- Еврипид
- Еврипид (EuripidhV) - афинянин, младший из трех греч.трагиков-корифеев. Родился на Саламине, в день знаменитой победы, 20сент. 480 г. до Р. Хр., от зажиточных, но незнатных родителей. Был женатдважды; от второй жены имел трех сыновей, из которых один также писалтрагедии. В семейной жизни был несчастлив, что не осталось без влиянияна его и без того невеселый нрав и на его суждения о женщинах. Отполитической деятельности уклонялся. Под конец жизни Е. был приглашен кцарскому двору Архелая в Македонии. Умер в 407 г. Много читал,преимущественно книги философского содержания (у него была перваязначительная частная библиотека); имел общение с современными емуфилософами, софистами и политическими деятелями: Трагедии Е. обличаютзависимость его воззрений на природу от физического учения Анаксагора;на моральных и религиозных понятиях трагика и на его стиле отразилосьвлияние Протагора, Продика и вообще софистов, Скептицизм которых изанятия диалектикой гармонировали с настроением и вкусами Е., первогоученого поэта. В 455 г. Е. участвовал впервые в драматическом состязаниина афинской сцене, но только в 440 г. впервые получил высшую награду.Подобно Эсхилу и Софоклу, Е. ставил свои трагедии тетралогиями. Из 92пьес, приписывавшихся ему в древности, можно восстановить названия80-ти. До нас дошло из них 18 трагедий, из кот. "Рес" принадлежит болеепозднему поэту, и сатирич. драма "Циклоп". Лучшие, по оценке древних,драм у Е. для нас потеряны; из уцелевших увенчан был только "Ипполит". Вчисле сохранившихся пьес самая ранняя - "Алкестида"; к наиболее поздним принадлежат "Ифигения в Авлиде" и"Вакханки". В "Алкестиде" (438) героиня добровольно отдает себя смерти,чтобы сохранить жизнь любимого супруга, царя Фер в Фессалии, Адмета.Несмотря на то, что по содержанию и тону пьеса выделяется из рядаантичных трагедий, она отличается всеми особенностями творчества Е.:преобладающий интерес сосредоточивается на женском характере,исполненном высокого героизма. Предпочтительная разработка женских ролейв трагедии была нововведением Е., и поэт остался верен себе в этомотношении до конца. Гекуба, Поликсена, Кассандра, Андромаха, Макария,Ифигения, Елена, Електра, Медея, Федра, Креуса, Андромеда, Агава и мн.др. представляют собою типы наиболее законченные и жизненные; хоры втрагедиях Е. чаще составлены из женщин. Мотивы супружеской и материнскойлюбви, нежной преданности, бурной страсти, женской мстительности, всвязи с хитростью, коварством и жестокостью, занимают в драмах Е. весьмавидное место. Женщины Е. превосходят его мужчин силою воли, яркостьючувства, большею настойчивостью в защите своих человеческих прав.Положительные женские характеры многочисленнее в уцелевших трагедиях,нежели отрицательные; даже такие женщины, как Федра, Медея, Гекуба,обуреваемые разрушительными страстями, искупают свою вину тяжестьювыпавших на их долю испытаний. "Женоненавистничество" Е., послужившеедля Аристофана поводом к комедии "Женщины на празднике Деметры",выражается гораздо больше в суждениях действующих лиц в самого поэта,нежели в образе действий и нравственных качествах его героинь. Непоследнюю роль отводит Е. рабам, по положению в обществе близко стоявшимк женщинам. Много раз изображал он тяжелую долю раба, особенно рабыни, иучил зрителей состраданию и человечному отношению к рабам и несчастным."Одно позорно у раба - имя; во всем прочем добрый раб не хужесвободного". "Для многих рабов позорно только имя, а душою они свободнеене рабов". Е. верит в равенство всех людей по природе, как происшедшихот общей матери-земли. В "Алкестиде" изображение легендарного мирапроникнуто впечатлениями действительности; отсюда, с одной стороны,общие сентенции на разные случаи жизни, софистические тонкости в диалогемежду Адметом и его отцом, а с другой - низведение легендарных личностейна уровень современных поэту граждан и гражданок, с их обычнымислабостями и достоинствами. В "Медее" (431) искусство трагика достигаетвысшей степени в двух сценах: во второй беседе с Язоном, когда Медеясилится скрыть гнетущее ее чувство жалости к детям, ею же обреченным насмерть, и под видом спокойствия и покорности едва сдерживает в себе бурюразрушительной страсти, - и в сцене прощания Медеи с детьми, когдачувство нежной любви к детям борется с неутоленной жаждой мести Язону.