- Константин
- Константин, позже прозванный Великим, полным именем Гай (по некот. -Марк) Флавий-Валерий К. - сын Констанция Хлора и Елены, род. в г. Нессе27 февраля 274 г. До отказа Диоклетиана от власти К. оставался наВостоке при дворе старого императора, затем отправился на запад, где вто время Констанций вел войну с варварами в Галлии и Британии. КогдаКонстанций умер (306), ему должен был наследовать Север, но солдаты вБритании провозгласили К. императором и цезарем, и он принял их выбор.Галерий, желая избежать гражданской войны на Западе, признал К.Поддержку молодому цезарю оказал престарелый Максимиан, сложивший властьвместе с Диоклетианом, но все еще не лишившийся влияния. В 306 г. К.успешно сражался в стране батавов и на левом берегу Рейна с франками,королей которых он казнил за нарушение мира; он сделал также нападениена бруктеров, увеличил флот на Рейне, начал строить каменный мост уКельна. В Риме, между тем, Преторианцы и сенат избрали цезаремМаксенция; отец его, беспокойный Максимиан, домогался власти, хотя и нехотел ее делить с сыном, неспособность которого к управлению была емуизвестна. В конце 307 г. он, с дочерью Фавстою, отправился в Галлию,выдал ее здесь за К. и признал за последним титул Августа. В отсутствиеК. Максимиан, однако, снова надел порфиру, завладел государственнойказной и заперся в Арле, откуда бежал в Массилию. Он был выдан К.,помилован, но вскоре затем его принудили наложить на себя руки. В 310 г.К. одержал победу над коалицией бруктеров, хамалов, херусков, шубактов иаламаннов; за нее он получил титул Germanicus. В 311 г. Галерий умер и,после коротких смут, диоклетиановский строй империи был оставлен; новыйцезарь не был избран, а на месте 2 августов оказались трое, которыхотношение друг к другу основывалось исключительно на договорных началах.С тираном Рима, Максенцием, К. до тех пор хранил нейтралитет, но,вследствие взаимного недоверия, К. сблизился с Лицинием, а Максенций - сМаксимином, что вскоре привело к войне, известия о которой сильноразукрашены панегиристами К. Поводами к войне выставляли: К. - бедствияИталии и Рима. Максенций - месть убийце отца. Войско К. определяетсяприблизительно в 100000 чел., войско его противника - в 190000;качественный перевес находился на стороне К. Не дав противнику временисосредоточить войска, К. перешел через Альпы, овладел важнейшимигородами северной Италии, беспрепятственно вступил в среднюю Италию инаправился к Риму. Взрыв народного неудовольствия в Риме заставилМаксенция решиться на гибельный для него шаг: вместо того, чтобызащищаться за стенами и рвами Рима, он выступил против К. до Saxa rubraна фламиниевой дороге и выстроил свое войско на берегу Тибра. Битваокончилась полным поражением Максенция; под массою беглецов мост черезТибр обрушился и сам Максенций утонул (28 октября 312 г.). Народприветствовал победителя, который велел нести перед собою окровавленнуюголову Максенция. Преторианцы были распущены, наложенные Максенциемнаказания были отменены, конфискаций объявлены недействительными,децимированный сенат пополнен знатными провинциалами; в честь К.сооружена сохранившаяся до сих пор триумфальная арка. Большинствосторонников погибшего тирана К. оставил в покое. Ему без сопротивленияпокорились Италия, ова, Африка, Испания, и он стал самым могущественнымиз трех Августов. На съезде в Милане, зимою 312 - 313 г., состоялосьсоглашение К. с Лицинием о действиях против Максимина и был заключенбрак между Лицинием и сводной сестрою К. - Констанцией. Диоклетиан былприглашен для участия в соглашении, но он не явился и вскоре умер. Насъезде был обнародован эдикта Лициния и К. относительно веротерпимости.Максимин, на пути к Адрианополю, был разбит Лицинием (30 апреля 313 г.)