- Еврипид
-
Еврипид, Euripides, с Саламина, ок. 485-406 гг. до н. э., греческий трагический поэт. Происходил из состоятельной афинской семьи. Его отец Мнесарх (или Мнесархид) имел какую-то собственность на Саламине, другую - в аттическом округе Флия. Е. получил прекрасное образование (вероятно, он был учеником Анаксагора, знал также Продика, Протагора и Сократа). Был жрецом Зевса во Флии и единожды участвовал в афинском посольстве в Сиракузы. По характеру скорее нелюдим, он наиболее охотно находился в своем жилище на Саламине, посвящая время исследованиям и писательскому труду; там у него была своя библиотека. В 455 г. Е. впервые выступил в трагическом агоне и занял третье место, первый успех к нему пришел в 441 г. Подвергшись нападкам за новизну взглядов, он лишь 5 раз получил первую награду (в том числе одну посмертно). В 408 или 407 г. навсегда покинул Афины. Он удалился в Пеллу, ко двору македонского царя Архелая, где среди прочего написал в честь царя пьесу Архелай (фр.). Умер в Пелле, по легенде, растерзанный сворой гончих псов. Е. был дважды женат, в первый раз на Мелите, второй - на Хорине (или Хориле), с которой прижил 3 сыновей (один из них, Еврипид, тоже трагический поэт, поставил после смерти отца его последние произведения). - Драматическое творчество Е. насчитывало 92 произведения, объединенные в трилогии или тетралогии часто не связанные сюжетно. Целиком сохранилось 17 трагедий и одна сатирова драма, а также свыше 1000 фрагментов. В творчестве Е. различают 3 периода; произведения, написанные в каждый из них, имеют общие черты, роднящие их между собой. Первую группу составляют драмы, которые можно назвать психологическими, так как Е. со знанием дела описывает в них переживания женщин, одержимых сильными страстями. Алкест (Alkestis; 438 г.), самая ранняя из сохранившихся пьес, представляла последнюю часть тетралогии, состоявшей из сатировых драм. Отсюда ее трагически-бурлескный характер. Е. использовал здесь мотив обмана смерти: жена отдает жизнь за мужа, нов награду за добровольную жертву сама вырывается из рук смерти. В драме Медея (Medea; 431 г.) трагический конфликт разыгрывается в истерзанном страстью сердце женщины. Преданная и обманутая варварская царица после тяжелой, мастерски описанной внутренней борьбы убивает собственных детей, чтобы таким способом отомстить их отцу, неверному Ясону. Жертвой страсти представляется также Федра, героиня трагедии Ипполит Увенчанный(Hippolytos stefaneforos; 428 г.), являющей новой обработкой плохо принятой публикой пьесы под названием Ипполит, скрывающий облик (Hippolytos kalyptomenos). Федра старается скрыть и одолеть страстную любовь к своему пасынку Ипполиту. Когда тайна раскрывается, отвергнутая и униженная, она совершает самоубийство, мстя Ипполиту из могилы клеветой. В Гекубе (ок. 425 г.) Е. показал трагедию страдающей матери и царицы уничтоженного народа. Эта удрученная горем, но полная достоинства женщина превращается в жаждущую крови мстительницу. Гекуба - великая трагедия мести, интриг и клеветы. К тому же кругу мифов принадлежит Андромаха (ок. 419 г.; в Афинах не ставилась), представляющая трагедию униженной и брошенной в крайнюю нужду богатой женщины. Другую группу составляют патриотические и политические драмы: Гераклиды (Herakleidai; ок. 429 г.) - история детей Геракла, ищущих в Аттике помощи против врагов. Конфликт двух образов - жестокой силы (Еврисфей) и царского великодушия (Демофон) - должен был по замыслу Е. соотноситься с положением в греческом мире, разделенном началом Пелопонеской войны на два лагеря: Спарты и Афин. Эхо этой войны мы слышим также в Плакальщицах (Hiketides; ок. 420). Главный герой драмы, афинский царь Тесей, который на просьбы матерей аргивянок помогает им отыскать останки погибших сыновей, воплощает здесь высокие идеалы афинского государства. Безумный Геракл (Herakles mainomenos; предположительно, ок. 416 г.) - трагическая повесть о незаслуженном унижении героя, которое настигло его в конце жизни. Геракл на вершине славы в припадке безумия убивает жену и детей. Очнувшись, он хочет покончить с собой, но его удерживает испытанный друг Тесей. Древние называли эту трагедию «хвалой Тесею», мудрость которого символизирует здесь мудрость управляемого им государства. Троянки (Troades; 415 г.) представляют собой ряд трагических картин, рассказывающих о судьбах троянских пленниц после падения города, это одна из наиболее пессимистических трагедий Е., утверждающая, что война приносит тлько несчастье, как побежденным, так и победителям. Третья, самая поздняя группа включает пьесы со сложной интригой и запутанным действием, стержнем которого являются великолепно обрисованные характеры. Электра (вероятно, 413 г.) с точки зрения содержания - это уже известная нам трагедия о матереубийстве Ореста (после трагедий Эсхила и Софокла). У Е. вся история разыгрывается в скромной хижине крестьянина, которому Электра была отдана в жены. В действиях Ореста поэта интересуют прежде всего моральные проблемы. После убийства матери Орест и Электра охвачены чувством вины, от которого нет лекарства. Не помогает даже ссылка на приказ Аполлона, который, отдавая его, сам заслужил осуждение. Пьесой, полной интриг и приключений, окрашенной скорее басенным, чем трагическим настроением, является Елена (Helene; 412 г.). Поэт обработал здесь известную из