ДХАРМЫ

ДХАРМЫ
ДХАРМЫ
(санскр. dharmah, пали dhamma) — ноуменальные, множественные, динамические, атомарные (далее неразложимые) носители-субстраты тех элементов, на которые в буддийской онтологии разлагается поток сознания-существования, который в обычном опыте воспринимается в виде индивидов и вещей. Учение о Д., составляющее ядро буддийской философии, восходит к ранним стадиям формирования буддийской мысли. По одной из классификаций текстов Палийского канона, совокупность Д. делится на обусловленные действием кармических сил и не обусловленные им; первые обладают признаками возникновения, уничтожения и инобытия (Ангуттара-никая 1.152), тогда как вторые определяются как нирвана (Самъютта-никая IV.359). В канонических палийских текстах обнаруживаются и три классические классификации Д. на скандхи (кхандха), аятаны и дхату, которые разрабатывались позднейшими абхидхармиста-ми (Дигха-никая 11.301—303, Самъютта-никая 11.140, III.59—61). Специальное внимание калькуляциями Д. (которые, возможно, генетически связаны с перечнями начал опыта в санкхье) уделяли сарвастивадины. Абхидхармические тексты насчитывают в среднем 75 Д., различая их как «обусловленные» (основная классификация: подвиды пяти скандх — «групп») и «необусловленные» и характеризуя как неопределимые «носители собственной сущности». Концепция Д. опирается на три основоположения буддизма (всеобщность страдания, изменчивость всего сущего и отсутствие Я) и обеспечивает, в свою очередь, теоретический фундамент всей буддийской сотериологии. В школе мадхьямики Нагарджуны учение о Д. существенно переосмысляется — их взаимокоррелятивность рассматривается как отсутствие у них собственной природы, их пустотность (шуньята).

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

ДХАРМЫ
    ДХАРМЫ (санскр. dharma, пали dhamma)—B буддизме изменчивые элементы, на которые разбивается поток существования. Поскольку буддийские философы отрицали неизменность и длительность в формах как внешнего, так и внутреннего бытия (анитья, анатма-вада), концепция дхарм утверждала одинаковое устройство и человека, и окружающего его мира. Дхармы, не будучи сами чем-то отдельным, самостоятельным, индивидуальным, значимы только в серии, в потоке, в сцеплении с себе подобными, в череде “со-бытий”, важной только тем, что одно сменяет другое, т. е. фактом своей изменчивости.
    Буддисты уделяли большое внимание классификации дхарм. В индивиде они выделяли пять групп (санскр. скандх, пали кхандх) дхарм: рупа (материальная форма), ведана (ощущение), самджня (понятие, распознавание), санскара (кармические отпечатки) и вчджняна (сознание). Другой принцип классификации—по дхату (элементам) — насчитывает 18 видов дхарм: пять органов чувств, пять чувственных объектов, манас, объект манаса, шесть видов сознания (“визуальное”, “слуховое”, “вкусовое”, “обонятельное”, “осязательное” и чисто ментальное). Третья известная классификация дхарм—по аятанам (базам)— включает шесть познавательных способностей: зрение, слух и т. д. и шесть объектов — “видимое”, “слышимое” и т. п. Известны и другие классификационные списки дхарм (особенно ими изобилует “Абхидхамма-питака”).
    Многие буддологи толкуют концепцию дхарм как своего рода феноменологию. Однако эта “феноменология” основана не на обычном психическом опыте (если бы это было так, то любой человекдолжен был бы обладать естественной способностью воспринимать все происходящее с ним в терминах дхарм), а на особом, специально (с помощью техники медитации) выработанном навыке видеть себя и окружающее не как целостности, а как совокупности элементов (для этого и предназначались классификации дхарм). Ученые предполагают, что концепция дхарм возникла из интроспе.кции, самонаблюдения человека над его собственным со
    знанием. Однако одно — наблюдать смену образов и мыслей (как пейзаж за окном движущегося поезда), другое—чередование дхарм. В последнем случае мы имеем дело с теми же образами и мыслями, но только в предельно обезличенной, нейтральной и объективированной форме. Личность предстает как агрегат элементов, совместное функционирование которых управляется законом взаимозависимого возникновения (пратитья-самутпада). Но чтобы обладать подобным видением себя и мира, нужно иметь априорную установку, лишающую ценности непосредственное содержание обычного опыта. Психика интересовала буддистов не как предмет психологии в современном научном смысле, а только как объект “спасительного” преобразования. Даже устройство “омраченного” сознания понимается только как машина “закабаления” в сенсоре и описывается в негативных терминах (“препятствий”), т. е. буддистов волнует не столькото, чем психика актуально является, сколько то, чем она не должна или, напротив, должна быть в перспективе конечного освобождения — нирваны.
    В тхераваде основное внимание уделяется методам осознания взаимодействия, комбинаций и операций этих дхарм, а также активной практике культивирования одних дхарм и подавления других с целью остановки действия закона кармы и достижения состояния архата (“совершенного”). Наиболее развитая метафизическая трактовка дхарм разрабатывается в школах абхидхармического анализа — вайбхашике и саутрантике, где на первый план выдвигается вопрос об их существовании в трех временах—прошлом, настоящем и будущем. В махаяне интерес к дхармам отходит на второй план, хотя все махаянские философы неустанно подчеркивают их бессущностность, относительность и пустоту (шуньята).
    Лит.: Щербатской Ф. И. Избр. труды по буддизму. М„ 1988; Розенберг О. О. Труды по буддизму. М., 1990.
    В. Г. Лысенко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ДХАРМЫ" в других словарях:

