- фасян школа
-
Фасян цзун.Буд. "школа Дхармалакшана", "школа Свойств (или Истинной сущности) дхарм". Кит. назв. представляет собой стяжение от выражения чжу фа ши сян ("реальность свойств (или истинная сущность) всех дхарм") - гл. доктринальной формулы Ф.ш. Принято полагать, что этот тезис в противоположность учению Фасин школы ("школа Дхармата") подразумевает гл. обр. отрицание "пустотности" (кун, санскр. шунья) дхарм (см. Фа (1), п. 2) в качестве основы и содержания бытия. Ф.ш. известна также как школа Цыэнь (Цыэнь цзун, "школа Сострадания и милосердия"), по назв. буд. монастыря в Чанъане, где подвизались основоположники Ф.ш. Сюаньцзан и Куйцзи. Уделяла особое внимание проблемам буд. логики, известной в Китае под назв. иньмин ("прояснение резона", санскр. хетувидья, хетувидьястхана; в широком смысле иньмин означает древнюю инд. логику). Ф.ш. считается др. назв. Вэйши школы, однако нек-рые кит. мыслители нового времени, напр. Оуян Цзинъу, рассматривали эти учения в качестве отд. направлений: школа Вэйши акцентировала трактовку всей сферы опыта как различных состояний сознания (ши (4)) и склонялась к отрицанию наличия "сущности будды" (фо син, см. Чжэнь жу) у всех людей, проповедуя ее создание посредством религ. практики; собственно же Ф.ш. толковала преимущественно о "свойствах дхарм", по сути не противореча положениям школы Фасин и даже будучи тождественной ей. Аналог Ф.ш. в Корее - школа Попсан (с 7 в.), в Японии - школа Хоссо сю (с 7 - 8 вв.).**Дагданов Г.Б. Школа Фасян в истории кит. буддизма // Источниковедение и историография истории буддизма. Страны Центр. Азии. Новосиб., 1986.
Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.