- Футбольные фанаты
-
Футбо́льные хулига́ны — лица, нарушающие общественный порядок, связывая свои действия с футбольными пристрастиями и обосновывая их ими. Сами футбольные хулиганы расценивают своё движение как субкультуру.[1] Как правило, преступления на почве футбольного хулиганства совершаются до или после футбольных матчей, а также в местах больших скоплений футбольных болельщиков.
Содержание
История развития движения в Англии
Зарождение
Как и сам футбол, истоки околофутбольного насилия берут своё начало в Британии. Английский футбол знаком с инцидентами, связанными с футбольными беспорядками, начиная с XIX века.[2] Уже в те далёкие времена поклонники команд, да и сами игроки нередко сходились «стенка на стенку» после финального свистка арбитра. Однако футбольное хулиганство в том виде, в котором оно существует по сей день, начало зарождаться на берегах Туманного Альбиона в конце 1950-х годов.
Развитие
Рабочая молодёжь окраин больших городов Англии, не имея средств на дорогие развлечения, выбрала вполне доступный футбол. Постепенно им стало недостаточно поддержки команды на домашних матчах, а с началом поддержки своих клубов на гостевых поединках возникли первые проблемы.
В середине 1960-х годов трибуны английских стадионов примерно на 70 % состояли из тех, кто отождествлял себя с футбольным насилием. Каждый второй матч заканчивался серьёзными потасовками, некоторые районы городов на время матчей превращались в запретные зоны. Из одного города в другой с чётко определённой целью выявить сильнейшего выезжало от 400 до 7000 человек.[3] Вследствие этого тысячи обычных поклонников игры стали держаться подальше от стадионов, а телетрансляции стали для них единственной альтернативой посещению матчей.
Ситуация не улучшилась, когда телевидение, помимо самой игры, стало демонстрировать массовые драки с участием болельщиков. Это не только воодушевляло хулиганов, но и являлось новым средством общественной огласки и саморекламы. Аналогичная ситуация наблюдалась и в прессе — коллекционирование газетных заметок стало настоящим увлечением для многих фанатов.
Ситуация требовала вмешательства властей, и реакция последовала. Были значительно ужесточены законы, регулирующие правопорядок; на самых отъявленных и опасных для общества хулиганов заводились специальные картотеки. Многие из хулиганов оказались за решёткой, другие отделались пожизненными запретами на посещение футбольных матчей. Полиция внедряла своих людей в фанатскую среду, выявляя лидеров и предотвращая возможные пересечения враждующих группировок на корню. Наконец, развивающиеся технологии позволили оборудовать стадионы и прилежащие к ним территории камерами видеонаблюдения, что в значительной степени повышало вероятность хулиганов быть опознанными и впоследствии арестованными.
В конце 1970-х — начале 1980-х годов внутренняя проблема Англии переступила границы и приняла общеевропейский масштаб. Довольно успешная игра английских клубов в Еврокубковых турнирах раз за разом привлекала все большее и большее количество британцев, желавших посмотреть игру своих земляков на выезде. Флагманами английского выездного движения стали фанаты «Ливерпуля», которые постепенно стали прививать европейцам свой «стиль поддержки клуба», включая побоища и погромы во всех городах, где волей жребия выпадало играть их клубу.
Дело дошло до того, что после трагических событий, произошедших в 1985 году на бельгийском стадионе «Эйзель», где на финальном матче Кубка Европейских Чемпионов между клубами «Ювентус» и «Ливерпуль» в результате футбольных беспорядков погибло 39 болельщиков,[4] УЕФА отстранила на 3 года все английские клубы от участия в еврокубках, а «Ливерпуль» был отстранён на 5 лет.
Так как игра транслировалась в прямом эфире, картина разыгравшейся трагедии обошла практически весь мир. В результате жесточайших мер, принятых властями Англии, многие хулиганские группы прекратили своё существование, другие же, придя в шок от увиденного на экранах, сами вернулись к нормальной жизни. Постепенно движение затухало, и причин этому было несколько. Первой и, наверное, самой главной являлась социальная переориентация молодёжи. В начале 1990-х годов Британию захватила танцевальная рейв-культура с обилием наркотиков, которая вывела хулиганское движение из моды. Немаловажную роль в постепенном остывании движения сыграла и трагедия, произошедшая на шеффилдском стадионе «Хиллсборо» 15 апреля 1989 года, где в результате давки погибло 96 ливерпульских болельщиков.[5] Англия пережила шок, некоторое время люди попросту боялись ходить на стадионы.
Современный этап
На современном этапе английский «околофутбол» приобрёл отчётливые черты так называемого стиля «обычный). Основным принципом любого английского фаната является незаметность, отсутствие клубных цветов в одежде, символики, выделяющейся из общей массы внешности.
