- Кельты
- Кельты (Keltoi, Keltai, Celtae) - племя индоевропейскогопроисхождения, раньше других арийцев явилось в Западную Европу, кудаоно, по-видимому, проникло иным путем, чем греки и латины. К. обогнулиЧёрное море, затем повернули на СЗ, к Балтийскому морю, и, следуя вдольберегов Балтийского и Немецкого морей, вступили с С в нынешнюю Францию,откуда переселялись и в др. страны. Выражение К., впервые встречающеесяу Гекатея (половина VI стол. до Р. Хр.), у самих К. первоначальноозначало только одну ветвь племени, жившую между Гаронною, Сеною иМарною и прежде всех других сделавшуюся известною грекам, которыеутвердились по соседству - в Массилии (Марсель). Позже это название былораспространено на все ветви кельтского племени, хотя у самих К. и былиособые имена для отдельных ветвей племени. Соответственно этомуклассические авторы называют Кельтикой (Keltich, Keltia, Celtica) всеземли на З и С Европы, занятые кельтскими племенами (в более тесномсмысле название это давалось только Gallia comata). В историческое времяимели место три великих переселения К. В начале VI или в V ст. онивторглись в Пиренейский полуо-в, где часть их смешалась с иберийцами,получив название кельтиберов, другая же часть сохранила чистоту своейрасы. В начале IV ст. до Р. Хр. К. заняли сев. Италию; которая в товремя населена была этрусками. К 284 - 278 гг. до Р. Хр. относитсяпередвижение К. на Балканский полуо-в, которое, после разбойническихнабегов, достигавших Греции, закончилось водворением их в Малой Азии,под именем галатов. Переселение К. в Германию, о котором сообщает ТитЛивий, представляется чрезвычайно спорным. В древности К. распадались на4 главные группы: 1) галлы или К. в тесном смысле этого слова, так какони, по словам Цезаря, на своём собственном языке назвали себя кельтами,они жили в Галлии к В от Гаронны и Ю от Сены; к ним же должны бытьпричислены кельтск. племена Испании, сев. Италии, нынешней южнойГермании и Австро-Венгрии; 2) белги, которые занимали земли к В от Сены,сначала до нижнего течения Эльбы, с 1 ст. до Р. Хр. - только до Рейна, атакже жили в южной Британии; 3) бритты, населявшие остальную Англию иВаллис; 4) гаеллы, обитавшие в Ирландии и Шотландии. В Германиипоселения К., как об этом свидетельствуют сохранившиеся названияместностей, доходили на В до Эльбы: в сев. Германии жили белги (Belgae),в средней и южной - волки (Volcae). В течение второй половины первоготысячелетия до Р. Хр. К., отчасти добровольно, отчасти вытесняемыенаступавшими с востока германцами, очистили правый берег Рейна. Тольконемногие остатки их остались здесь и подверглись германизации. Болеезначительна примесь кельтской крови у южногерманск. племён. Бойи в 1 ст.до Р. Хр. были вытеснены из Богемии маркоманами. Ариовист утвердилгосподство германцев в южной Германии к С от Дуная и собирался отнять уК. земли в нынешнем Эльзасе и Франшконте, но был побеждён Цезарем, в 58г. до Р. Хр., и отброшен за Рейн. В 283 - 191 гг. до Р. Хр. римлянепокорили К. сев. Италии (решительное сражение при Кластидиуме, 222 г.),а около конца II ст. до Р. X. - К., населявших область Роны и земли к Юот Севеннов (Gallia Narbonensis). Несколько раньше римляне сталигосподствовать над К. в Испании. В 58 - 51 гг. до Р. Хр. Юлий Цезарь,после упорной борьбы, покорил нынешнюю Францию (Gallia transalpina),которая с 27 г. до Р. Хр. образовала римскую провинцию. Император Августподчинил себе К., обитавших в Реции, Винделикии, Норикуме, Паннонии иМизии. Значительнейшая часть Британии была занята римлянами в 43 - 85гг. по Р. Хр.; здесь К., сплавившись с германск. народом англосаксов водну твердую массу, положили начало английскому народу. На континентЕвропы К., жившие по Рейну и к Ю от Дуная, растворились в германскихплеменах, раньше подвергшись романизации. Последняя всего сильнеепроявилась среди К. нынешней Франции. В чистом своём виде кельтская расасохранилась в Бретани (где кельтское население было в V и VII ст. по Р.