ВЭЙ БОЯН

ВЭЙ БОЯН
ВЭЙ БОЯН
    ВЭЙ БОЯН [ок. 100, Шанюй (современная провинция Чжэцзян)—ок. 170]—один из основателей китайской алхимии. Родившийся в аристократической семье Вэй Боян отказался от чиновничьей карьеры и пожелал приобщиться к даосским искусствам. В поисках учителей он много путешествовал, пока наконец не нашел в Дунбэе наставника в лице некоего “настоящего человека” (чжэнь жэнь), от которого воспринял тайное знание и соответствующие навыки (ми цзюэ). По возвращении домой он жил в уединении, совершенствуясь в дао-искусстве. Вэй Боян был образованным человеком, хорошо знавшим философскую литературу (классического и эзотерического направлений), и, как полагают, воспринял учение древних алхимиков, ассоциируемое с известным даосским центром Лунхушань (в современной провинции Цзянси). Главным произведением Вэй Бояна считается комментарий в трех книгах к китайской классической “Книге Перемен” (“И цзин”, см. “Чжоу и”), известный как “Совмещение трех [техник на основе] чжоуских перемен” (“Чжоу и сань тун ци”). В этом тексте описывается способ приобретения статуса “бессмертного”, базирующийся на соединении трех “оснований”—даосской алхимической техники (лухо), связанной с производством “эликсира бессмертия” (дань), схематики “И цзина”, отражающей “великие перемены” (да и), т. е. общекосмический процесс, моделью которого является система триграмм (см. Гуа), и “учения Хуан -ди]—Лао[-цзы]” (Хуан-Лао сюэ пай), т.е. собственно ханьского (натурфилософского) даосизма. Существует традиционное толкование заглавия книги Вэй Бояна, согласно которому каждый иероглиф в нем имеет определенные коннотации в рамках специфического даосско-алхимического и “макробиотического” дискурса. Так, “чжоу” в этом контексте указывает на учение о последовательной трансляции тайного знания о “переменах” (и) тремя династиями, первая из которых (Ся) владела неким “ключом” к интерпретации триграмм, который носил название “лянь шань”, вторая (Шан-Инь)—“ключом” под названием “гуй цзан”, а третья (Чжоу)—собственно “чжоуским”, откуда и происходит название “Книги перемен” для той эпохи — “Чжоуские перемены” (“Чжоу и”). Однако при этом сами “перемены” в народной этимологии толковались как вообще способность к изменению (трансформации), в частности у некоторых животных (линька змей и ящериц, изменение цвета хамелеонов, вообще мимикрия и т. д.). По поверью, некоторые “перемены” такого рода были скоординированы с временными циклами, поэтому ящерицу, напр., в просторечии называли “двенадцатичасовой тварью”, имея в виду, что цвет ее головы якобы регулярно изменяется в течение суток (т. е. двенадцати китайских “часов”—щи). Следовательно, в специфическом контексте даосской алхимической практики, связанной с поимками регуляции временных циклов (биоритмов), словосочетание “чжоу и” могло также означать “циклические изменения”, поскольку “чжоу” имеет значения “круг”, “цикл”, “неделя” и т. д. Т. о., более полное толкование названия трактата Вэй Бояна может быть передано по-русски как “инструкция по совмещению трех практик (“перемен”, “Хуан-Лао” и <яу хо”) по [чжоускому] методу циклических трансформаций”. Впоследствии “Сань тун ци” неизменно рассматривался адептами даосизма в качестве опорного текста для различных духовных практик (в особенности для т. н. цигуна), наряду с такими текстами, как “Дао дэ цзин” (в версии Хэшан-гуна), “Хуан тин цзин” (“Канон Желтого двора”), “У чжэнь пянь” (“Главы о постижении (истинной] реальности”) и т. д.
    Г. А. Ткаченко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ВЭЙ БОЯН" в других словарях:

  • Вэй Боян — Даосизм История Люди Школы Храмы Терминология …   Википедия

  • Цаньтунци — Чжоуи Цаньтунци (Единение триады в Книге Перемен ) 周易參同契 Zhōuyì cāntóng qì Автор: Вэй Боян Жанр: Ицзин, Даосизм …   Википедия

  • Внутренняя алхимия — Эту страницу предлагается объединить с Даосская алхимия …   Википедия

  • единение триады — ЦАНЬ ТУН ЦИ Единение триады 1. Соч., приписываемое даос, мыслителю 2 в. Вэй Бояну. В целом его авторство не вызывает сомнения, хотя нек рые косв. аргументы (в т.ч. отсутствие упоминания об этом трактате в даос. соч. 5 9 вв.) делают возможным… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Андрогин (мифология) — Андрогин (греч. ἀνδρόγυνος, «обоеп …   Википедия

  • Николя Фламель — Николя Фламель. Портрет XIX века Николя Фламель (фр. Nicolas Flamel или лат. Николас , 1330–1417?) французский алхимик, которому приписывают изобретение философского камня и …   Википедия

  • Великое Делание — Дама с единорогом. Осязание. Гобелен XV века. Париж, музей Клюни. С точки зрения алхимиков (в том числе Фулканелли), единорог символ решающей стадии Великого Делания Великое Делание ( …   Википедия

  • Чемпионат мира по баскетболу 2010 — Чемпионат мира 2010 16 й чемпионат мира по баскетболу Официальный вебсайт 2010 FIBA World Championship …   Википедия

  • Чемпионат мира по баскетболу 2010 (составы) — В этой статье перечислены составы мужских национальных баскетбольных сборных на чемпионат мира по баскетболу 2010 года в Турции, проходящем в период с 28 августа по 12 сентября 2010 года. Группа A Группа B Группа C Группа D …   Википедия

  • ДАОСИЗМ — (кит. дао цзя, дао цзяо школа дао, учение дао) одно из основных направлений китайской философии. Родоначальником Д. считается Лао цзы, которому традиция приписывает авторство основополагающего даоского трактата «Дао дэ цзин» (первоначально «Лао… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»