Пересечения враждующих группировок проходят вдали от стадионов и в большинстве случаев заранее оговариваются в Интернете или же по телефону. Фанаты стали мобильнее и бдительнее. Изменения в структуре английского общества привели в движение большее количество довольно состоятельных и образованных молодых людей, которые придали ему большую закрытость и расчётливость. Проводимые акции планируются неделями и просчитываются до каждой детали, ведутся информационные войны, проводятся отвлекающие маневры. Учитывая современные технические возможности английской полиции, до сих пор считающей одним из приоритетных направлений борьбу с околофутбольным насилием, эти меры в той или иной степени просто помогают английским хулиганам выжить.[2]
Единственной отдушиной для англичан являются выездные матчи в Европе, однако и там после нашумевшей высылки в 1993 году из Голландии 1100 английских фанатов, представители Туманного Альбиона стали вести себя более сдержанно.
В последнее время наиболее активно проблема футбольного хулиганизма ощущается в странах Восточной Европы: Россия, Польша, Украина, Болгария, Сербия, Хорватия.
История развития движения в СССР и на постсоветском пространстве
Зарождение
Процесс зарождения новой для страны субкультуры напрямую связан с началом выездной деятельности определённой части поклонников советских клубов. Первыми посещать гостевые игры своего клуба в начале 1970-х начали поклонники «Спартака»,[2] вскоре к ним присоединились фанаты и других московских команд. Не отстали и фанаты киевского «Динамо», и ленинградского «Зенита».
К концу 1970-х движение набирало силу, ряды поклонников расширялись, и на фанатов обратила внимание власть. КГБ негативно отнёсся к новому веянию молодёжи, охарактеризовав его как антисоветское.[2] В результате многие замеченные в секторе молодые люди исключались из ВУЗов, теряли работу.[2] Но, даже несмотря на это, фанаты московского «Спартака» продолжали выезжать в другие города в количестве 300—400 человек.[3]
В середине 1980-х годов обстановка изменилась кардинально. После прихода к власти М. С. Горбачёва и объявления курса на Перестройку, фанаты получили гораздо больше свободы, и клубы, оценив эффективность их поддержки во время выездных матчей, стали активно поощрять присутствие своих поклонников на гостевых играх.[2]
Движение начало набирать массовость, и взгляды новой волны устремились в сторону Англии. Во многом благодаря английскому влиянию,[2] на трибунах советских стадионов стали появляться футбольные песни, речёвки и сленг, но, что ещё более важно, вместе с ними пришла и хулиганская ментальность, отличающая английский околофутбол. Одним из основных последствий английского влияния стал резкий рост насилия среди болельщиков.
Уже в 1987 году произошла одна из крупнейших массовых драк в истории советского футбола. На игру Чемпионата СССР по футболу между киевским «Динамо» и московским «Спартаком» отправилось примерно 450 московских фанатов, сумевших вовлечь болельщиков «Динамо» в грандиозную битву, вспыхнувшую в самом центре Киева[6]. В 1990 году советские фанаты впервые заявили о себе за границей, где большая группа болельщиков московского «Спартака», приехавшая со своей командой в Прагу, спровоцировала общественные беспорядки в центре города, довершив всё беспощадной битвой у стадиона с болельщиками местной «Cпарты».
Развитие
Распад Советского Союза в 1991 году, помимо прочего, привёл к развалу прежней инфраструктуры советской футбольной лиги, что в значительной степени отразилось на развитии зарождавшейся фанатской культуры. За пределами внутреннего первенства оказались такие привлекательные для выездов клубы, как «Динамо» (Киев), «Динамо» (Тбилиси), «Динамо» (Минск), «Жальгирис» (Вильнюс). На смену же им пришли середняки из российской провинции, и посещаемость футбольных матчей в стране упала.
Тишина на футбольных стадионах России продолжалась до середины 1990-х годов и могла затянуться на более долгий срок, если бы не фанаты двух московских клубов: ФК ЦСКА и ФК «Спартак». Ещё до распада СССР болельщики этих клубов были самыми активными участниками хулиганских столкновений. Колоссальная поддержка, оказываемая ими, где бы они ни появлялись, практически всегда вызывала проблемы.[2] И именно эти клубы делегировали на российскую авансцену первые хулиганские группировки европейского масштаба: «Red-Blue Warriors» у ЦСКА и «Flint’s Crew» у «Спартака». На фоне противостояния этих двух банд начал постепенно возрождаться интерес к фан-культуре среди остальных российских болельщиков.[2]
К началу чемпионата 1994 года практически у каждого крупного футбольного клуба России появились свои группировки, однако столкновения между ними имели нечастый и скоротечный характер.[2]
Движение продолжило развитие и после событий весны 1995 года, когда на столичном дерби ЦСКА — «Спартак» более 200 хулиганов перед матчем учинили грандиозную драку.[3] Тогда на происходящее обратили внимание силовые структуры, последовали аресты, милиция заняла крайне жёсткую позицию, и фанаты, дабы оградить себя от лишнего внимания, стали скрытными и острожными, переняв тактику, характерную для британских «Кэжуалс». Движение вскоре стало модным, спровоцировав быстрый рост числа футбольных группировок как в столице, так и по всей России. Но при этом следует отметить, что основные околофутбольные события проходили в Москве.