Ипполит (428) послужил образцом для "Федры" Расина. Е. дваждыобрабатывал этот сюжет для сцены; до нас дошла более поздняя Трагедия.Падение Трои, распределение царственных пленниц между ахейскими вождями,скорбь их при сборах в путь на далекую чужбину - таково содержаниетрагедии "Троянки". Дальнейшее развитие той же темы составляют "Гекуба"и "Андромаха". В первой из них скорбь и отчаяние Гекубы, у которойотнимают Поликсену для заклания на могиле Ахиллеса, сменяютсянеобузданной яростью старой царицы-пленницы и жаждою мести фракийскомуцарю Полиместору, за умерщвление сына ее Полидора. "Андромаха", толькоотчасти сходная с одноименной трагедией Расина, поставлена была вАргосе, в то время, когда аргивяне заключили союз с Афинами противСпарты (424 - 422). Речь Андромахи против Менелая служит как бывыражением антиспартанской политики Афин и Аргоса. "Ифигения в Авлиде",которою воспользовался Расин для своей "Ифигении", изображает решимостьАгамемнона принести свою дочь в жертву Артемиде, чтобы доставить успехобщеэллинскому делу. В последнюю минуту Ифигения изъявляет полнуюпокорность судьбе, предпочитая славную смерть за отечество жалкомупрозябанию: "не варварам господствовать над эллинами", восклицаетгероиня: "рабы - варвары, эллины свободны". Из слов вестника иАгамемнона греки узнают о чудесном исчезновении Ифигении из-поджертвенного ножа и о замене ее ланью. "Ифигения у тавров" имеет своимсюжетом прибытие Ореста и Пилада в Тавриду, где Ифигения служит Артемидеи обязана приносить иноземцев в жертву богине. Брат и сестра узнают другдруга и благополучно возвращаются в Грецию. Тот же сюжет обработан Гёте."Елена" (412) построена на том варианте троянского сказания, по которомусупруга Менелая вовсе и не была в Трое, но перенесена была Гермесом вЕгипет. Менелай, занесенный туда же бурей, узнает Елену и, при помощиДиоскуров, бежит вместе с нею из Египта. В "Електре" - с тем же сюжетом,что "Девушки с возлияниями" Эсхила и "Електра" Софокла - совмещеныбольше, чем в других пьесах, характеристические черты Еврипидова театра.Дочь Агамемнона, выданная Эгисфом замуж за поселянина, живет с мужем вкрестьянской избе, в деревне. Больше всего сокрушается она собственнойпечальной долей, а не смертью отца или бедствиями брата. Когда являетсяОрест, брат и сестра заключают заговор против своих врагов. Эгисф убитво время жертвоприношения, к которому гостеприимно допустил иноземцев.Клитемнестру дочь завлекает в избу притворными родами и помогает брату вматереубийстве. Диоскуры, в заключение, объявляют, что Електру возьмет вжены Пилад, а Орест покинет Аргивскую землю и будет, умоисступленный,скитаться до тех пор, пока не будет оправдан судьями афинского ареопага.В Оресте (408) соединено несколько действий. Сначала является Орест, поумерщвлении Клатемнестры страдающий умопомешательством и преследуемыйпризраками Еринний. От больного не отходит сестра его Електра. Аргивскийнарод осуждает на смерть Ореста и Електру, но предоставляет им самимлишить себя жизни. С целью отомстить предавшему его Менелаю, Орестубивает Елену и насильственно овладевает Гермионой. Пьеса кончаетсяпоявлением Аполлона, возвещающего, что Елена не убита и живою взята нанебо в обитель Зевса; Орест через год очистится от преступления иженится на Гермионе, а Електра будет женою Пилада. Четыре трагедии имеют ближайшее отношение к Афинам и выражаютпатриотические чувства поэта. Место действия "Иона", одной из лучшихпьес Е. - в Дельфах. Здесь служит Аполлону юноша, ничего не знающий освоем происхождении - сын Креусы, дочери афинского царя Ерехфея,прижитый ею от самого Аполлона. Креуса, убежденная, что сын ее погибвскоре после рождения, вышла замуж за вождя ахейского племени Ксуфа.