- Откуп
- Откуп государственных доходов частными лицами, вносящими государствуэквивалент стоимости их и получающими, взамен этого, правонепосредственного сбора с плательщиков, представляется явлением довольнораспространенным в государствах с недостаточно выработанными системамиадминистрации, как напр. большинство государств Востока. Какопределенный способ сбора государственных доходов, О. встречается и вобеих классических странах древности. Во всех государствах древнейГреции сбор доходов отдавался на О. частным лицам. В Афинах откупщикичасто образовали большие компании на паях. Сбор производился либо самимиоткупщиками, либо через наемных слуг или рабов. За контрабандой следилисами откупщики и в предупреждение ее могли производить обыски,вследствие чего не пользовались любовью населения. За неплатеж в срокоткупщики лишались гражданства, подвергались аресту и моглиподвергнуться конфискации имущества. В Риме О. был столь жераспространен. С древнейших времен большая часть налогов отдаваласьздесь на откуп с торгов, происходивших ежегодно на формуле, подводруженным копьем (hasta - знак аукциона или торгов). Откупщики илипубликаны (publicani, от риblica - государственные доходы) могли проситьсенат (позже - иногда и народ) отменить торги и назначить новые, еслицифра, которую они должны были платить, была несоответственно велика. О.требовал значительных денежных средств, вследствие чего оказывался подсилу лишь капиталистам всаднического ценза, особенно с тех пор, каксенаторам было воспрещено заниматься денежными делами. Когданедостаточно было капиталов одного лица, составлялись компании(societates), бравшие в Италии и провинциях на О. разные доходы; впервыеони упоминаются в 217 г. до Р. Хр. Один член компании, от лица всех,заключал условие О.: он назывался manceps. Во главе компании стоялиежегодно сменявшиеся magistri. число низших и второстепенных служащихбыло очень велико; это были, большей частью, вольноотпущенники и рабы,но не гнушались этим занятием и граждане. Откупщики и податное населениеиногда заключали между собой условия, но в общем О. сильно угнеталпровинциалов и даже жителей Италии; апелляция в Риме приносила малопользы, тем более, что наместники провинций, обыкновенно должникипубликанов, всячески покровительствовали им. Будучи силой в государстве,публиканы легко добивались смещения неугодных им лиц. В императорскоевремя сохранились те же неустройства, хотя наместником дано было правоналагать на публиканов административные наказания. Под конец империи наО. стали сдаваться лишь таможенные пошлины. В средние века в большей илименьшей мере мы встречаем О. государственных доходов почти во всехзападных государствах. Широко развился и выработался в целую системуфинансовой администрации он лишь во Франции, где еще с XIII р. сборбольшей части налогов был отдан частным лицам во всех частяхкоролевства. Условия О. не подлежали никаким общим нормам; в большинствеслучаев король даже не знал, как доходны отдельные статьи, сдававшиесяна О. Первая попытка упорядочить О. сделана была министром Сюлли приГенрихе IV. Он соединил по группам схожие предметы О. и отдельные группыстал сдавать с торгов; эти меры дали чрезвычайно благоприятныефинансовые результаты. В это время составились 4 группы отдававшихся наО. доходов: 1) таможни (cinq grosses fermes). 2) акциз на напитки(aides), 3) соляной налог (gabelles) в большей части Франции и 4)соляной налог в Лангедоке. Было еще 18 небольших местных статей О.Кольбер закончил, в 1681 г., реформу Сюлли, передав обществу 40финансистов, за ежегодную сумму в 56670000 ливров, права, раньшепринадлежавшие отдельным откупщикам. Окончательно организована былакомпания откупщиков при министре Флери (1726); решено было, что в числооткупщиков не мог входить никто помимо имевших грамоту короля на званиеfermier general. В 1755 г. число откупщиков было доведено до 60, а в1780 г. понижено до первоначальной цифры. Компания, в виде гарантии,должна была вносить в казначейство аванс в 90 милл. Все сношения справительством велись через наемное лицо, которое подписывало договор иименем которого производились иски; затем оно уступало все свои правакомпании и сходило со сцены, довольствуясь пенсией в 4000 ливров. прикаждом возобновлении 0. бралось другое подставное лицо. Торги, с 1681г., возобновлялись каждые 6 лет. Цена 0. в 1788 г. возросла до 91миллиона, в 1763 г. до 124 милл., в 1774 г. достигла 162 милл. Междуоткупщиками и казной велся постоянный текущий счет дебета и кредита,причем казна большей частью