1997 год ознаменовался новой вспышкой насилия — московское дерби ЦСКА — «Спартак», проходившее на стадионе «Динамо» 23 августа, завершилось дракой, в которой полную и безоговорочную победу одержали фанаты ЦСКА.[2] После этих событий спартаковским хулиганам не оставалось ничего иного, как восстанавливать свою пошатнувшуюся репутацию и серьёзно готовится к визиту другого клуба, с фанатами которого их связывало не менее принципиальное и жестокое соперничество, — питерского «Зенита». Целью москвичей была главная ударная сила «Зенита», группировка «Невский фронт», которая наводила ужас[2] на гостей в Санкт-Петербурге, но никак не проявляла себя во время выездов. Примерно 500 её представителей высадились на железнодорожной станции Щёлково и, растянувшись колонной, выдвинулись в направлении Москвы. Информация о передвижении гостей быстро дошла до спартаковцев, и приблизительно в двух километрах от станции Щёлково около 200 московских хулиганов атаковали своих оппонентов. Драка была в полном разгаре, когда на место событий прибыла милиция, которой для охлаждения пыла участвующих пришлось применить огнестрельное оружие. По окончании драки милицией были задержаны 170 москвичей.[3]
Этот инцидент получил серьёзный отклик в СМИ, которые назвали его «Щёлковской битвой». Месяц спустя фанаты «Спартака» и ЦСКА вновь оказались на первых полосах газет благодаря грандиозной драке, устроенной ими перед хоккейным дерби своих команд. После этого инцидента власти перешли к самым решительным действиям.
Во время серьёзных игр милиция, усиленная конными отрядами и ОМОНом, контролировала все передвижения на подступах к стадионам, создавались специальные оцепления, сопровождающие приезжих фанатов до железнодорожных станций или автобусов. Любое сосредоточение фанатов моментально разгонялось, по периметру поля стояли сотни милиционеров, бдительно наблюдавших за всем, что происходит на трибунах, любого рода пиротехника была запрещена. Представители закона не церемонились, и нередко под резиновые дубинки ОМОНа попадали ни в чём не повинные поклонники игры. Ненависть же хулиганов к милиции росла изо дня в день. Ситуация достигла своего апогея в сентябре 1999 года, когда на выездной игре московского «Спартака» с раменским «Сатурном» в гостевом секторе вспыхнула 15-минутная драка между фанатами и подмосковным ОМОНом, принявшая настолько ожесточённый характер, что впервые в истории российского футбола игру пришлось прервать. Инфраструктура стадиона довольно сильно пострадала.[2]
В 1998 году российские хулиганы отметились и за пределами России. В рамках отборочного цикла к Чемпионату Европы 2000 сборной России предстояло встретиться с одним из своих принципиальных соперников — сборной Украины. Выезду около 2000 хулиганов со всей страны на матч в Киев предшествовала встреча лидеров московских банд, на которой было принято решение о заключении временного нейтралитета в целях объединения усилий «пред лицом общего врага». Беспорядки в Киеве начались уже за два дня до игры и завершились беспрецедентной массовой дракой у стадиона «Олимпийский».[7]
Другой инцидент имел место в Белоруссии. Несмотря на то, что белорусы воспринимаются большинством россиян как братский народ, группа хулиганов из различных российских группировок, приехавших в Минск на товарищескую встречу, стала объектом националистических и антирусских выпадов со стороны местных фанатов.[2] Возникла драка, в разгоне которой приняли участие специальные подразделения милиции.
Таким образом, события вокруг сборной команды России привлекли внимание мировой общественности к стремительно развивающемуся хулиганскому движению в стране.
Следующей страницей российской околофутбольной истории стали события 9 июня 2002 года, когда после поражения российской команды на чемпионате мира от команды Японии разъярённые хулиганы учинили массовые погромы в центре Москвы.[8] На фоне исключительно мирно прошедшего турнира, это происшествие вызвало широчайший резонанс.