После разных перипетий, она узнает в Ионе своего сына. Афина возвещает,что Ион будет преемником Ерехфея на афинском престоле и родоначальникомИонийских колен, а от Креусы и Ксуфа родятся еще Дор и Ахей, именамикоторых будут названы другие ветви эллинского народа. В "Просительницах"воздается хвала великодушию афинского демоса: Тезей, по просьбе матерейаргивских вождей, павших под стенами Фив, заставляет фивян выдать, дляпогребения, тела убитых. В пьесу введен трогательный эпизод: Евадна не всилах перенести потерю мужа и добровольно погибает в пламени того самогокостра, на который положены останки Капанея. В "Неистовствующем Геракле"Тезей удерживает Геракла от самоубийства. В "Гераклидах" Анины - местоубежища для изгнанников. Дети Геракла бежали в Афины от преследованийЕврисфея. Выдать беглецов афинский царь отказался, и возникшая междуЕврисфеем и Демофоном война окончилась торжеством афинян. Победа былакуплена ценою жизни Геракловой дочери Макарии, которая добровольнообрекла себя на смерть, когда божество, через оракула, потребовало себев жертву девушку. Взятый в плен Еврисфей тронут великодушием победителейи обещает, что могила его будет служить охраною афинян, когда пойдут наних потомки Геракла, т. е. лакедемоняне. Трагедия "Финикиянки", получилаимя от хора, состоящего из финикийских девушек: они привезены из Тира и,по пути в Дельфы, задержаны вспыхнувшей войной в Фивах. Сюжет драмы тотже, что и "Семи" Эсхила - братоубийственная распря между сыновьямиЭдипа. Фивы служат местом действия и в "Вакханках" - трагедии,написанной в духе предшествовавших поэтов и свободной от религиозногоскептицизма. Приписываемый Е. "Рес" представляет переложение в драму Хп. "Илиады". Для истории античного театра весьма важное значение имеет"Циклоп", как единственный уцелевший образчик сатирской драмы, названнойтак от того, что хоры в ней составлялись непременно из сатиров,спутников Диониса. Действие происходит в пещере Циклопа в Сицилии.сатиры попали на остров случайно, в то время, когда пустились по морям,в поиски за похищенным Вакхом. Одиссей с товарищами занесен сюда ветром,когда из-под Трои возвращался домой. Трусливые, плутоватые, большиеохотники до вина Силен и сатиры, обжора и циник Полифем, изобретательныйи находчивый Одиссей - таковы действующие лица пьесы; угощение Полифемавином, сборы его к пожиранию Одиссея, ослепление великана Одиссеем ибегство Одиссея, вместе с сатирами, составляют содержание "шутливойтрагедии". В 1891 гг. найдены на египетском папирусе III в. до Р. X.значительные отрывки "Антиопы" - пьесы Е., часто упоминаемой древними(Mahaffy Cunningham Memoirs, п. 8). Фивский царь Лик и жена его Дирке,Антиопа, племянница Лика, родившая от Зевса близнецов Амфиона и Цета,эти близнецы - вот действующие лица трагедии, один из эпизодов которойвоспроизведен в скульптурной группе "Фарнезский бык". В диалоге междублизнецами автор выясняет превосходство умственного труда надфизическим, разума - над телесной силой. В 1881 г. издан отрывоктрагедии "Ипполит", найденный на пергаменте IV в. нашей эры ("Моnatsb.d. Berlin. Akademie", 1881, стр. 982 и сл.). В 1893 г. издан в Венеотрывок "Ореста", с папируса II в. нашей эры, драгоценный в томотношении, что в нем содержится отрывок музыкальных нот этой пьесы. Сохранение прежней формы трагедии, с мифологическими и легендарнымисюжетами и именами, с хором и т. п., и в тоже время разнородность иновизна содержания, часто не имеющего связи с далекой стариной и,напротив, близко и многообразно соприкасающегося с современнойдействительностью - вот источник двоякого отношения к В. современников ипотомства: или жестокие нападки и порицания, или восторженное почитаниеи увлечение. В смысле техники особенностями трагедий Е. должно считать:пролог в начале пьесы, для ознакомления зрителей с относящимися кдействию обстоятельствами; deus ex machina, в конце приводящий пьесу кблагополучному концу; слабая связь хоровых частей с диалогическими;обилие музыкально-лирических излияний главных героев (так назыв.