Крушение бомбардировщика F-117 под Будановцами

Крушение бомбардировщика F-117 под Будановцами
Бомбардировщик F-117A «Найтхок»

Крушение бомбардировщика F-117 под Будановцами — событие, произошедшее 27 марта 1999 года близ сербской деревни Будановцы недалеко от города Рума (40 км к западу от Белграда) во время войны Югославии против сил НАТО (на третий день боевых действий[1]. Американский ударный самолёт F-117A «Найтхок» (сер. номер 82-0806), которым управлял подполковник Дейл Зелко (по ошибке часто указывается имя капитана Кена Двили), был сбит ракетой 5В27Д из зенитно-ракетного комплекса С-125 «Нева». ЗРК С-125 находился в распоряжении 3-й батареи 250-й ракетной бригады ПВО Вооружённых сил Сербии, батареей командовал полковник Золтан Дани. Это первая и единственная официально подтверждённая потеря самолёта F-117 американскими войсками за время конфликта на Балканах[2].

Содержание

Предыстория

Задействование F-117 в других военных операциях

Бомбардировщик F-117 поступил на службу в октябре 1983 года, однако впервые был официально признан 10 ноября 1988 года, когда Пентагон выпустил пресс-релиз. Первый публичный показ двух F-117 состоялся 21 апреля 1990 года. Самолёты типа F-117 использовались ранее во время вторжения в Панаму, войны в Персидском заливе и операции «Лис пустыни». В годы войны в Персидском заливе 40 самолётов произвели 1270 вылетов и выпустили 30 % от всех высокоточных ракет, использованных США в годы войны[3]. По заявлениям командования вооружённых сил США, эти самолёты нельзя было обнаружить каким-либо радаром, однако существуют несколько неподтверждённых свидетельств того, что иракские радары всё-таки обнаруживали эти бомбардировщики.

Радиоэлектронное вооружение Югославии

Вооружённые силы Югославии для обнаружения сил противника были оснащены американскими дециметровыми и сантиметровыми радарами типов AN/TPS-70 и AN/TPS-63, а также британскими C-600. На вооружении у югославов состояли советские радары, которые работали на более длинных волнах (до 2 м), но обнаруживали самолёты с пониженной заметностью: это были радары П-12 «Енисей» и П-18 «Терек». Именно они были способны обнаруживать «самолёты-невидимки».

Вместе с тем переговоры по радиостанциям были довольно рискованными, поскольку американская система HARM с лёгкостью перехватывала радиосообщения и засекала любые радиопереговоры. Ввиду подобного факта в войсках соблюдалось полное радиомолчание[4]: радары включались ненадолго и немедленно меняли свои позиции вместе с пусковыми установками, а все сообщения и приказы передавались только при помощи курьеров.

Уничтожение самолёта

Отчёт об уничтожении

ЗРК С-125 «Нева», из которого был сбит F-117

Отчёт об уничтожении самолёта составил заместитель командира 3-й батареи 250-й ракетной бригады ПВО подполковник Джордже Аничич. По данным расчёта, самолёт был уничтожен в 20:55 по местному времени[1].

На огневую позицию мы прибыли около 20:30. При помощи специальных средств устанавливаем ракеты. Угол подъёма высокий. Ощущается некоторая вибрация, и я не знаю, что происходит в кабине. Занял место помощника руководителя группы наблюдения вместо майора Стоименова. Дани находится в блоке управления пусковыми установками. В воздухе не обнаружено близких целей, они на более далёких расстояниях на разных курсах. Неожиданно на радаре, согласно показаниям, была обнаружен объект по курсу 195 градусов, расстояние 23 километра. Говорю: «Дани, он идёт на нас!» Объект приближается. На расстоянии 14-15 км по курсу 210 градусов командир огневой группы подполковник Золтан Дани приказал начать слежку за объектом. Пароль «Антенна» для включения радара. С того момента начинается игра в кошки-мышки. В течение 10 секунд радар не находит цель. Приказываю: «Остановить поиск цели!» Спустя несколько секунд нескольких секунд Дани обнаруживает цель по курсу 230 градусов в момент наблюдения. Довольно быстро, за пару секунд, несколько раз совершён поворот установки, однако операторы ручного управления не смогли поймать объект в поле зрения. Он движется, очевидно, с огромной угловой скоростью. Слежка в течение более чем 10 секунд, после чего отдаю команду: «Остановить поиск цели!» Снова видим цель, курс 240 градусов, расстояние 14 км. Траектория полёта прослеживается на экране радара. Пытаемся перевести боеголовки третий раз на азимут 240. Офицеры разблокировывают колёса, однако объект потерян. Я думал, что у нас не получится и в этот раз, когда старший сержант Матич воскликнул: «Держи его, держи его, он у нас!» Колёса закреплены, операторы обнаружили объект. Стабильный режим слежения, курс 242 градуса, расстояние 14,5 км. (…) Офицер поддержки докладывает: азимут 250 градусов, расстояние 13 километров. Дани приказал: «Поразить цель прямой наводкой, запуск!» Произошёл взрыв. Стартует первая ракета, через пять секунд вторая, операторы работают стабильно. Смотрю на экран. Яркая вспышка, взрыв первой ракеты рядом с целью. Цель уничтожена. Приказываю: «Поднять выше!» Расстояние 10-11 км, курс 270 градусов — доложил офицер поддержки Муминович. Смотрю на экран радара. Паника в воздухе, все разбежались, цели не видно. Спустя 20-30 минут мы получили команду подготовки к маршу, чтобы быстро покинуть позицию. Я чувствую себя усталым, ведь я не спал двое суток. В выпуске новостей по радио в 22:00 мы услышали, что был сбит самолёт F-117A, который упал в селе Будановцы. Мы немедленно сменили позицию для стрельбы. В нашей бригаде значительно поднялись настроение и боевой дух. Нас всё ещё поздравляют, напряжение спало. Печаль ушла в прошлое, вернулась вера в наши возможности. В соседних деревнях у жителей настоящий праздник, и они смотрят на нас теперь с большим уважением.