Современный этап
В настоящее время российский «околофутбол» можно назвать сформировавшимся социальным явлением с ярко выраженными чертами английского стиля поддержки клуба как на домашних, так и на гостевых поединках.[2] Свои банды (на сленге — «фирмы») имеют практически все клубы российского национального футбольного первенства вплоть до команд второй лиги. Движение носит ярко выраженный характер направления «Кэжуалс», но со своими национальными особенностями. В среде российских хулиганов очень сильны идеи русского национализма. В этом смысле, российское хулиганское сообщество отличается от современного движения в Великобритании, где национализм по сравнению с 70-ми — 80-ми отошёл на второй план. Помимо этого, национальной чертой российского околофутбола является отсутствие достойной поддержки команды на домашних матчах. Исключением являются лишь московские дерби и стоящие особняком фанаты питерского «Зенита».
Как и в любой субкультуре, у российских футбольных хулиганов тоже есть кодекс чести:
- файрплей: а) отсутствие "аргументов" (подручных средств, которые могут использоваться для обороны или в нападении), драка на голых руках; б) обычно равное количество или приблизительно равное количество противников; в) обычно предварительная договореннасть между противниками (оппонентами); в) лежачего не бьют.
- драки выносятся на малолюдную или безлюдную территорию не только из-за конфликтов с милицией, но и из заботы об окружающих. Ни один настоящий хулиган не позволит себе вовлечь в такую драку посторонних.
- несмотря на "правые" националистические взгляды в среде российских хулиганов, далеко не все "фирмы" являются таковыми.
Главными игроками на российской околофутбольной сцене являются московских клубов ЦСКА и «Спартак», чьи столкновения носят самый ожесточённый характер и вызывают широкий общественный резонанс.. Следом за ними идут фанаты клуба «Зенит» (Санкт-Петербург), находящиеся в постоянной вражде со всеми бандами московских клубов. Далее в негласном рейтинге располагаются фанаты московского «Динамо», они способны собрать достаточное количество «бойцов», что было доказано ими в 2005 году, когда на товарищеский поединок с клубом «Динамо» (Киев) в украинскую столицу выехало около 200 человек, учинивших жесточайшую драку со своими визави на одной из центральных станций Киевского метрополитена. Следом за динамовцами располагаются хулиганы московского клуба «Локомотива».
Из нестоличных группировок можно выделить хулиганов ФК «Ростов», ФК «Крылья Советов», ФК «Шинник» и хулиганов ФК «Русичи» (город Орёл).
Культовые книги
- «Английская болезнь» — Билл Буфорд
- «Куда бы мы не ехали» — Дуги Бримсон
- «Фабрика футбола» — Джон Кинг
- «Команда» — Дуги Бримсон
- «Футбольная горячка» — Ник Хорнби
- «Английский путь» — Джон Кинг
Культовые фильмы
Наиболее распространённые марки одежды в среде хулиганов
- Henri Lloyd
- Lacoste
- Lambretta
- Le Coq Sportif
- Levi's
-
- Merc
- New Balance
- Paul & Shark
- Paul Smith
- Pit Bull
- Polo Ralph Lauren
- Reebok
- Sergio Tacchini
- Stone Island
- Ted Baker
- Thor Steinar
- Timberland
- Tom Tailor
- Tommy Hilfiger
Инциденты, связанные с околофутбольным насилием
- Трагедия на стадионе Эйзель, 1985 год
- Беспорядки на стадионе Максимир в Загребе, 1990 год
- Беспорядки на Манежной Площади в Москве, 2002 год
См. также
Примечания
- ↑ Футбольные хулиганы. Статья на сайте Championat.ru
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Пьер Ланфранши, Критсиана Айзенберг, Тони Мейсон, Альфред Валь FIFA 100 лет. Век футбола. — Москва: Махаон, 2005. — С. 14. — ISBN 5-18-000705-4
- ↑ 1 2 3 4 Дуги Бримсон Фанаты (Eurotreshed. the Rise and Rise of Europs Football Hooligans). — Санкт-Петербург: Амфора, 2005. — С. 17. — ISBN 5-483-00023-4
- ↑ Статья, посвящённая Эйзельской трагедии, сайт Би-би-си
- ↑ Сайт-мемориал, посвящённый трагедии на стадионе «Хиллсборо»
- ↑ Статья, посвящённая драке в Киеве, на электронной версии одного из фан-зинов ФК «Спартак»
- ↑ Отчёт о матче на электронной версии одного из Фан-зинов ФК «Спартак»
- ↑ Статья на информационной ленте сайта Би-Би-Си о событиях на Манежной площади в июне 2002 года
Ссылки
- Российский футбольный портал
- Лента новостей околофутбольных событий
- Международный портал посвящённый футбольному хулиганизму
- ЖЖ-сообщество российских хулиганов
Wikimedia Foundation. 2010.