- Рабочий
- Рабочий класс. - Под общее понятие Р. класса в научном смысле должныбыть подведены все продавцы своей рабочей силы, т. е. все лица,создающие своим трудом прибавочную ценность (по терминологии Маркса) иличистый доход (по терминологии Рикардо), но не имеющие в нем никакойдоли, иными словами - все получатели заработной платы, в смыслеопределенной категории народного дохода . Этим признаком объемлютсяразличный юридические отношения и положения, в которые может становитьсяР. класс. Отдельное лицо или целый класс может продавать не свою рабочуюсилу, а готовый продукт ее приложения; но если в цене продуктареализуется лишь заработная плата и другие издержки производства и нереализуется прибавочная ценность, т. е. от продажи не получается чистогодохода, то такой продавец, в абстрактном, социально-экономическомсмысле, есть получатель заработной платы и принадлежит к Р. классу вшироком смысле. Тем не менее типичным для Р. класса является юридическоеотношение, вытекающее из договора личного найма. Более узкое, ностатистически единственно годное определение Р. класса таково: это -совокупность лиц, исполняющих физический труд за чужой счет впредприятиях. От собственно Р. класса следует отличать всех занятых, понайму, в предприятиях высшим квалифицированным или умственным трудом иобразующих группу служащих, хотя, конечно, эти две группы соединяютсяодна с другой рядом неуловимых переходов. В социологическом смысле дляР. класса едва ли не всего характернее отсутствие у него связи сосредствами производства (капиталом) и пассивная роль в предприятии, кактаковом. Обособленность Р. класса в развитие в нем специфическогоклассового сознания создается именно па этой экономической основе. Впротивоположность не только крупной, но и мелкой буржуазии, Р. класс несостоит из "хозяев". Ему чужда индивидуальнохозяйственная точка зрения,так как он не ведет "предприятий" и не отвечает за их успех. Вовсе не внизком жизненном уровне ("low standard of life", "niedrigeLebenshaltung"), а именно в нехозяйском положении заключаетсяспецифическое социологическое отличие Р. класса от других классовобщества, участвующих в производстве. Как бы ни было хорошо положениерабочего - пока он рабочий, ему чужда предпринимательская точка зрения;этим, между прочим, объясняется и крупная роль, которая принадлежит врабочем движении группам хорошо оплачиваемых рабочих. Не участвуя введении предприятий, Р. класс и его отдельные представители несталкиваются с предпринимателями на почве таких вопросов, в которыхмогла бы обнаружиться солидарность их интересов (напр., предпринимателии рабочие одинаково заинтересованы в безостановочном ходе производства,в успешном сбыте и т. д.). Наоборот, реально эти оба класса сталкиваютсядруг с другом в таких вопросах, в которых их интересы по существупротивоположны. Это вытекает с логической и исторической необходимостьюиз совершенно чуждого хозяйской или предпринимательской функцииположения Р. класса в современном хозяйственном строе. Эта экономическаяпозиция рабочих дает также реальное объяснение растущей склонности Р.класса к социалистическим доктринам. Р. класс является субъективнымносителем могущественной тенденции к обобществлению, объективно присущейновейшему хозяйственному развитию. Очерченная выше Социальная физиономияР. класса, как обособленной общественной группы, слагается по мере того,как происходит лежащий в ее основе процесс экономической эволюции, т. е.концентрация предприятий в немногих руках и концентрация больших массрабочих в немногих предприятиях. Когда говорят о Р. классе, как осоциальной группе, часто имеются в виду не все лица, подходящие подданное выше статистическое определение, а только рабочие более или менеекрупных капиталистических предприятий. Хотя Социальная обособленность исоциальное единство этой группы представляет вовсе не логическуюабстракцию, а очень внушительную экономическую и политическуюреальность, тем не менее не следует забывать, что даже эта более узкаягруппа является сильно дифференцированной. Дифференциация эта имеет нетолько техническое, но и социальное значение; в конкретных случаях онасоздает не только отсутствие солидарности, но и прямо трение междуразличными группами Р. класса. Р. класс, в указанном выше смысле лиц, исполняющих физически труд зачужой счет в предприятиях, составляет большинство населения во всехнаиболее культурных и экономически развитых государствах цивилизованногомира. Исторические условия его возникновения - см. Рабочий вопрос.Решающее значение между ними имел рост производительных сил, вызванныйразвитием капитализма. Грегори Кинг в конце XVII-го века вычислил, чтонаселение Англии и Вэллиса лишь к 2300-му г. достигнет 11 миллионов, а к3500 г. - 22-х миллионов, и на этой цифре остановится. Между тем, уже внастоящее время цифра население Англии и Вэллиса превзошла 30 миллионов.Вместе с этим общим ростом населения прогрессивно возрастала численностьР. класса. Во всех цивилизованных странах (за исключением, быть может,Англии) рост Р. класса значительно опережает естественный приростнаселения. Известная часть самостоятельных производителей переходит вразряд несамостоятельных. Численность Р. класса в России прогрессивновозрастала во второй половине XIX века, обгоняя прирост населения; однихфабрично-заводских рабочих в 1896 г. числилось, согласно новейшемуофициальному изданию: "Торгово-промышленная Россия" (под редакцией А. А.Блау), до 1742181 человек. Если считать эту цифру сравнимой с цифройсвода данных о фабрично-заводской промышленности России за 1893 г. -1406765, то окажется, что за три года число фабричных рабочихувеличилось на 336 тыс., т. е. на 24%. Следующие данные последовательных цензов показывают рост числапромышленных рабочих в Соединенных Штатах Северной Америки: С 1880 по 1890 г. число рабочих увеличилось на 65,77%. Из 4477 тыс.