и бежал за Тавр, но в Тарсе скоропостижно умер. Властителями империиостались Лициний и К., после миланского съезда все время бившийся сфранками; лишь в ноябре 313 года он снова поселился в Трире. Иллирийскиепровинции принадлежали теперь Лицинию, и это давало ему сильный перевеснад К.; последний предложил передать Италию и Иллирию своемуродственнику Бассиану, как цезарю и регенту. Лициний на это ответилподстрекательством Бассиана к восстанию, и между обоими императорамивозгорелась вражда, скоро перешедшая в открытую войну. С 20000 войскомК. вступил в Иллирию и у Цибал (нын. Vinkovce), на Саве, разбил Лициния;он же победил и во второй битве, на мардийских полях во Фракии; ноглавные силы Лициния все еще не были сломлены, и К. решился принятьпредложенный противником мир, по которому получил, между прочим, Норику,Паннонию, Далмацию, Дакию, Эпир, Македонию, Грецию, Иллирию (315). Дляупрочения мира оба императора провозгласили, в 317 г., своиминаследниками-цезарями: К. - своих сыновей Фд. Юлия Криспа и Фл. КлавдияКонстантина, Лициний - своего сына, Лициниана Лициния. Через 6 лет снованачалась война. Лициний не охранял устья Дуная от нападений варваров, иК. в 319 и 322 г. пришлось нарушать, для отражения сарматов (готов),постановления о границах, на что Лициний отвечал запретом в своихпределах монет К. с надписью: "Sarmatia devicta". К., с армией в 130000чел., двинулся в поход сухим путем; сын его Крисп на Эгейском мореначальствовал 200 военных и 1000 транспортных судов. Лициний располагалфлотом в 350 военных судов и армиею в 165000 чел. Войска встретилисьблиз Адрианополя, 3 июля 323 г.; личное мужество К. одержало верх.Вскоре и Крисп одержал, при Каллиполисе, решительную победу на море;Лициний, засевший было в Византии, бежал в Халкидон, его войска были ещераз разбиты и оставшиеся 80000 чел. сдались победителю. Лициний сдался вНикомидии; Констанция просила за его жизнь, и К. обещал пощадить ее; нов октябре 325 г. низложенный император, якобы за попытку устроитьвосстание в Фессалониках, был казнен К. был теперь единодержавнымимператором. К обоим цезарям присоединился еще третий - Констанций, ноКрисп был убит, как передают, по наущению Фавсты, которая сама такжевскоре была казнена; оба эти факта, однако, неясны и христианскимиписателями отрицаются. В деятельности К. наибольшего вниманиязаслуживает его церковная политика. Громадные услуги, которые ему могутоказать христиане, были ему ясны, когда он еще управлял Галлиею. Кпобеде над Максенцием относят появление знаменитого Labarum - знамени скрестом и такого же креста на шлеме К. и щитах солдат. Евсевий, в "VitaConstantini", передает, со слов самого императора, что накануне сраженияК. видел крест на небе, в присутствии войска, С надписью - en toutw nika(Hoc vince); то же явление повторилось императору во сне и рассеяло егосомнения. Приблизительно то же рассказывают Лактанций, в "De mor tibuspersecutorum", и Руфин, в "Historia ecclesiastica", ограничивая,впрочем, видение сном. На триумфальной арке, воздвигнутой в Риме послепобеды над Максенцием, были, по желанию К., изображены слова: instinctudivinitatis. На монетах К., чеканенных им на Западе, имеются изображенияМарса, гения римского народа и солнца; первые два исчезают после 317 г.,солнце продержалось дольше, но во всяком случае не позже 323 г. Взаконодат. деятельности К. поворот к христианству замечается, послеэдикта о веротерпимости, в изданном 21 окт. 313 г. постановлении обосвобождении клириков от всех личных повинностей; оно нераспространялось лишь на еретиков-донатистов. В 313 или 315 гг. церковьбыла освобождена от податей, tributum и аnnоnа. Закон 315 г. угрожалсожжением евреям, которые стали бы побивать каменьями сошедшихся длябогопочитания (ad Dei cultum) верующих. В 316 (321) г. были признанызаконными отпущения рабов, производимые в церквах, если они заносились вособые протоколы, как это делалось раньше в языческих храмах. Эти мерыне могли не увеличить числа христиан, вследствие чего в 320 г.воспрещено было принимать в ряды клира декурионов и сыновей декурионов иповелено замещать лишь места умерших клириков. Право убежища былораспространено на христианские церкви. Закон 321 г. разрешил делатьвсевозможные вклады в христианские церкви. Закон 320 г. дал клирикамправо завещания; в 322 г. воспрещено было насильно привлекать христианна языческие празднества. Репрессивных мер против язычества еще непринималось. В 321 г. воспрещено было тайное спрашивание гаруспиков вдомах: к ним разрешено было обращаться лишь в храмах. Культ Геркулеса иМитры в 313 - 321 г. существовал в Риме беспрепятственно; язычникипо-прежнему достигали высших должностей. Борьба с Лицинием заставила К.