные международные братства исоюзы в новые времена). Но это лишь попытки более или менее далекие отидеала истинного личнообщественного универсализма, т. е. безусловнойвнутренней и внешней солидарности каждого со всеми и всех с каждым;осуществление этого идеала очевидно может совпасть только с концомистории, которая есть не что иное, как взаимное трение между Л. иобществом. Вл. С.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.