Поиски лётчика

Для поиска катапультировавшегося Дейла Зелко американцы отправили три вертолёта: один UH-60 «Блэкхок» и два CH-53 «Си Стэллион». Для прикрытия были отправлены 6 разведывательных самолётов T-10[5][6][7]. По утверждению российского автора Владимира Ильина, и здесь не обошлось без потерь: вертолёт UH-60 с 12 членами экипажа и десанта был сбит в районе города Углевик (выжило только двое человек, которые попали в плен)[1]. Американские источники потерю вертолёта не подтверждают. Поисковая группа нашла пилота спустя семь часов после сообщения о крушении F-117A: Зелко прятался в укрытии, скрываясь от югославской полиции. Пилота немедленно доставили на авиабазу Авиано в Северной Италии[1]. Сам Зелко рассказывал следующее о случившемся:

Была очень низкая облачность. Ракету я увидел, когда она уже пересекла слой облаков, сразу после запуска. Она шла под углом в 50 градусов ко мне. И как только я её увидел, я понял: меня вычислили. Первая ракета прошла совсем близко над самолетом. Настолько близко, что самолет тряхнуло[8].

Причины уничтожения самолёта с технической точки зрения[9]

Технология «стелс» не позволяла не только скрыть самолёт от радаров, но и защитить его от попадания любых снарядов. Самолёт был невидим исключительно для высокочастотных (коротковолновых) радаров с диапазоном от нескольких сотен МГц до нескольких ГГц. Сама технология «стелс» предусматривает рассеяние отражённых от корпуса самолёта волн, чем и объясняется геометрическая форма самолёта в целом и его деталей; помимо всего прочего, заметность снижали радарпоглощающие вещества, которыми покрыт корпус самолёта, однако вклад в обеспечение уменьшения эффективной поверхности рассения (ЭПР) не превышала 10-15 % (аналогичные недостатки и у бомбардировщика B-2 «Спирит».

Для низкочастотных (длинноволновых) радаров самолёт-невидимка заметен куда лучше, поскольку для волн длиной в несколько сотен метров форма объекта не оказывает влияние на их отражение. Вместе с тем радары с низкой частотой обеспечивают малую точность позиционирования цели, легче подавляются, потребляют куда более высокую мощность и значительно более громоздки, вследствие чего подавляющее большинство ЗРК не применяет низкочастотные радары в настящее время (только в радиолокаторах обзора). Радары подсветки и наведения (РПН) работают на высоких частотах.

Однако если импортные ЗРК не способны были поражать засечённый на экранах радаров самолёт-невидимка, то для советских ЗРК это было вполне возможно: ракеты старых комплексов использовали радиокомандное наведение в сочетании с полуактивным радарным на финальном отрезке траектории. РЛО работали в низко- и среднечастотном радиодиапазоне, РПН в средне- и высокочастотном диапазоне. Однако в условиях активного радиоэлектронного противодействия полагаться на полуактивную ГСН ракеты, которая была менее защищена, было невозможно. С учётом того, что в 1950-е годы основными целями для подобных ЗРК считались маломанёвренные высотные стратегические бомбардировщики с ядерным оружием, ЗРК того периода имели возможность вести огонь без использования РПН для наведения зенитной ракеты в предполагаемую точку перехвата цели и подрывом в ней боеголовки ракеты. Масса боеголовки составляла от 50 до 100 кг, а радиус осколочного поражения варьировался от 200 до 500 метров.

