- Инстинкт
- Инстинкт (философ., от лат. глаг. instinguere, то же что instigare -побуждать; побуждение, точнее - побудок), означ. способность истремление (у животных и людей) к таким действиям, которые соединяютцелесообразность с безотчетностью и приводят к результату полезному нетолько для действующего индивида, но еще более для его рода. Исключаяясную сознательность и преднамеренность, понятие инстинктивного действияне совпадает, однако, с понятием действия механического илимашинального, но требует известного внутреннего ощущения и стремления,хотя и безотчетного; поэтому, говоря, напр., о половом И. у животных, мыне употребляем того же термина относительно высших растений, хотя иразмножающихся тем же способом, именно потому, что вся жизнь растений, аследовательно и функция размножения у них, представляется как чистофизический процесс, не сопровождаемый никаким внутренним чувством илистремлением в самом организме (насколько основательно такоепредставление - другой вопрос). В мире животном И. есть единственныйспособ внутреннего присутствия и действия общего (рода) в единичном ицелого в частях; в мире человеческом это есть лишь основной элементарныйспособ, все более и более теряющий свое преобладание. "Всеобщее"присутствует в человеке не только как родовой И., но, нераздельно с тем,и как разумное сознание (так, напр., язык, основное средство общениямежду людьми) будучи порождением инстинктивным, есть вместе с темоткровение разума и начаток сознания); точно также связь целого, иливзаимность частных существ выражается в человеке не только как невольнаясимпатия, но и как нравственно-обязательное сознание солидарности сдругими. - Как род, человечество отличается от животных тем, что онопрогрессирует, оставаясь самим собою, т.е. не переходя в новыеорганические формы. Этот прогресс существенно характеризуется тем, чтоИ., первоначально общие у человека с животными, не теряя своей реальнойсилы, перестают быть темными стихийными влечениями, просветляютсясознанием и одухотворяются высшим идеальным содержанием. Так, И.самосохранения теряет свой исключительно физический характер, переходя вохранение человеческого достоинства; И. родовой превращается всупружескую любовь; И. родительский становится выражением нравственнойсвязи и преемственности поколений, началом предан я; И. политический,начатки которого встречаются у общественных и стадных животных, получаетновое и огромное значение, переходя в чувство гражданского долга, впатриотизм и, наконец, в начало всеобщей солидарности или братства. -Уже в животном царстве различные И. находятся в отношении подчинениямежду собою; так, И. самосохранения приносится в жертву родовому иродительскому (самцы, гибнущие в бою за обладание самкой, матери - призащите детенышей); у муравьев и пчел И. политический господствует надвсеми другими, и частное приносится в жертву общественной организациицелого. Тем более в мире человеческом следует признать такое подчинениенизших инстинктивных требований высшим, имеющим здесь характернравственных обязанностей; и если непозволительно, напр., оправдыватьинстинктом самосохранения какое-нибудь отступление от патриотическогодолга, то нельзя опираться и на этот последний против высшего требованиявсечеловеческой солидарности. С другой стороны, по мере духовногоразвития человечества взаимоотношение различных групп и элементов в немтеряет свойство внешней исключительности и несовместимости; единствоцелого понимается все более и более как внутренняя нравственнаясолидарность всех, предполагающая и требующая самостоятельного бытия исвободного развития каждого. Когда, таким образом, все истинноесодержание многоразличных инстинктов примет форму разумного сознания,тогда осуществится всеобщий нравственный порядок, вне которого останутсятолько слепые разрушительные страсти, лишенные всякого оправдания. апотому бессильные. Вл.Соловьев.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.