вперед лишала себя права на ежегодныеполучки, заставляя компанию производить платежи за счет казны; каждыешесть лет производился окончательный подсчет и, если оказывался излишекпротив суммы, уплаченной в течение этого времени в счет О., тогосударство участвовало в дележе его, получая половину всей суммы:остальную делили между собой члены компании. Компания откупщиков самаведала всю администрацию сбора доходов с населения. В начале онаприбегала к системе вторичного О., но контрактом 1755 г. все вторичныеО., число которых доходило до 250, были упразднены. Центральноеуправление О. имело местопребывание в Париже. В каждой области компаниюпредставляли 1 или несколько директоров, ежегодно присылавшие в Парижотчет по делам О. в своем районе. Под начальством директоров состоялмногочисленный персонал "приказчиков" по де лам О., изъятый от всякихгосударственных повинностей и пользовавшийся особым королевскимпокровительством, чтобы не встречать помех в исполнении своих служебныхобязанностей. "Приказчики" (commis) присягали в присутствии интенданта иза утайку собранных денег подлежали строгими наказаниям, даже смертнойказни. В общем организация О. была очень сложная и стоила больших денег.Доходы генерального откупщика состояли в 1775 г. из жалованья в 24000ливров, 10% с внесенного в казну миллиона, 6%, с остальной внесеннойсуммы (560000) и подарков. К этому следует прибавить еще частьполучавшуюся при дележе лишков, напр. в 1774 - 80 г. равнявшуюся 250000ливров. Королевское правительство не уменьшало доходов откупщиков, таккак король, министры и придворные имели также свою часть в них: дворпользовался ежегодными подарками от откупщиков в 210000 ливров; многимпридворным назначались пенсии из средств генеральных откупщиков и т. д.Этот порядок вещей, разоблаченный одним из приказчиков О. при министреТеррэ, не мог не вызывать в обществе озлобления против О., и без тогонаходившего себе пищу в высокомерном и заносчивом поведении многих изоткупщиков; публицистика выражала лишь общее мнение, представляя всюкомпанию откупщиков как синдикат грабителей, делящих свою добычу сдвором. Наиболее сильно, однако, возбуждал неудовольствие сам характерналогов, сдававшихся на О, внутренние таможни, отделявшие провинцию отпровинции, назойливость и наглость шпионов, содержавшихся откупщикамидля выслеживания контрабандистов, строгие наказания контрабандистов (ихссылали на галеры, приговаривали к смерти и т. д.). Тюрго уничтожилподарок в 100000 ливров, который до него делался генеральному контролерупри возобновлении контракта; он добился также постановления, чтобыбольше не назначались пенсии из средств откупщиков. Неккер сохранил О.лишь для таможен, соляного акциза и табачной монополии; налог на напиткии земельные сборы были отданы на О. 2 другим компаниям (regie general иadministration generale des domaines). Эта реформа подняла к 1786 г.доход с непрямых налогов до 242 миллионов; ограничению числа откупщиковдало, кроме того, возможность удалить из их среды самые дурные элементы.Революция не удовлетворилась этими полумерами. Учредительное собраниеобъявило генеральные О. упраздненными; 6 комиссаров были назначены кликвидированию дел по О. В 1793 г. была назначена новая комиссия длярассмотрения дел по О.; она нашла нужным всех откупщиков, за времяпоследних трех контрактов, подвергнут аресту. Один из них, знаменитыйЛавуазье, написал мемуар в оправдание действий своих коллег, но доводыего не имели успеха. 19 февраля 11 г. революционный трибунал приговорилвсех откупщиков (числом 31) к смерти, кроме одного, вычеркнутогоРобеспьером из списка, и приговор был приведен в исполнение.Приговоренные обвинены были в том, что составили заговор противфранцузского народа, помогали врагам нации, примешивали вредные примесик жизненным припасам, удерживали в своих руках средства, необходимые длягосударственной обороны. Уже через год стали раздаваться голоса, чтооткупщики осуждены безвинно и что конфискация их имуществ неправильна. В1795 г. назначена была комиссия, которая, после многолетнихрасследований, пришла к заключению, что откупщики не только не былидолжны казне 130 миллионов, как утверждали их обвинители в 1793 г., но,напротив, выдали казне вперед 8 милл. (решение 1 мая 1806 г.). Ср. DeNervo, "Les finances francaises sous l'ancienne monarchie, la republiqueet l'empire" (П., 1863); A. Lemoine, "Les derniers fermiers gеnеraux"(П., 1873); Bouchard, "Systеme financier de l'ancienne monаrchie" (П.,1891). А. M. Л.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.