СЮН ШИЛИ

СЮН ШИЛИ
СЮН ШИЛИ
    СЮН ШИЛИ (Сюн Шэнхэн, Сюн Цзычжэн) (1885, Хуанпу, провинция Хубэй — 23 мая 1968, Шанхай) — видный представитель течения нового конфуцианства. Учился в военном училище, участвовал в антиманьчжурском революционном движении. В 1920 в Нанкине стал учеником известного буддистского ученого того времени Оуян Цзинъу. В 1922 начал преподавать учение буддистской школы йогачара (См. Вэйши школа) в Пекинском университете, в 1920—30-е гг. разработал собственную философскую систему “новой йогачары” (нового учения о только-сознании, синь вэйши лунь). В 1950-е гг. опубликовал ряд работ, продолжающих темы его дореволюционного творчества: “Начала конфуцианства” (“Юань жу”, 1956), “Рассуждение об основе и функции” (“Ти юн лунь”, 1958), “Прояснение сознания” (“Мин синь пянь”, 1959). Подвергался преследованиям после начала “культурной революции”. Основной интерес у Сюн Шили вызывали проблемы онтологии. Среди источников его философии — “Чжоу в”, идеи буддизма, неоконфуцианства; а также фрагментарное влияние западной философии. Согласно Сюн Шили, вселенная представляет собой единое целое и находится в процессе непрерывного изменения, определяющегося двумя тенденциями — “закрытием” (ведет к интеграции и появлению материальных объектов) и “раскрытием” (ведет к индивидуализации и принадлежит к сфере сознания). “Изначальная субстанция” (бэнь та) одна, а духовное “раскрытие” присуще в разной степени всем объектам. Дух и материя выступают двумя проявлениями вселенских трансформаций. Задача человеческого познания состоит в постижении “изначальной субстанции” через выявление в себе “изначального сознания” (бэнь синь), которое упорядочение управляет творческими процессами порождения нового. Однако постижение “изначального сознания” иррационально и интуитивно, путь к его обретению пролегает через моральное самосовершенствование и очищение собственного сознания. Содержание бэнь синь Сюн Шили отождествил с конфуцианским понятием о “гуманности-милосердии” (жжь), подчеркивая тем самым морально-антропологическую природу мироздания. Через последователей Сюн Шили Моу Цзунсаня и Тан Цзюньи его идеи оказали значительное влияние на облик конфуцианской мысли второй половины 20 в.
    Соч.; Сюн Шили цзи (Антология из работ Сюн Шили), сост. Хуан Кэизяньидр. Пекин, 1993.
    Лит.: Го Циюн. Сюн Шили нзи ци чжэсюэ (Сюн Шили и его философия). Пекин, 1985; Tu Weiming. Hsiung Shi-li's Quest for Authentic Existence.— The Limits of Change: Essays on Conservative Alternatives in Republican China. Cambr., 1976.
    А. В. Ломаное

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "СЮН ШИЛИ" в других словарях:

  • сюн шили — Сюн Шэнхэн, Сюн Цзычжэи. 4.1.1885, Хуанпу пров. Хубэй, 23.5.1968, Шанхай. Философ, представитель постконфуцианства, буддолог, обществ, деятель. В 1905 поступил в пехотное училище (пров. Хубэй), примкнул к революц. кругам. Принимал участие в… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • НОВОЕ КОНФУЦИАНСТВО —     НОВОЕ КОНФУЦИАНСТВО [синь жуцзя; синонимичные термины современное новое конфуцианство (сяньдай синьжуцзя, дандай синьжуцзя); современное конфуцианство (сяньдай жуцзя, дандай жуцзя); постконфуцианство (хоужуцзя)] философское направление в… …   Философская энциклопедия

  • постконфуцианство — (Post Confucianism) Термин зап. науки, обозначающий направление в кит. культурологич. и филос. мысли, зародившееся в 20 е гг. 20 в. Представляет собой результат т.н. третьего синтеза конф. мысли с внеш. для нее идеологиями. Если результатом… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Конфуцианство — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • ТИ-ЮН — Терминологическое словосочетание, имеющее три основных значения в китайской философии. 1. [[Оформленная]] сущность/реальность и [[ее]] функция/атрибут . Первый член терминологической пары относится ко второму как целое к части. Впервые в… …   Энциклопедия Кольера

  • ВАН ЯНМИН — Ван Шоужэнь, прозвище Боань (1472 1529), крупнейший в эпоху Мин (14 17 вв.) китайский философ неоконфуцианец, создатель оригинальной философской доктрины в русле так называемого учения о сердце (синь сюэ1), выдающийся литератор, военачальник и… …   Энциклопедия Кольера

  • КОНФУЦИАНСТВО — Кит.: жу [[цзя/цзяо]] (учение) школы ученых интеллектуалов . Древнейшая философская система и одно из трех главных этико религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока, возникло в Китае на рубеже 6 5вв. до н.э. В… …   Энциклопедия Кольера

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. КОНФУЦИАНСТВО — И в осевое время зарождения китайской философии, и в эпоху соперничества ста школ , и тем более в последующие времена, когда идейный ландшафт утратил столь пышное разнообразие, конфуцианство играло центральную роль в духовной культуре… …   Энциклопедия Кольера

  • КОНФУЦИАНСТВО — (кит. жу цзя, жу цзяо школа ученых интеллектуалов, учение ученых интеллектуалов) кит. классическая философия. К, возникло в 6 в. до н.э., впоследствии распространилось в странах Дальнего Востока (Япония, Корея, Вьетнам), наряду с даосизмом и… …   Философская энциклопедия

  • ВАН ЯНМИН — (род. 31 окт. 1472, Юэчэн – ум. 9 янв. 1529, Наньань) кит. философ, находился в оппозиции к рационалистической натурфилософии неоконфуцианства, особенно резко выступал против Чжу Си; развил идеалистическую философию Лю Синшаня в значительную… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»