Хр. подновлено массовыми переселениями из Корнваллиса), Валлисе,Ирландии и Шотландии Общее число говорящих ныне на кельтских языкахдостигает 31/2 милл. Представляя собою авангард арийцев в их движении на З, К. не были,однако, первоначальными обитателями Западной Европы. Они повсюдунаходили здесь племена неарийского происхождения, которые в одних местахпринадлежали к иберийской, в других - к лигурийской расе. Отношения К. кэтим, равно как и к другим доисторическим расам (пещерный человек) ещёне выяснены. Несомненно лишь одно, что неарийские элементы,подчинившиеся К., смешались с ними в физиологическом отношении. Отсюдате различия в современном населении стран, некогда населённых К.,которые послужили основой для теории Амедея Тьерри о двойственностикельтской расы. В тех малорослых, черноволосых брахикефалах, которыхМильн Эдвардс и др. считали подлинными К., на самом деле всего болеенеарийской крови. Древний кельтский тип, как он описываетсяклассическими писателями, представляет противоречивые черты, которыемогут быть объяснены лишь слиянием рас, а в некоторых местностях, гдетакое слияние ещё не завершилось - сосуществованием на одной почве рас,писателями не различаемых. Кельтам приписывались крайнее непостоянство -и твердая, героическая преданность своим вождям; необыкновенная жадностьк золоту - и щедрое посвящение его богам; тяжелая неподвижность ума - истрасть к красноречию; грубая, наивная простота - и способностьпридумывать всяческие хитрости на войне; умственная косность - испособность к изобретениям. Какие из этих черт должны быть отнесены насчет К. и какие приписаны аборигенам Европы неарийской крови - это всевопросы, представляющие широкое поле для различных комбинаций. Моммзеннациональными свойствами К. объясняет тот исторический факт, что этихорошие солдаты и плохие граждане поколебали все государства, но сами неосновали ни одного. При появлении своём в Европе К. стояли уже надовольно высокой ступени цивилизации. Они познакомили аборигенов Европыс употреблением металлов, а сами, быть может, заимствовали у нихдруидизм. Всегда готовые странствовать и предпринимать походы, занимаясьвойной, как организованным разбоем, или даже как ремеслом за плату, К.не отличались преданностью родимой почве, которая свойственна италийцами германцам. Они любили селиться большими группами, по городам иместечкам, которые разрослись и приобрели у них значение, кажется,ранее, чем в Италии. Прочностью и силой отличалось их родовое чувство.Кельтские роды или кланы долго сохраняли первобытную независимость,хищнический образ жизни и преданность наследственному главе. Для полнойхарактеристики внутреннего быта К. наука не располагает ещё достаточнымиданными. Сведения, сообщаемые о К. Цезарем и др. классическимиписателями, почти не касаются этой стороны вопроса. Памятникам,сохранившимся в Бретани и Валлисе, учёные до последнего времени неподавали значения, так как эти кельтские страны подвергались сильномувлиянию романизации и др. чуждых воздействий. Положение вопросазначительно изменилось в последнее время, когда приступлено к изданиюпамятников древнеирландского права. Ирландия никогда не была подвластнани римлянам, ни англосаксам; датчане проникли в неё лишь в конце VIIIстол. Когда лингвисты окончательно разъяснят древнеирландские тексты,тогда, быть может, историки-юристы в состоянии будут проследитьбесспорнокельтские элементы в памятниках Валлиса и Бретани и выяснить,существовало ли единое кельтское право. Самобытное национальное право, действовавшее в Ирландии с древнейшихвремен, было в начале XVII в. отменено англ. правительством и обреченона забвение, как всё, что могло напомнить ирландцам об их прежнемнациональном существовании. Но в 1852 г. англ. правительство поручилоирландским учёным отыскать и издать памятники древнеирландского права.Издание, до сих пор ещё не законченное ("Ancient laws of Ireland", т. 1- 4, 1865 - 79), пока содержит в себе два памятника, снабжённых англ.