- златыи
-
Златой — златыи, -ая, -ое; златъ, -а, -о (13)1. Сделанный из золота, украшенный золотом:
Тогда въступи Игорь князь въ златъ стремень и поѣха по чистому полю. 8. Камо Туръ поскочяше, своимъ златымъ шеломомъ посвѣчивая, тамо лежатъ поганыя головы Половецкыя. 13. Кая раны, дорога братіе, забывъ чти и живота, и града Чрънигова отня злата стола, и своя милыя хоти, красныя Глѣбовны, свычая и обычая? 13—14. Ступаетъ (Олег) въ златъ стремень въ градѣ Тьмутороканѣ. 15. Ту Игорь князь высѣдѣ изъ сѣдла злата, а въ сѣдло кощіево. 22. Се бо два сокола слѣтѣста съ отня стола злата поискати града Тьмутороканя, а любо испити шеломомь Дону. 24. Великыи княже Всеволоде! Не мыслію ти прелетѣти издалеча, отня злата стола поблюсти? 28. Вступита, господина, въ злата стремень за обиду сего времени, за землю Русскую. 29—30. Стрѣляеши съ отня злата стола салтани за землями. 30. Инъгварь и Всеволодъ, и вси три Мстиславичи... Кое ваши златыи шеломы и сулицы Ляцкыи и щиты? 32—33. Един же (Изяслав) изрони жемчюжну душу изъ храбра тѣла чресъ злато ожереліе. 34. Тъи (Всеслав) клюками подпръ ся о кони и скочи къ граду Кыеву, и дотчеся стружіемъ злата стола Кіевьскаго. 35. Игореви князю богъ путь кажетъ изъ земли Половецкои на землю Рускую, къ отню злату столу. 39—40.
Изд-Рима веригами обложенъ, яко монисты златы, по морю стража Кърсуня дошьлъ еси, идеже съвьрщи мучение и крѣпъкыи подвигъ ти, Христовъ священомучениче. Мин. нояб., 455 (1097 г.). Каженику бо и отсѣкновену весма да не входит в церковь господню есть бо видѣти исполненомъ домомъ велможь их таковы и дивнообразных лицъ, злата ожерелия на выи носяще, род бо мужьскаго полу. Хрон. Амарт., 425 (XV в. ← XI в.). Приде Семенъ, множество много по собѣ водя, на многы полкы раздѣли, овы за златыми щиты и съ златыми копии, инии же различными копии оружии украшени, всѣм желѣзомъ утверженомъ. Там же, 558. Се слыша царь велми оскорбѣ, и съступи съ престола своего златого. Пов. об Акире, 153—155 (XV в. ← XI—XII вв.). Братъ твои, слышавъ, яко устроилъ еси оружия цесарьская златая, хотѣлъ бых я видѣти. Флав. Полон. Иерус., 172 (XVI в. ← нач. XII в.). И почти его Ирод великыми дары 70 талантъ дасть же ему, и столъ златъ съ драгым камениемъ устроенъ. Там же, 219. Да будеть же и прѣстолъ златъ и подъножие. Муч. св. Ирины, 97 (XII в.). Стояше же въ дому томъ престолъ златъ и с камениемъ драгымъ ... бяше же и древо злато о седми вѣтвии, все съдѣлано златомъ. Александр., 100 (XV в. ← XII в.). И начатъ ему дѣвица глаголати: На отце моемъ брони златы и шеломъ златъ з драгимъ камениемъ. Девг. Д. (Тихон.), 141—142 (XVIII в. ← XII—XIII вв.). Мы же на рабы и на кони и на мъскы мониста златая и [у]твари въскладываемъ. Пчела, 82 (XIV в. ← XIII в.). Тогда же князь великыи Дмитреи Иванович ступи во свое златое стремя, всѣдъ на свои борзыи конь, приимая копие в правую руку. Задон. К-Б, 549 (XV в. ← XIV в.).
∆ Пеленай меня матушка. / В крепки латы булатные, / А на буйну голову клади злат шелом. Рыбн. Песни (изд. 1-е), I, 12.Ср. золотой.На тим коні золотеє сідло, / А на тім коні золота грива. Ант. и Драг. Истор. пес. малор. нар., I, 3. А я думаў, што годзинку спаў, / Ажна на трецци дзень коля поўдня ўстаў: — / Нима мого коня вороного, / Нима мойго сядла золотого. Шейн. Белор. сб. I, 1, 331.
|| Перен. Исполненный высоких достоинств:Тогда великыи Святъславъ изрони злато слово слезами смѣшено. 26.
Златы[и]ми словесы и богогласьными учении украсилъ еси божию церковь, богатьство духовьное съкрылъ еси въ неи, твоя богомь преданая словеса. Мин. нояб., 364 (1096 г.). Тои бо вѣщии Боянъ воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыимь княземь. Задон. К-Б, 548 (XV в. ← XIV в.).