Палиподии Стесихора версию мифа, согласно которой в Трое находилась лишь тень Елены, подлинная же Елена, как верная и любящая жена ждала Менелая в Египте. После многих приключений поэт соединяет прежде разлученных супругов. В этой легкой пьесе также скрыта критика войны: столько лет греки сражались из-за призрачной тени! Можно увидеть в этой пьесе и подобие изобилующего интригами и чудесными приключениями греческого романа. Развернутой драматической интригой обладает также Ион (Ion; между 413 и 409 гг.), описывающий судьбу героя, сына Аполлона, предка ионийцев. Мотив подкинутого ребенка и взаимного узнавания, наряду со счастливым концом пьесы, приводят к тому, что эта «спокойная трагедия» представляется предвестницей комедий Менандра. Вновь узнавание (на этот раз родителей) и не менее сложная интрига делают из Ифигении в Тавриде (Ifigeneia he en Taurois; между 413 и 409 гг.) необычайно эффектную драму. В Ифигении в Авлиде (Ifigeneia he en Aulidi; 406 г.) главная героиня, вначале пораженная и взволнованная, после тяжкой внутренней борьбы сознательно решает пожертвовать жизнью, чтобы обеспечить удачу грекам, терпящим поражение в войне с троянцами. Драма Орест (408 г.) представляет собой психологическое исследование последствий страшного дела для самого матереубийцы и его окружения. Отвергнутый богами и преследуемый людьми, Орест изо всех сил старается спастись. Приговоренный к смерти, он пытается отомстить Менелаю, от которого тщетно ожидал помощи. Остальные трагедии Е. трудно причислить к одной из вышеназванных групп. К ним принадлежат: Финикиянки (Foinissai; ок. 408 г.), сюжетом которых так же, как и сюжетом Семерых против Фив Эсхила является братоубийственная борьба сыновей Эдипа, содержащие ряд прекрасных сцен: среди них блестящие описание битвы и обзор войска со стен города, и Вакханки (Bakchai; 407 г.) - единственная сохранившаяся «дионисийская» драма. Е. описал в ней историю царя Пенфея, который отважился препятствовать Дионису в его победоносном шествии по миру, и жестокую месть разгневанного бога. Трагедия эта, интерпретируемая различными способами, то как доказательство безбожия Е., то, в других источниках, как свидетельство его обращения, несомненно доказывает, что поэт умел постигать и оценивать иррациональные стороны человеческой натуры. В сатировой драме Циклоп (Kyklops; дата написания не установлена), единственном целиком сохранившемся образце этого жанра, Е. описал приключение Одиссея в пещере Полифема. Е. написал также трагедию Ресос (воссоздающую эпизод из X книги Илиады). Ее место в рукописях Е. заняла трагедия неизвестного автора под тем же названием, созданная, вероятно, в IV в. до н. э. Сюжеты своих произведений Е. брал из мифов, отыскивая их малоизвестные локальные версии, а известные мифы изменял в соответствии с принципами своего искусства и собственными воззрениями. Е. дегероизировал мифологические образы. Из монументальных героев Эсхила он сделал простых людей, которые по-человечески принимают трагическую судьбу. Боги у Е. подвержены тому же нравственному суду, что и люди. Как рационалист, Е. подрывал веру в божественное происхождение государственных институтов и нравственно-правовых норм. Он доказывал, что не существует разницы между свободным и рабом., греком и варваром, признавая, что единственным критерием достоинства человека является его нравственность. Он преследовал любые проявления несправедливости и жестокости, говорил о войне, как о тотальном зле, угрожающем высшим человеческим ценностям. Хороший наблюдатель, Е. старался всегда вскрыть психологические мотивы поступков своих героев. С несравненной прозорливостью и прямотой обнажал он как дурные, так и добрые черты человеческой натуры. Прослывший женоненавистником, он с особой силой описывал их страсти, однако, ему удалось показать и их самоотверженность. Драматическое новаторство Е. столкнулось с критикой современников, которых отталкивал определенный схематизм предваряющих действие прологов (обычно произносимых каким-либо божеством), а более всего - появляющийся в конце deus ex machina (то есть, бог на сценической машине). Он был нужен среди прочего для того, чтобы действие, отошедшее довольно далеко от общепризнанной версии мифа, вернуть в традиционное русло. Хор в драмах Е. играл меньшую роль, чем у его предшественников, связь его выступлений с действием также более произвольна (исключением являются Вакханки, одна из последних пьес Е.) Зато Е. увлеченно вводил сольные арии (монодии). Замечательны у него поэтические споры-агоны, чаще всего по существу трагического конфликта, в которых яснее всего обозначилось влияние софистов. Многие существенные элементы переняла у Е. новая комедия (см. Менандр), а за ней и позднейший европейский театр: Е. первым ввел в своих пьесах мотив узнавания и интригу, разработал монолог, который должен был отразить внутренние переживания героя, а прежде всего отважился представить на сцене любовь. Е. оценили лишь после смерти; о последующей его популярности свидетельствует само число сохранившихся трагедий, многие сцены из которых отражены в живописи и скульптуре. В Риме произведения Е. переводились чаще, чем трагедии Эсхила и Софокла; его влиянию подвергся прежде всего Сенека, переработавший несколько его трагедий.
М.В. Белкин, О. Плахотская. Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань», 1998