переводом: Senchus Мor, т. е. Великую книгу древнего закона, и книгуАицилля. Полагают, что правовые нормы, содержащиеся в Великой книгедревнего закона, сложились, под влиянием брегонов, приблизительно в 1-мстолетии нашей эры, а юридические трактаты, служащие основой сборника ипредметом позднейшей глоссы, составлены в эпоху введения в Ирландиихристианства, т. е. в половине V ст., затем несколько веков былисохраняемы устным преданием, а к VIII в. были записаны. Древнейшаядошедшая до нас рукопись относится к XIV в. Всё в этом кодексе - иформа, и содержание - носит на себе печать глубокой древности.Архаичность формы проявляется в полном отсутствии метода или системы;вследствие нарушения размера, стихи всюду переходят в прозу, но нетрудно угадать и восстановить их. Для изучения исходных основ и эволюциипервобытного индоевропейского права нет другого источника - заисключением разве законов Ману, - который превосходил бы своей важностьюстаринные ирланд. законы. Сенхус-Мор состоит из 5 книг, из которыхпервые две трактуют о судопроизводстве, последние три - о воспитаниидетей, о различных формах аренды и об отношениях разных лиц между собой,а также к церкви. Материалом для книги Аицилля послужили двапроизведения, из которых одно принадлежит королю Кормаку (около 250 г.по Р. Хр.), а другое - Ценнфеладсу, жившему четырьмя столетиями позднее;рукописи её не старше XV века, но сама книга составлена гораздо раньше,а описываемые в ней учреждения относятся к отдаленнейшей древности.Дополнением к этим двум главным источникам могут служить другиепамятники древнеирландской литературы, в особенности же церковные тексты- исповедь св. Патрика, Collatio canonum hibernica и др. Все этипамятники застают народ в состоянии родового быта, высшим проявлениемкоторого был клан. Наряду с родовыми отношениями, а иногда и помимо них,устанавливалась, путём аренды земли, зависимость, аналогичная вассальнымотношениям феодального строя. В основе аренды, которая, впрочем, моглабыть и свободной, т. е. не устанавливать зависимости в отношениях междусъёмщиком и хозяином, лежала собственно отдача в пользование не земли, аскота (так назыв. шетел, cheptel, от кельтс. chatal или chetal - скот),этого главного богатства К. Собственник по имени был в действительноститолько управляющим общего родового имения, обременённого повинностями впользу семьи. Брак заключался посредством покупки жён и до введенияхристианства, по-видимому, мог быть совершаем на один год. Выкуп за дочьшёл в пользу отца, но при последующих браках известная часть его,которая с каждым новым браком постепенно увеличивалась (законпредусматривает 21-кратный выход замуж), обращалась в пользу дочери.Когда отца заменял брат, он получал половину того, что причиталось отцу.Когда супруги были равны как по общественному положению, так и повкладам, внесённым ими для составления общего имущественного фонда, тожена пользовалась одинаковыми правами с мужем, и один без другого не могвступать в сделки; в случае неравного брака преимущественное значение вдомашних делах принадлежит тому из супругов, кто делал вклад. Наряду сэтими случаями СенхусМор предусматривает ещё 7 форм брачных отношений,напоминающие собою неправильные брачные соединения, о которых говоритсяв законах Ману. При разлучении супругов, каждый берёт свой вкладцеликом, благоприобретённые же имущества распределяются между ними наосновании особых правил, предусматривающих мельчайшие детали.Существовала весьма сложная система родственных отношений, применявшаясяне только к распределению наследственных имуществ, но и к раскладкеденежных штрафов, занявших место кровной мести: к платежу и получениюэтих штрафов родственники призывались в том же порядке, как и кнаследованию (характерной особенностью ирландск. права являетсяинститут, указывающий на высокое уважение, которым пользоваласьнеприкосновенность домашнего очага: посягательство, совершённое надкем-либo в пределах чужого двора, влекло за собою особый штраф в пользувладельца этого двора.). Вознаграждение за убийство свободного