рабочих ценза 1890 г. 80,40% были мужчины, 16,92% - женщины и 2,68% -дети. Констатируемое в земледелии оттеснение наемного труда или сокращениеотносительной численности земледельческого Р. класса стоит в теснойсвязи с сельскохозяйственным кризисом и зависящим от него падениемзначения земледелия во всей системе германского народного хозяйства.Вследствие абсолютно огромного приращения рабочих, занятых впромышленности и торговле, общее относительное число лиц, исполняющихпредпринимательскую функцию, падает. Это означает рост численности исоциального веса обособленного Р. класса. Таким образом, на Р. класс в Германии приходится 56,8% всегопроизводительного населения, при чем к рабочим не причислены члены ихсемейств, занятые в предприятиях. Если обратиться к чисто промысловым занятиям, который по терминологиигерманской статистики обнимают всю промышленность, горное игорнозаводское дело, торговлю, ресторанное дело, артистическое иторговое садоводство, рыболовство и рыбоводство, несельскохозяйственноеживотноводство и некоторые стороны транспортного дела, то процессотносительного роста Р. класса выступить с особенной ясностью. В 1882 г.число предпринимателей во всех промысловых занятиях составляло 39,9 %,число служащих - 2,8%, число рабочих - 57,6%. В 1895 г. соответствующиецифры были: 28,4%, 4,4%, 66,9%. Для промышленности в тесном смысле цифрыконстатируют еще более резкие изменения: 1882 г. - 37,3%, 2,0%, 60,8%;1895 г. - 25,8%, 3,3%, 70,9%. Процент рабочих моложе 16 лет в общемчисле промысловых рабочих Германии составляет 8,8. Процент рабочихженского пола составляет 19,6, без малолетних - 17,6 (при этихвычислениях работающие члены семей исключались). В историческом развитиипромышленности процентное отношение между мужчинами и женщинамиизменяется в смысле увеличения числа последних. Машинное производствоблагоприятствует женскому и детскому труду. Не следует, однако,преувеличивать размеры, значение и общность этого процесса, не говоряуже о том, что ему ставятся значительный препятствия фабричнымзаконодательством и рабочими коалициями. Американский ценз 1890 г.констатировал, что за десятилетие с 1880 по 1890 г. число женщин,занятых промышленным трудом, возросло на 47,91%, тогда как число мужчинвозросло на 78,93%. В хлопчатобумажной промышленности Соедин. ШтатовСеверной Америки процент занятых женщин за этот период даже пал. Числодетей в составе активного Р. класса Соедин. Штатов Северной Америкиупало с 1880 по 1890 г. на 32,25%. Германская промысловая перепись 1895г. констатировала, что с размером предприятий отношение числа рабочихмоложе 16 лет к числу взрослых рабочих не возрастает, а падает. Такимобразом теория, в силу которой по мере промышленного развития трудвзрослых мужчин прогрессивно вытесняется трудом женщин и детей, не можетбыть поддерживаема в прежней абсолютной форме. Точно также нет солидныхоснований утверждать, чтобы квалифицированный и хорошо оплачиваемый трудпрогрессивно вытеснялся неквалифицированным и плохо оплачиваемым.Действительный процесс гораздо сложнее такого представления. Развитиепромышленности постоянно создает одни и уничтожает другие видыквалифицированного труда. Самое машинное производство требует во многихслучаях повышения умственного уровня рабочего. Не выдерживает такжекритики фактов утверждение, что процесс новейшего промышленного развитияраскалывает Р. класс на избранных и на простых рабочих и что между этимидвумя классами образуется целая пропасть. Фраза об аристократии Р.класса сложилась как плод поспешного обобщения некоторых явленийанглийского тред-юнионизма на весь мир промышленных рабочих. Вдействительности необученные (простые) рабочие своим подъемом обязанырабочим обученным и хорошо оплачиваемым, которые, по общему правилу,являются авангардом своего класса в борьбе за улучшение условий труда.Столь же невозможно утверждать, что развитие промышленности имееттенденцию прогрессивно увеличивать отношение числа безработных к общемучислу рабочих. Наблюдения самых сведущих экономистов нашего столетия(Сисмонди, Родбертус, Маркс) над первыми шагами развития новейшегокапитализма привели к теории, согласно которой по мере развитиякапитализма степень эксплуатации Р. класса повышается, доля его внациональном доходе падает и общее положение ухудшается. Это утверждениеопровергается фактами новейшей экономической истории, удостоверяющими,что реальная заработная плата в главнейших капиталистич. странахповышалась и Социальная сила Р. класса возрастала. Противоречие старойтеории с новыми фактами разрушается исторически. Первый периодкапиталистического развития культурного мира действительнохарактеризуется повышением эксплуатации труда. Это вызывает реакцию состороны Р. класса, объективное значение которого в национальномпроизводстве прогрессивно растет. Соответственно этому растет егоклассовое сознание и уменье защищать свои интересы. Свободныеучреждения, которые выработало историческое развитие буржуазии,сослужили ему при этом большую службу. Социальная и политическая сила Р.класса стоит в прямом отношении к его экономическому значению, которое,в свою очередь, зависит от степени промышленнокапиталистическогоразвития страны (исключение представляют, быть может, Соед. Штаты Сев.Америки, благодаря их колониальному характеру). В только что указанномсмысле первое место принадлежит Англии, где Р. класс оказываетнаибольшее реальное влияние на ход государственной жизни и всего лучшеорганизован для охраны своих жизненных интересов. В Германии, второйкапиталистической стране Зап. Европы, Р. класс довольно рано сплотился вмогущественную политическую организацию - социал-демократическую Р.партию, но по своей реальной силе он далеко уступает английскому; егоэкономические организации слабы и не добились еще признания ни состороны правительства, ни со стороны предпринимательского класса. П. Струве.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.