монодий); усиление внешних эффектов. Лишь немногие из уцелевших трагедийудовлетворяют требованию законченности и единства действия. Сила авторав обработке отдельных сцен и монологов; некоторые трагедии - не более,как ряд мастерски исполненных патетических картин. В старательномизображении душевных состояний, напряженных или патологических,заключается главный интерес трагедии Е. Умоисступление воспроизведенопоэтом в образах Геракла, Ореста, Кассандры в др. Под именами богов ииных сказочных существ поэт вскрывал перед зрителями их же собственнуюдуховную природу, в разнообразных ее проявлениях. Зависимость поэта отнаблюдений над современностью доказывается: 1) выбором и патриотическоюобработкою некоторых сюжетов ("Андромаха", "Просительницы","Финикиянки", "Гераклиды", "Геракл", "Ион"); 2) множеством изречений оженщинах, рабах, о политических учреждениях, об афинянах и спартанцах ит. п., который не приложи мы к мифическому периоду и точно отвечаютсовременным Е. отношениям; 3) многочисленными сентенциями о природе ичеловеке в духе тогдашних философов; 4) способом выражений героев Е., наподобие резонерствующих афинян. В интересе художеств. или дидактич. поэтизменял древние сказания, одни и те же лица наделял в различныхтрагедиях различным характером. Скептицизм и неверие составляютпреобладающую черту в миросозерцании поэта: Аполлон осуждается заматереубийство Ореста; Афродита называется злодейкой, губящей Ипполита;обычное торжество неправды над добродетелью свидетельствует противсуществования богов. "Если боги творят что-либо позорное, они не боги".Сомнение и критику вносил Е. и в семейные и общественные отношения, вполитику и литературу, за что получил прозвание философа сцены,мудреца-поэта, а со стороны Аристофана и других ревнителей стариныподвергался ожесточенным нападкам. Ни от кого другого из античных поэтовне дошло до нас столько выражений участия и сострадания к бедным,слабым, униженным и несчастным, были ли это свободные или рабы, эллиныили варвары. Как художник, Е. поднялся до изображения общечеловеческихстрастей и страданий и тем широко раздвинул пределы симпатии в античномобществе. Он стоит на рубеже двух настроений; национально-эллинского илипатриотическиафинского - и гуманного, космополитического. Отсюдагромадное, многовековое влияние, какое оказали его трагедии напоследующую литературу. Он был почти исключительным образцом дляпозднейших трагиков, предметом почитания и подражания для авторов новойкомедии, с Менандром во главе, любимейшим трагиком в эпохи македонскую,римскую, византийскую; учители церкви, как Климент Александрийский,Григорий Назианзин, видели в нем провозвестника новой веры. Европейскаядрама, в лице Корнеля, Расина, Вольтера, питалась главным образомлитературным наследием нашего трагика; "Медея", с несущественнымипеременами, не сходить со сцены в до сих пор. Лучшие изд. - Диндорфа,Пели (Paley), Кирхгофа, Наука, Вейля, Пфлуг-и-Клотца, пересмотр.Веклейном; собр. отрывков Наука (1889); из отдельных трагедий -"Heracles" и "Hippolytos", Виламовиц-Мёллендорфа (1889 - 91). Кромеобщих сочин. по истории греч. литературы, особ. Бернгарди, Магафи,Бергка, Круазе см. Patin, "Etudes sur les tragioiпes grecs. Е." (3 изд.1866); P. Decharme "Е. et l'esprit de son theutre" (П., 1893), С. С.Уваров, "О трех греч. трагиках" ("Сын Отеч.", 1825 г.); Орбинский, "Е. иего значение в греч. трагедии" ("Журн. Мин. Нар. Пр.", ч. 79); "Е. визложении Л. Коллинза", перев. П. Вейнберга" (СПб., 1877); Д. В. Беляев,"К вопросу о мировоззрении Е." (Казань, 1878); его же, "Воззрения Е. насословия и состояния, внутреннюю и внешнюю политику Афин" ("Ж. М. Н.Пр.", 1882, 1886); Ф. Мищенко, "Опыт по ист. рационализма в др. Греции"(Казань, 1881, стр. 279 - 309). Греч. текст с примечаниями А. Д.Вейсмана ("Ипполит", СПб., 1884) и А. Э. Редька ("Финикиянки", Кутаис,1884). Переводили Е. на русск. языке Мерзляков, Шестаков, "Гипполит"("Зап. Каз. Унив.", 1871); "Троянки" (Каз., 1876); П. Басистов,"Ифигения в Тавриде", (СПб., 1876); Н. Котелов, "Гипполит" (1884); В. И.Водовозов ("Ифигения"); В. Алексеев, "Медея" (1889), "Ифигения в Авлиде"(1889 "Гипполит" (1889), "Ифигения в Тавриде" (1890), "Ион" (1891),"Алкестида" (1891), "Вакханки" (1892), "Неистовый Геракл" (1892); Д. С.Мережковский ("Ипполит" В. Е., 1893 г. № 1).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.