  • Поворот Колеса Дхармы — Буддизм Культура История Люди Страны Школы Храмы Терминология Тексты Хронология Проект | Портал …   Википедия

  • мир дхармы — реальность условная или истинная, цент. категория учений школ Тяньтай цзун и Хуаянь цзун, в к рых трактовалась, однако, по разному. В первом случае М.д. некое психич. состояние, переживаемое живым существом (всего М. д. теоретики Тяньтай цзун… …   Буддизм

  • Время дхармы —         Между тем Такшака, царь змей, услышав, что сын испепеленного им Парикшита получил разрешение совершить жертвоприношение, взлетел на небо и, явившись в покои Индры, сказал ему          Прибегаю, владыка, царь богов, к твоей защите Моему… …   Энциклопедия мифологии

  • Колесо Дхармы — В переводе на: Английский: Dharmacakra Санскрит: धर्मचक्र dharmacakra …   Википедия

  • Колесо дхармы — В переводе на: Английский: Dharmacakra Санскрит: धर्मचक्र dharmacakra …   Википедия

  • БУДДИЗМ — вероучение, возникшее в Др. Индии ок. сер. I тыс. до Р. Х. и в ходе последующего распространения и институционального оформления за пределами Южноазиатского региона ставшее одной из мировых религий. Латинизированный термин «Б.» не является… …   Православная энциклопедия

  • Дхарма — У этого термина существуют и другие значения, см. Дхарма (значения). Дхарма, дхамма (санскр. धर्म dharma IAST, пали धम्म dhamma IAST)  индийский философский и религиозный термин, одно из важнейших понятий в …   Википедия

  • Дхамма — Дхарма (санскр. धर्म, dharma?, «закон, правило») индийский философский или религиозный термин, который используется для обозначения морального долга, обязанностей человека или, в более общем значении пути благочестия. В контексте индийских языков …   Википедия

  • Дхарма (Индуизм) — Дхарма (санскр. धर्म, dharma?, «закон, правило») индийский философский или религиозный термин, который используется для обозначения морального долга, обязанностей человека или, в более общем значении пути благочестия. В контексте индийских языков …   Википедия

  • Дхарма (Буддизм) — Дхарма (санскр. धर्म, dharma?, «закон, правило») индийский философский или религиозный термин, который используется для обозначения морального долга, обязанностей человека или, в более общем значении пути благочестия. В контексте индийских языков …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»