ВЭЙШИ ШКОЛА

ВЭЙШИ ШКОЛА
ВЭЙШИ ШКОЛА
    ВЭЙШИ ШКОЛА (Вэйши цзун)—школа китайского буддизма, принадлежащая к одному из двух ведущих направлений махаяны—виджняна-ваде. Основателями китайского варианта учения признаются Сюаньцзан (602—64) и его ученик Куйцзи (632—92), жившие в танской столице Чанъани в монастыре Дацыэньсы (Обитель великой доброты и милосердия). По названию этого монастыря школу Вэйши именуют также “школой "Цыэнь” (Цыэнь цзун). Известна и как “школа отображения (знаков) дхарм” (Фасян цзун, илиФасян вэйши цзун), т. к., согласно основному ее тезису, следует признавать реальность не самих дхарм (фа), а лишь их “отображений” (сян) в сознании. Опорными текстами для школы Вэйши являются “Цзе шэнь ми цзин” (“Сутра о постижении глубочайшей тайны”), “Юйцзя тли ди лунь” (“Рассуждение о ступенях просветления учителей йоги”) и другие шесть сутр (цзин) и одиннадцать шастр (лунь).
    В доктринальной части школа опирается на три положения: особую классификацию буддийских теорий, специфическое учение о дхармах и своеобразную сотериологию. Согласно теоретикам школы, виджнянавада является высшим из течений буддийской мысли, поскольку оно соответствует завершающему этапу проповеди самого Бунды: если на первом этапе он изложил учение о дхармах и о пустотности “я”, а на втором—о нереальности самих дхарм, то в дальнейшем им был осуществлен переход к наиболее глубокой части доктрины—учению о “срединном пути не-пустоты и не-существования”. Этому последнему этапу и соответствует теория “только-сознания”. Основной тезис этого учения—положение о ложности утверждения: “существует “я”, существуют дхармы”. На самом деле реально существует только “внутреннее сознание” (нэй ши). Уделяя особое внимание дхармам, относящимся к сознанию, теоретики школы подразделяют их на восемь разновидностей. К первому типу относят восьмую, ко второму—седьмую дхармы сознания, третий тип образуют шесть дхарм, “ответственных” за восприятие “слышимого, видимого, осязаемого, обоняемого, ощущаемого на вкус и представляемого”. В последнем случае имеется в виду “представляемое” при помощи обычной фантазии в отличие от “умопостигаемого” при посредстве седьмой дхармы сознания, “систематизирующей” результаты впечатлений, которые приобретаются посредством шести других дхарм. Восьмая дхарма “алайе ши” (санскр. алайя-виджняна), в отличие от остальных семи, являющихся производными, составляет подлинную основу мира, “корневую ши”, и потому именуется также “хранили
    щем-резервуаром”. В качестве содержимого хранилища выступают “семена” (чжунцзы), которые могут порождать иллюзорные “дела и вещи”. Различаются семена “изначально данные” и “вновь возникающие”. Важное место среди первых занимают связанные отношением “кармической” причинности семена “благого и злого”. Среди “вновь возникающих” в основном обнаруживаются продукты активности семи дхарм сознания, оказывающих “давление” на восьмую дхарму, в результате чего создается иллюзорный феноменальный мир, целиком зависимый от “корневой ши”. Активность седьмой дхармы сознания ведет к формированию оппозиции “я” и “не-я”, субъекта и объекта, и порождает проблему реальности “я”, истинное существование которого отвергается всеми школами буддизма. С этим связаны специальные рекомендации для последователей школ виджняна-вады, позволяющие подавлять активность “нереального” ума (мона ши) при помощи медитации.
    Г. А. Ткаченко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ВЭЙШИ ШКОЛА" в других словарях:

  • вэйши школа — см. школа только сознания …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • школа только сознания — ВЭЙШИ ШКОЛА Вэйши цзун. Школа Только сознания . Течение кит. буддизма, восходящее к одной из систем классич. буд. философии виджнянавадейогачаре, родоначальниками к рой являются мыслители буддизма махаяны Асанги и Васубандху (5 в.). В Китае их… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • хуаянь школа — Одно из ведущих направлений кит. буддизма. Свое учение основывает на инд. Аватамсака сутре (кит. Хуа янь цзин Сутра цветочной гирлянды ). Особо важной признается гл., обычно называемая Жу фа цзе пинь ( Гл. о вступлении в дхармадхату ). В Х.ш.… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • фасин школа — Фасин цзун. Обобщающее назв. Саньлунь школы, Хуаянь школы и Тяньтай школы, к рые одинаково трактовали сущность дхарм (санскр. дхар мата, кит. фа син, см. Фа (1), п. 2). В учении Ф.ш., осн. на доктринах одного из направлений махаяны мадхьямики (см …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • фасян школа — Фасян цзун. Буд. школа Дхармалакшана , школа Свойств (или Истинной сущности) дхарм . Кит. назв. представляет собой стяжение от выражения чжу фа ши сян ( реальность свойств (или истинная сущность) всех дхарм ) гл. доктринальной формулы Ф.ш.… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • учение о сокровенном — СЮАНЬ СЮЭ Учение о сокровенном . Филос. школа, получившая распространение в Китае раннего средневековья (3 4 вв.). В совр. синологии С.с. часто называют неодасизмом (neo taoism(e)), что обусловлено вниманием философов этого направления к даос,… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • фацзан — Сяньшоу. 643, Чанъ ань (совр. Сиань, пров. Шэньси), 712. Третий патриарх и фактич. основатель буд. Хуаянь школы, систематизировавший ее учение и придавший ему самобытность. Род. в семье выходца из Хорезма, поэтому иногда именуется Хорезмийцем Ф.… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — сложившийся в глубокой древности слой мировой культуры. Возникнув в I тыс. до н.э., К.ф. стала неотъемлемой частью духовных цивилизаций не только Китая, но и большинства стран Востока и Юго Восточной Азии. Кит. традиция выделяет шесть основных… …   Философская энциклопедия

  • СЮН ШИЛИ —     СЮН ШИЛИ (Сюн Шэнхэн, Сюн Цзычжэн) (1885, Хуанпу, провинция Хубэй 23 мая 1968, Шанхай) видный представитель течения нового конфуцианства. Учился в военном училище, участвовал в антиманьчжурском революционном движении. В 1920 в Нанкине стал… …   Философская энциклопедия

  • дхарма — ФА 1. Закон ( образец , правило , метод ). Категория кит. философии и культуры. В широком смысле означает определяемый деонтологич. нормой образец (прежде всего поведения и действия). В узком смысле Ф. юридич. закон, противостоящий природной… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»