решительнее стать на сторону христианства; он шел в походах и сражалсяпод крестовым знаменем, и вообще являлся как бы освободителем христианна Востоке от языческой тирании Лициния. Из монет К. можно заключить,что, после победы над Лицинием, культ богов уже не существовалофициально, хотя и не преследовался везде и во всем. К. сохранил засобою сан первосвященника - pontifex maximus, основывал храмы языческие;в Гиспеллуме, через 10 лет после победы над Лицинием, позволил посвятитьхрам себе и сыновьям, с тем лишь, чтобы ему там не приносили жертв;назначал на должности язычников; день бога Солнца (Dies Solis) сделалобщим праздничным и рыночным днем; при перенесении столицы вКонстантинополь Тиха (судьба), сделавшаяся символом города, получиласвой культ; всего за два года до смерти К. признал права фламинов вмуниципиях. По отношению к евреям К, следовал той же политике, как и кхристианам: в 330 и 331 гг. он освободил их старшин и пресвитеров отвсех личных и общественных повинностей. В последний год своей жизни онутвердил за языческими коллегиями их права и преимущества. Итак, несмотря на личную склонность к христианству. К., в своей политике былсторонником нейтралитета. Зато он способствовал тому, что при егопреемниках государство и христианская церковь слились в одноорганическое целое. Сыновьям своим он дал христианское воспитание; вцеркви старался поддерживать мир и согласие, называя себя общимблюстителем (coinoV episkopoV). Чтобы уладить арианский спор, он созвалникейский собор, на котором собравшихся епископов называл "братьями исослужителями" (adeljoi kai sunJeraponteV); он подавил донатистов,запретил новациановскую и другие ереси. Внешние дела в царствование К.шли сравнительно спокойно. Более всего приходилось защищать границы состороны Рейна и Дуная. Побежденных варваров К. селил в римских областях,не принимая мер к лишению их национальных особенностей. После большойпобеды над готами более 300000 челов. из них получили земли по Дунаю, вПаннонии, Фракии, Македонии и Италии. Восстания Калоцера на Кипре имятеж евреев быстро были усмирены К. Во внутренних делах К. являетсязавершителем перехода от принципата к абсолютной монархии, докончившимсоздание так называемого диоклетианоконстантиновского строя. Онстремился к строгому отделению гражданских властей от военных. Пока онбыл жив, единство империи было восстановлено; однако, административноеразделение ее на крупный области грозило этому единству неминуемоюгибелью. На Италию К. распространил провинциальное управление. К.завершил и диоклетиановскую финансовую систему; при нем же появиласьновая золотая монета, относившаяся к прежней как 72 : 60. Нежеланиеиметь Рим резиденцией и мысль о необходимости приблизить столицу кцентру империи привели К. к основанию Константинова града -Константинополя, на месте древней Византии. Украшение новой столицыстоило немалых средств; в последнюю треть правления К. тяжесть налоговбыла очень велика. В 327 г. было постановлено, чтобы никаких отсрочекдля должников фиска не допускалось. Куриалы лишены были возможностиуклоняться от повинностей; правительство зорко следило за правильноюзаменою выбывающих из их числа. Колонам дано было право жаловаться начрезмерную требовательность господ - однако, лишь для того, чтобы неумалить получавшихся с них в казну налогов. Богатые люди, скупавшиеземельные участки разоренных бедняков, обязаны были принимать на себя илежавшие на последних подати. Из найденных кладов фиск брал себеполовину. Лихоимство и вымогательство строго наказывались; за последнееназначено было сожжение. Многие местности, напр. Афины, получалиежегодно громадные пособия хлебом. Врачи, учителя и родителиархитекторов были освобождены от повинностей, а также 35 отраслейпромышленности. К. вообще покровительствовал крестьянам, не дозволял встрадную пору привлекать их к чрезвычайным работам, разрешил и повоскресеньям долевые работы, запретил брать в залог сельских рабов икрестьянский скот, а также отбирать крестьянских рабочих лошадей дляотправления ямской повинности. Тюремное заключение было смягчено,установлены правила тщательного расследования дела до заточенияобвиняемого, назначены наказания за ложные обвинения в оскорблениивеличества, отменена казнь через распятие, отменены приговоры кгладиаторству. Суровые наказания назначены за блуд с рабами,отцеубийство, рабокрадство, памфлеты, чародейство, делание фальшивыхмонет и нарушение общественного благочиния. Сам император неусыпнозаботился об устранений беспорядков в суде. Он следил за тщательнымрассмотрением апелляций, за отсутствием судебной волокиты, забеспристрастием судей. Чтобы искоренить детоубийство в Италии и Африке,он приказал снабжать бедных родителей пищею и одеждою. Дляурегулирования привоза хлеба в Константинополь, он издал правила дляморского транспорта и соединил кораблехозяев в замкнутые корпорации.