2. Шитый золотом.И платъ златъ лежаше на тѣмени его (Саула). Хрон. Амарт., 44 (XIII—XIV вв. ← XI в.). Ключися по всему граду въскорѣ за дьнии 40 являтися на въздусѣ на конихъ рищюще въ оружьи, златыя одежа имуще. Там же, 200. Поведоша же животнаа, разноличнаа естеством. Слугы же, иже носиша и водиша, въ паволочитыа ризы и златыа облъчены быша. Флав. Полон. Иерус., 446 (XVI в. ← нач. XII в.).
3. Изготовляющий или продающий золотые изделия.Въ Аньтиохии же кузнець златыи явися нѣкыи прелестьникъ, показая продавцемъ сребра и злата рукы златы кумьрьскыя и ногы и ины нѣкоторыя съсуды, глаголя, яко „скровище получихъ, полно сицихъ видъ“. Хрон. Амарт., 408—409 (XIII—XIV вв. ← XI в.). И глаголано ж бысть тогда Феоклистом, сущу нотарию слугам, еже на Романа цесаря умышление Анастасиемъ, саном суще сакеларию и старѣишина златымь кузнецемь. Там же, 554 (XV в. ← XI в.).
Ср. Д. В. Айналов (Замечания к тексту „Сл. о п. Иг.“. — Сб. статей к 40-летию ученой деятельности акад. А. С. Орлова. Л., 1934, стр. 175): „...«золотой», «златокованный» не только украшающие термины. Они сливаются с чертой древнерусского средневекового стиля в прикладном искусстве. ...Эта черта литературного художественного стиля восходит еще к языческому времени, к Перуну с золотыми усами и серебряной головой, к златому Волосу и пр. «Злат стол» или «златокованный стол» занимает среди этих предметов свое особое место. Первые указания на него можно видеть уже на древних русских монетах с надписью: «Владимиръ, Ярославъ на столѣ, а се его злато» или «сребро». На некоторых монетах изображен и самый «стол», или трон в виде византийского «седалища» (σεντρον) с подушкой“. Там же, стр. 178: „«Злато ожерелье» в точности отвечает древней золотой гривне. В той же хронике Амартола слово (μανιαχης) передано русским переводчиком посредством слова «ожерелье». ...Маниак — это золотая гривна, и в тексте Упыря Лихого для передачи греческого термина μανιαχης (Дан. V, 7, 16) употреблено выражение: «гривна златая на выи»“. Д. С. Лихачев (Устные истоки художеств. системы „Сл. о п. Иг.“. — „Сл. о п. Иг.“. Сб. исслед. и статей. М. — Л., 1950, стр. 79): „«Седло злато» — это седло княжеское. Только княжеские вещи имеют этот эпитет — «стремя», «шлем», «стол» (престол). Конечно, в основе этего эпитета лежат и реальные предметы, золотившиеся лишь в дорогом обиходе князя, но автор «Сл. о п. Иг.» отлично понимал и другое — ритуальную соотнесенность этих двух понятий «княжеского» и «золотого» как присущего специфически княжескому быту. Вот почему и само «слово» князя Святослава «золотое». Совсем иное в «Задонщине», где эта связь золота и князя утрачена“. Л. П. Якубинский (История древнерусского языка. М., 1953, стр. 326): „...слово злат встречается (в „Слове“, — В. В.) в качестве эпитета свыше 10 раз в сочетании с разными существительными: златъ столъ, златъ стремень, злато ожерелие, сѣдло злато и т. п. ...Встречаем еще: сребрено стружие, сребренеи сѣдинѣ, сребреными струями, сребреныхъ брезѣхъ, злачеными стрѣлами, злачеными шеломы, златокованнѣмъ столѣ, златовръсѣмъ теремѣ, млада князя, преднюю славу, въ пламенѣ розѣ и др. Такое широкое употребление церковнославянских слов в эпитетах «Слова» показывает, что они не являются случайными элементами в «Слове», но включены в систему тех изобразительных и выразительных средств, которыми пользуется автор“.◊ Златыи — им. пад. мн. ч. полн. форма; злата — род. пад. ед. ч. м. и Ср. р. крат. форма; злату — дат. пад. ед. ч. м. р. крат. форма; златъ — вин. пад. ед. ч. м. р. крат. форма; злато — вин. пад. ед. ч. Ср. р. крат. форма; златымъ — твор. пад. ед. ч. м. р. крат. форма; злата — вин. пад. дв. ч. крат. форма.
Б. Л. Богородского, Д. С. Лихачева, О. В. Творогова; В. Л. Виноградова. Словарь-справочник "Слова о полку Игореве": в 6 выпусках / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Ин-т рус. яз; — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1965—1984