человека(цена крови, eric) определялось в 7 рабынь (рабыня - обычная единицаценности у К.) или 21 дойную корову. Кроме того, существовала ещё ценачести (enechlann), размер которой зависел от состояния и общественногоположения жертвы. От родственников преступника зависело или уплатить занего, или же отказаться от него и обречь его на изгнание. Случайноеубийство не освобождало от платежа вознаграждения; убийство тайное илииз засады влекло за собой двойной штраф. Существовал тариф штрафов запоранения и побои. Размер вознаграждения за убытки находился в прямомотношении к званию потерпевшего и в обратном к званию нанёсшего вред.Начальной стадией процесса служил арест, который налагался истцом наимущество (скот) ответчика и вместе с тем служил обеспечением иска. Еслиу ответчика не было никакого имущества, то он подвергался личномузадержанию и отводился к истцу с оковами на ногах и цепью на шее; истецобязан был давать ему только чашку мясного отвара в день. Если истец иответчик принадлежали к разным племенам, и арест имущества последнегобыл неудобоисполним, то истец мог задержать всякое лицо из племениответчика. Заложник платил за своего соплеменника и имел к нему правообратного требования. Если путём ареста имущества нельзя было побудитьответчика явиться на суд, то дело оканчивалось поединком, условиякоторого установлены были обычаем и который во всяком случае происходилпри свидетелях. Суд принадлежал главе клана или народному собранию, новообще имел характер третейский. При постановлении решения онруководствовался мнением брегонов (собственно brithem, затем brehon -судья), которые в языческую эпоху принадлежали к числу филе (file - ясновидящий, пророк) - разряду жрецов, непосредственно следовавшихза друидами; в средние века они сделались наследственной корпорацией.Брегоны - это вещатели права, хранители формул и довольно сложныхобрядов процесса, отличавшегося обычным в древности формализмом; в своихзаключениях они не создают право, а только раскрывают и формулируют теправовые нормы, которые кроются в правовом сознании народа. Весьма раноначалась среди них и теоретическая, научная разработка права. Этимтолько и может быть объяснена сложная казуистика Сенхус-Мора, которою онможет соперничать с юридической мудростью брахманов и талмудистов.Брегоны были также поэтами и стояли во главе школ, в которых путёмустной передачи изучалось право, вместе с правилами поэтическоготворчества. В языческую эпоху принадлежность брегонов к числу жрецовсообщала заключениям их религиозный авторитет, тем более, что филеприписывалось сверхъестественное могущество, способность низвести нанепокорного всяческие беды. Тогда во главе сословия филе стоял такназыв. олав (ollaw), соответствующий по своему положению верховномудруиду галлов. И после введения христианства заключения брегонов нелишились мистического оттенка: на суде совершались разные магическиедействия брегона, которые должны были вызвать сверхъестественныеоткровения. Затем доказательствами служили судебный поединок, присяга,ордалии, поддержка соприсяжников. Литература. Кроме сочин., приведённых в ст. Галлы (VII, 945) иКельтские языки: Brandes, "Das ethnogr. VerhaItniss der Kelten undGermanen" (Лпц. 1857); Desjardins, "Geogiaphie historique etadministrative de la Gaule romaine" (Пар., 1876 - 1885); Cuno,"Vorgeschichte Roms. Bd. 1: Die Kelten" (Лпц., 1878); Rhys, "CelticBritain" (Лонд., 2 изд. 1885); Czoernig, "Die alten Volker Oberitaliens"(B., 1885); Meyer, "Die noch lebenden Kelt. Volkerschaften, Sprachen undLitteraturen" (Б. 1863); "Ancient laws and institutes of Wales" (Л.,1841); O'Gurry, "Manners and Customs of the ancien Irish" (Лонд., 1873,с предисловием О'Сюлливана); Мэн, "Древнейшая история учреждений" (СПб.,1876), D'Arbois de Jubainville, "Etudes sur le droit celtique. LeSenchns Моr" (1881); Дарест, "Исследования по истории права" (СПб.1894); Wasserschleben, "Die irische Canonensammlung" (Л., 1885).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.