Строителей и плотников он сплотил в пожарные команды. Образование К.получил не выше обыкновенного. Он был красноречив и с любовью изучалхристианских писателей. Строго карая преступления, он во всем прочем былгуманен, простирая свое человеколюбие и на рабов. Он является защитникомженщин, отменяет наказание за безбрачие, старается поддержать святостьбрака. Христиане и язычники одинаково признают его щедрость, доступностьдля всякого. Стремясь к популярности, он принимал участие в увеселенияхпростого народа. Из всех предыдущих императоров его скорее всего можносравнить с Августом: как тот, он шел по пути уже указанному и стремилсяисключительно к тому, что было для него доступно. В последние годы жизниего энергия ослабела. Войско теряло боевую способность в гарнизонах,жалованье ему не платилось; единственной военной силою императорасделались германцы. На востоке государства персы готовились отнятьобласти, приобретенные Диоклетианом на берегах Тигра. К. сам во главевойска выступил в поход, но, смертельно больной, остановился впредместье Никомедии, где и умер, в последний день праздника Троицы, вмае 337 г. Перед смертью, по словам Евсевия, он принял крещение. У негоостались три сына, из которых Константину он дал префектуру Галлии, сБританией и Испанией, Констанцию - префектуру Востока (Азию, Сирию иЕгипет), Константу - западный Иллирик и Италию с Африкою. Все они, с317, 323 и 333 гг., имели титулы цезарей. Из сыновей сводного брата К.,Дельмация, Дельмаций (Delmatius или Dalmatius) получил восточный Иллирикили Готский берег, а Ганнибалиан - царство Понтское, с титулом "царьцарей". Вследствие недостаточности источников в биографии К. многотемных пунктов. Главные источники для ее - сравнительно немногиенадписи, монеты, сохранившиеся в большом количестве; из авторов, кромесоставителей кратких хроник - галльские панегиристы, Зосим, Лактанций,особенно Евсевий. Лучшее, не смотря на свою краткость, основанное напервоисточниках жизнеописание К. дает Schiller, в своей "Geschichte d.Romischen Kaiserzeit" (т. II, Гота, 1887). Ср. также Manso, "Leben К.des Grossen" (Бреславль, 1817); Schultze, "Geschichte des Untergangs desgriechischromischen Heidenthums" (т. 1, Иена, 1887); Г. Буассье,"Падение язычества" (русский перевод М., 1893); Otto Seeck, "Geschichtedes Untergangs der antiken Welt" (вып. 1); Burckhardt, "Die ZeitKonstantins des Grossen" (2 изд. Лиц., 1880); Терновский,"Греко-восточная церковь в период вселенских соборов"; Flasch,"Konstantin der Grosse als erster christl. Kaiser" (Вюрцбург, 1891);Seeck, "Die Anfange Konstantins" ("Deutsche Zeitschrift f.Geschichtswissenschaft", VII, 1892); Zahn, "Konstantin d. Grosse und dieKirche" (Ганнов., 1876); Brieger, "Konstantin als Religionspolitiker"(Гота, 1880); Keim, "Der Uebertritt K. zum Christentum" (Цюрих, 1862).Православная церковь чтит память К., как св. и равноапостольного, 21мая. Его великие заслуги перед церковью изображены Евсевием, егосовременником и собеседником в следующих словах: "он один из римскихцарей с глубочайшим благоговением чтил царя всех - Бога, один необинуясь проповедовал всем учение Христа, один столько прославил церковьЕго, сколько никто от века, один ниспроверг все заблуждения многобожия иобличал все виды идолослужения... Бог показал в нем мужа, служащегоуроком благочестивого назидания, явил его великим светильником игромогласнейшим вестником богопочитания. Через него Бог очистил смертныймир от множества безбожников и показал в нем народам учителяблагочестия". Одних св. храмов император соорудил большое количество,особенно в Палестине, Риме и Константинополе. В Иерусалиме воздвигнутавеликолепно украшенная церковь, построены храмы в Вифлееме и на гореМасличной, чтоб почтить место Рождества и Вознесения Христова. В Риме К.соорудил т
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.