- школа только сознания
-
ВЭЙШИ ШКОЛА Вэйши цзун. "Школа Только сознания".Течение кит. буддизма, восходящее к одной из систем классич. буд. философии - виджнянавадейогачаре, родоначальниками к-рой являются мыслители буддизма махаяны Асанги и Васубандху (5 в.). В Китае их доктрины получили распространение в 5 - 6 вв. в рамках школ Дилунь и Шэлунь, основывавших свое учение на трактатах Васубандху - "Дасабхумика шастра" ("(Ши) ди лунь"- "Трактат о ступенях (учителей йогачары)") и Асанги - "Махаяна санграха" ("Да чэн шэлунь"- "Сводные сведения о махаяне"). В 7 в. школа Шэлунь была реформирована Куйцзи - учеником знаменитого буд. паломника и переводчика Сюанъцзана. Опираясь на коммент. инд. философа Дхармапалы (6 в.), Сюаньцзан и Куйцзи создали наиболее значит, версию учения вэй ши, ставшую теоретич. основой В.ш., к-рая получила также назв. Фасян школы ("школа Дхармалакшана (свойств дхарм)").Мыслители В.ш. разработали филос. концепцию, осн. исключительно на анализе сознания и его содержания, что позволяет рассматривать ее в качестве своеобразной буд. "феноменологии сознания". В кит. виджнянаваде резко усилилась идеалистич. тенденция, приведшая к трактовке всей сферы опыта как различных состояний сознания (санскр. виджняна, кит. ши (4)). В.ш. выделяет "восемь (видов) сознания" (см. Ба ши), восьмой из к-рых - алайя-видж-няна (алие ши, цзан ши - "сознание-сокровищница", "абс. сознание") рассматривается в качестве субстрата и источника всех прочих видов сознания. "Сознание-сокровищница" порождает комбинации дхарм (фа (1), п. 2, См. также У юнъ), образующие "вещи и явления" (сян у), в т.ч. эмпирич. личности. В алайя-виджняну заложены некие "отпечатки" опыта (васана, сюньси)- кармич. (см. Е) впечатления, или "семена" (биджа, чжун цзы), к-рые в надлежащий момент актуализируются через психику субъекта, что приводит к новой кармич. активности, в свою очередь вызывающей васаны в виде новых "впечатлений-семян", закладываемых в алайя-виджняну. Цель ре-лиг, практики В.ш.- "очищение" алайя-виджняны от "впечатлений-семян" и предотвращение поступления в нее новых "впечатлений". Пребывание "очищенного" в процессе медитации и аскезы "абс. сознания" в собственной "чистой" (цин (1)) и "спокойной" (цзин (2)) природе считается, по учению В.ш., нирваной (см. Непань). В.ш. доктринально противостоит Фасин школе ("школа Дхармата"), т.к. не признает наличия "сущности будды" (фо син, см. Чжэнь жу) у всех людей, проповедуя искусств, ее создание посредством религ. практики, а также отрицает "пустотность" (кун, син кун) дхарм как основу и содержание бытия.*РозенбергО.О. Проблемы буд. философии. Пг., 1918; Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 216 -31; Vallee Poussin, de la L. Note sur PAlayavijnana // Melanges chinois et bouddhiques. Vol. 3. Brux., 1937.E.A. Торчинов
Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.