Реакция США

Уничтожение самолёта стало реальным шоком для США[1], и в итоге 28 марта 1999 представитель Пентагона Кен Бэйкон официально подтвердил, что самолёт F-117A ВВС США был сбит в 40 километрах к западу от Белграда. Причину падения самолёта Бэйкон не назвал, вследствие чего общественности долгое время не были известны истинные причины падения самолёта (не было даже известно, получил ли самолёт какие-либо повреждения ранее)[10].

Судьба обломков F-117А

Остатки F-117 в музее авиации Белграда

Большая часть остатков сбитого бомбардировщика (примерно 75 %) хранится в музее авиации недалеко от белградского аэропорта имени Николы Теслы. Один из залов музея даже посвящён героям 3-й батареи 250-й ракетной бригады ПВО, в Белграде-на-Банице. Что касается электронного оборудования, то неофициально считается, что его большая часть была продана за границу (по мнению белградской прессы, оборудование купили Россия и Китай для тестирования своих прототипов самолётов с пониженной заметностью)[11]. США безуспешно требовали от Югославии вернуть обломки самолёта, и сербское правительство до сих пор отказывается возвращать их.

Другие версии крушения самолёта[9]

Механические проблемы

Два самолёта из семи F-117A, когда-либо разбивавшихся, потерпели крушение из-за технической неисправности. США, которые вначале утверждали о подобной причине катастрофы, позднее отозвали своё заявление. Несмотря на плохую аэродинамику и большой срок службы, F-117A является достаточно надёжным самолётом. Все оставшиеся в строю бомбардировщики дополнительных проверок не проходили, что подтверждает ошибочность этой версии крушения[9].

Огонь зенитной артиллерии

Самолёты F-117A летают на высотах, недостижимых для огня зенитной артиллерии (обычная высота составляет 10-12 км), что является главным аргументом против этой версии крушения самолёта. Ниже они не летают по нескольким причинам[9]:

  • Во-первых, F-117 является довольно медленным и маломанёвренным, вследствие чего не в состоянии совершать регулярные противозенитные манёвры при заходе на цель.
  • Во-вторых, форма его корпуса оптимизирована так, чтобы его не могли обнаружить радары именно на этих высотах.
  • В-третьих, полётам у земли мешает повышенная турбулентность нижних слоёв атмосферы, которая разрушает радарпоглщающее покрытие самолёта
  • В-четвёртых, большинство установок артиллерии ПВО Югославии использовали оптическое наведение, которе было бессмысленным при ночной стрельбе по F-117 на высоте 3-4 км (с выключенными навигационными огнями).

Бой против МиГ-29

Югославская сторона некоторое время утверждала, что самолёт был сбит сербским МиГ-29, который пилотировал Гвозден Джукич (серб. Gvozden Đukić). Однако, во-первых, самолёт радарной разведки AWACS не зафиксировал ни одного самолёта ВВС Югославии и тем самым не дал сигнал к перехвату этой группы истребителями F-15C или F-16C. Во-вторых, даже самые высококвалифицированные пилоты не могли в ночное время на большой высоте без помощи радаров сбить самолёт[9]. В-третьих, никакого Гвоздена Джукича в ВВС Югославии не числилось, поскольку это был псевдоним всё того же Золтана Дени.

Атака другим ЗРК

В числе зенитно-ракетных комплексов, из которых была выпущена та самая ракета, уничтожившая самолёт, в разное время фигурировали не только те самые С-125 «Нева», но и ЗРК «Куб»[9], ПЗРК «Стрела-3» или «Бук»[9]. Однако данных об использовании ЗРК «Куб» вооружёнными силами Югославии не было обнаружено, плюс ко всему ракеты комплекса «Куб» имели практический потолок не более 12-14 км, и точность наведения на подобных высотах должна быть низкой в таком случае. К тому же ПЗРК «Стрела-3» не может вести точный огонь по самолёту на высоте 12-14 км[9].

F-117A в массовой культуре

  • В России новость об уничтожении югославскими солдатами бомбардировщика стала поводом для создания многочисленных анекдотов и пародийных историй, в которых обыгрывалось неправильное использование стелс-технологии американцами. Самым известным является короткий анекдот в форме газетного объявления «Прoдам на запчасти F-117, аварийный. Самовывоз из Югославии».
  • Радиотеатральная группа «Индекс» записала пародийную песню «Ел Кондор пада» (серб. Падение кондора), название которой является аллюзией на перуанскую песню с именем «Полёт кондора» (исп. El Cóndor Pasa). В песне рассказывается в шутливой форме о судьбе лётчика, которого якобы искали 32 самолёта, а сам он спасался от крестьян с вилами.

Примечания

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation. 2010.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Крушение бомбардировщика F-117 под Будановцами" в других словарях:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»